Егоршина Л.

Место и имение

Авторы:

Егоршина Л.

Подробнее об авторах

Прочитано: 174 раза

Как цитировать:

Егоршина Л. Место и имение. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2025;(7):144‑157.
Egorshina L. Place and estate. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2025;(7):144‑157. (In Russ.)

Рассказываем про три примечательные усадьбы, куда можно отправиться из Москвы на выходные: дом серпуховской купчихи Анны Мараевой, Абрамцево мецената Саввы Мамонтова и музей-заповедник художника Василия Поленова

Дом Анны Мараевой

Серпухов, Чехова ул., д.87

Усадьба Мараевых. https://yandex.ru/images/

Один только этот дом, который сейчас занимает историко-художественный музей, стоит поездки в Серпухов. Анна Васильевна Мараева происходила из крестьянской семьи Медынского уезда Калужской области. В 1869 году девушка вышла замуж за зажиточного купца-старообрядца Мефодия Мараева – наследника бумаготкацкого и ситценабивного производства в Серпухове. В семье Мараевых родилось 8 детей, но уже в 37 лет Анна Васильевна осталась вдовой и возглавила ткацкую мануфактуру. Причем у нее пытался отсудить наследство двоюродный брат мужа, ссылаясь на отсутствие венчания между супругами, которого по беспоповскому обычаю действительно не было, однако долгая тяжба закончилась в пользу вдовы. Текстильное дело было столь успешным, что у Мараевых, помимо недвижимости в Серпухове и в деревне Данки, было еще два дома в Москве. Один неоклассический – на Старой Басманной, д.18, стр. 1, сохранился до сих пор, а вот особняк в Настасьинском переулке, где купчиха держала старообрядческую молельню, из-за которой на нее писали доносы, выкупило Министерство финансов для строительства на его месте Московской Ссудной казны в 1913 году. Кстати, Анна Васильевна была и благотворителем: во время Первой мировой войны построила в Серпухове госпиталь.

Серпухов. Историко-художественный музей. Городская усадьба Мараевых. Автор: Larithek. https://ru.wikipedia.org/wiki

Жизни владелицы дома в музее посвящена сейчас отдельная выставка «Вечный капитал Анны Мараевой», но кроме этого в усадьбе много ценностей. Дело в том, что в 1890-х годах купчиха выкупила богатую коллекцию западноевропейской живописи и антиквариата у московского дворянина Юрия Мерлина. Купец Алексей Бахрушин, сам видный собиратель, писал, что у Мерлина имелись «масляные картины старых и новых мастеров, оружие, гравюры, миниатюры, резная кость и дерево, фарфор, стекло, трости, старинные русские вещи, иконы, утварь, бронза и множество других предметов, по рассказам видевших, очень хороших, редких и ценных». Причем причины покупки этой коллекции из 377 предметов не вполне ясны. Сама Анна Васильевна собирала иконы и духовную литературу, а западным искусством не интересовалась, поэтому отправила большую часть экспонатов в свое имение в Данки, хотя кое-какие предметы, например резной шкаф с эмалями, оставила в своем серпуховском доме. Возможно, собрание Мерлина рассматривалось как перспективное вложение капитала, также Мараева хотела помочь деньгами дворянину, который, вероятно, поспособствовал ей в тяжбе за наследство мужа.

В усадебном доме Мараевых. https://yandex.ru/images/

Сама же городская усадьба Мараевых в Серпухове, где сейчас находится историко-художественный музей, в своем нынешнем виде появилась в 1896 году. Для перестройки семейного купеческого дома из Москвы был приглашен архитектор Роман Клейн – автор зданий магазина «Мюр и Мерилиз», Музея изящных искусств, Московского гинекологического института имени Шелапутиной и Богадельни московского дворянства. Хотя Клейн позже тяготел к неоготике, новую усадьбу Мараевых он выстроил в стиле неоклассицизма.

Портретный зал Серпуховского музея. Автор: Sihm1918. https://ru.wikipedia.org/wiki

После революции и национализации имущества коллекцию Мараевой изъяли из имения в Данках, а в 1918 году на ее основе в городской усадьбе был создан Серпуховский музей старины и искусства, чьи фонды постепенно пополнялись в том числе из московских музеев. Сейчас в собрании есть картины Генриха Семирадского, Константина Маковского, Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Константина Коровина и Натальи Гончаровой. Но самое удивительное – это коллекция фламандской и голландской живописи XVI–XVIII веков, которая, конечно, поменьше, чем в ГМИИ, но все равно содержит жемчужины, например «Старуху за рукоделием» Эберхарда Кейля и «Рыбный рынок на морском берегу» Адама Виллартса. В самой усадьбе частично восстановлена историческая отделка (лепнина, росписи, резной декор), сохранились оригинальные мебель и предметы интерьера (фарфор, статуэтки, посуда).

Анна Васильевна Мараева. https://ru.wikipedia.org

В усадебном доме Мараевых. Начало экспозиции. Автор: Larithek. https://ru.wikipedia.org/wiki

Белый зал Серпуховского музея. Автор: Sihm1918. https://ru.wikipedia.org/wiki

Также не пропустите здание Покровской старообрядческой церкви по соседству (туда можно зайти только с экскурсией), которая прекрасно сохранилась. Здание по заказу Анны Мараевой начали возводить в 1908 году, когда правительство отменило запрет на строительство старообрядческих храмов. Автором проекта выступил московский архитектор Мечислав Пиотрович, который сделал компактную краснокирпичную церковь с резными дубовыми иконостасами и метлахской плиткой на полу. А в 2023 году при музее открылась галерея «Каретный сарай», располагающаяся в отреставрированных хозяйственных постройках усадьбы и бывших помещениях ткацкой фабрики «Товарищества мануфактур А.В. Мараевой в Серпухове», где проходят временные выставки.

Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы старопоморского-федосеевского согласия. Отдел Серпуховского музея. Автор: Sihm1918. https://ru.wikipedia.org/wiki

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Тульская область, Заокский район, п/о Страхово

Художник Василий Поленов – мастер лирических русских пейзажей, а кроме того, наставник Исаака Левитана и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал. Поленов провел немало времени в Абрамцево, но его собственной тихой гаванью стало имение в деревне Бехово на берегу Оки. Музеем-заповедником Поленова, кстати, сейчас руководит его правнучка.

Портрет Василия Дмитриевича Поленова. Н.Д. Кузнецов, 1888 г. https://commons.wikimedia.org

В 1890 году Василий Поленов купил усадьбу Борок (позже в честь живописца ее переименовали в Поленово) и постепенно возвел на этой территории несколько построек по собственному проекту. Главный трехэтажный усадебный дом был построен в 1892 году по задумке художника в «скандинавском» стиле, хотя асимметрия и сказочность здания отсылают к модерну. Внутренний декор и мебель также были сделаны по эскизам хозяина. Причем здание стало не только красивым, но и хорошо оснащенным для своего времени – с отоплением и водоснабжением. В доме, помимо мемориальных вещей семьи, выставлена собранная художником коллекция русской живописи: работы его друзей и учеников – Ивана Шишкина, братьев Маковских, Левитана и Коровина, а также собрание произведений народного искусства, которым Василий и Елена Поленовы заинтересовались еще в Абрамцево, и коллекция посуды, расписанная ими.

Поленово. Дом-музей. Автор: Svetlana Yarova. https://commons.wikimedia.org

Но только усадебным домом живописец не ограничился. В 1904 году появилось Аббатство – белокаменное здание мастерской, напоминающее крошечный замок в стиле романской готики (и модерна, конечно же). Поленов писал Ивану Цветаеву: «Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».

Аббатство — мастерская художника. Автор: Gastro-en. https://commons.wikimedia.org

Кроме того, Поленов сделал еще две фахверковские постройки – Адмиралтейство (сарай для хранения лодок) и Фахверк (столярная мастерская). Опыт строительства храма Спаса Нерукотворного в Абрамцево пригодился и в Бехово. В 1904 году Поленов, вдохновленный новгородскими храмами XII века, построил для крестьян церковь Святой Троицы в неорусском стиле. Внутренний интерьер церкви художник расписал сам при участии сестры, Ильи Репина и Марии Якунчиковой.

Поленово с высоты птичьего полета. Автор: Usadboved. https://commons.wikimedia.org

Кстати, помимо архитектурных проектов в Бехово и Абрамцево, в Москве тоже есть здание, построенное по эскизам Василия Поленова. В 1915 году на Зоологической улице, д.13, открылся «Поленовский дом», который предназначался для помощи деревенским и фабричным театрам, в нем были зрительный зал, библиотека и мастерские. Архитектором этого здания в стиле модерн выступил Осип Шишковский, но идея принадлежала именно Поленову, а профинансировал ее Савва Мамонтов. Сейчас «Поленовский дом» нуждается в реконструкции и является филиалом Музея-заповедника В.Д. Поленова.

Усадьба Поленово. Вид на реку Оку. Автор: Сергей Алексеев. https://commons.wikimedia.org

В усадьбе Поленов прожил вплоть до своей смерти в 1927 году, а 4 года спустя в ней был открыт музей. Обязательно прогуляйтесь по парку, окружающему Поленово, там цветники, которые воспроизводят те, что были разбиты при жизни Василия Поленова, невероятно живописный лес и плавная Ока, писанная им не раз.

Музей-заповедник Абрамцево

Село Абрамцево, Музейная ул., д.1

Усадебный дом. Автор: Ludvig14. https://commons.wikimedia.org

Благодаря владельцу усадьбы Савве Ивановичу Мамонтову Абрамцево стало местом, где творилась история искусства. Многие именитые художники написали в Абрамцево одни из своих лучших работ: Валентин Серов – «Девочку с персиками» (портрет дочки Саввы Веры), Виктор Васнецов – «Аленушку», «Ковер-самолет» и «Трех царевен подземного царства», Михаил Нестеров – «Видение отроку Варфоломею», а Михаил Врубель, помимо создания своих керамических шедевров (к примеру, камина «Микула Селянинович и Вольга» и скульптуры «Царь Берендей»), нарисовал «Сидящего демона». Художник Александр Бенуа вспоминал: «У Саввы Мамонтова в Москве и в знаменитом Абрамцеве в 80-х годах минувшего века собирались все, кто лелеял в своей душе новые мечты. Там созидалась очаровательная постановка “Снегурочки” В. Васнецова, там работали Поленов, Головин, Коровин, Врубель, там “выросли” и “воспитались” Левитан, Серов, Якунчикова и многие, многие другие».

Абрамцево. «Римская аллея». Автор: Nickolas Titkov. https://commons.wikimedia.org

С чего же все началось? Железнодорожный промышленник Савва Мамонтов с юности был очарован сферой прекрасного: помимо поддержки художников, он основал журнал «Мир искусства» и первую «Русскую частную оперу». С 1867 года меценат жил в Москве с супругой Елизаветой Григорьевной в унаследованной от отца усадьбе на Садовой-Спасской, д.6, стр. 1. От того комплекса зданий в стиле ампир остался лишь флигель, по которому сложно представить прежнее величие усадьбы и работавших над ее созданием людей. К примеру, переделкой части построек занимался архитектор Лев Кекушев, а майоликовый внутренний декор дома разрабатывал Врубель. В 1870 году Савва Мамонтов купил у дочери писателя Сергея Аксакова подмосковную усадьбу Абрамцево вблизи реки Вори. Если до приобретения абрамцевское имение было писательской вотчиной (автора «Аленького цветочка» Аксакова навещали Николай Гоголь и Иван Тургенев), то при Мамонтове стала художественной (помимо Врубеля, Серова, Нестерова, братьев Васнецовых, в нем гостили и работали Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Константин Коровин, Исаак Левитан). Васнецов отмечал, что в Мамонтове «была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других». Вероятно, мысль объединить художников в одном месте для создания творческого кружка пришла в голову Савве Мамонтову во время путешествия по Италии, где меценат познакомился со скульптором Марком Антокольским и художником Василием Поленовым. Поначалу художников приглашали работать в московскую усадьбу, но именно в Абрамцеве Мамонтовский кружок расцвел пышным цветом.

Малиновая гостиная. Автор: Anastasia Galyamicheva. https://commons.wikimedia.org

Благодаря Елизавете Мамонтовой была собрана обширная коллекция предметов народного быта, ставшая источником вдохновения для столярной мастерской, которой руководила сестра Поленова Елена. Сама художница писала: «Мы ищем главным образом вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предмет их обихода, стараясь, разумеется, отбрасывать иноземную новейшую прививку». Врубель же возглавил керамическую мастерскую, где начали производить изразцы, скульптуру и посуду также с оглядкой на традиционный русский стиль.

Мастерская в русской избе, где выставлены работы Врубеля. Автор: Ludvig14. https://commons.wikimedia.org

Главный усадебный дом в стиле деревянного классицизма в момент покупки находился в упадке, поэтому меценат восстановил и достроил его (сейчас в нем находится экспозиция, посвященная Сергею Аксакову, мебель и обстановка семьи Мамонтовых, а также коллекция художественного кружка). Кроме того, при участии подопечных художников и архитекторов на территории усадьбы появились новые удивительные строения. Архитектор Виктор Гартман построил скульптурную мастерскую в виде деревянной избушки с резными деталями (в ней расположена экспозиция, посвященная врубелевской керамике, в том числе его знаменитые «Египтянка» и «Снегурочка»). Отдельно на территории усадьбы можно видеть цветную майоликовую скамью, изготовленную по эскизу Врубеля. Еще два «сказочных» строения Абрамцево – баня-теремок архитектора Ивана Ропета и беседка «Избушка на курьих ножках» по проекту Виктора Васнецова. И наконец, бриллиант усадьбы – храм Спаса Нерукотворного. Елена Поленова вспоминала: «В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло. В 1881 году… снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов». Миниатюрный усадебный храм строили по проектам Василия Поленова и Виктора Васнецова, отчасти вдохновленных новгородским, ростовским и московским древним зодчеством, по их же эскизам выполнен внутренний интерьер, а Врубель оформил изразцовую печь.

Скамья Врубеля. Автор: Ludvig14. https://commons.wikimedia.org

Золотым дням искусства в Абрамцеве пришел конец, когда Савву Мамонтова в 1899 году обвинили в хищениях на железной дороге, а судебный процесс его полностью разорил, хотя промышленник был потом оправдан. Московскую усадьбу и значительную часть художественной коллекции пришлось продать за долги. Так как Абрамцево было записано на жену, его получилось сохранить, но к 1900 году семья уже распалась. Савва поселился в скромном доме при гончарном заводе «Абрамцево» у Бутырской заставы, в который переехала из усадьбы керамическая мастерская. Оказавшись в Абрамцеве, непременно стоит погулять и по парку, чтобы увидеть пейзажи, запечатленные на полотнах работавших в усадьбе художников.

Избушка на курьих ножках. Автор: AndyVolykhov. https://commons.wikimedia.org

Каменная баба. Автор: Andrey Sapronov. https://commons.wikimedia.org

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.