Кто в тереме живет?
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2025;(1‑2): 132‑143
Прочитано: 247 раз
Как цитировать:
Дом-музей Алексея Бахрушина, основное здание. https://ru.wikipedia.org
В прошлых номерах мы рассказывали про примечательные дома московских купцов, построенные в стиле модерн и напоминающие дворцы, сейчас очередь зданий, выполненных с оглядкой на старорусский стиль
В конце XIX века в Российской империи в моду вошел псевдорусский стиль, для которого использовали мотивы русского зодчества. В 1878 году для участия во Всемирной выставке в Париже архитектор Иван Ропет представил эскиз Русского павильона в виде сказочного терема. В Москве появились здания Исторического музея, Ярославского вокзала, Верхних торговых рядов (ГУМ), дома купца Николая Игумнова и Театра Корша, для которых архитекторы вдохновлялись традиционным старорусским стилем. Художник Иван Билибин иллюстрировал русские народные сказки, не забывая про не менее популярный в ту пору модерн. Михаил Врубель создал майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», написал «Царевну-Лебедь» и «Прощание Царя Морского с царевной Волховой». А Виктор Васнецов не только посвятил сюжетам сказок большинство картин, но и выстроил себе по собственным эскизам дом-избу, где деревянное зодчество сочетается с модерновой абрамцевской керамикой. Мы же остановимся подробнее на тех домах, которые заказывали для себя городские предприниматели и благотворители.
Бахрушина ул., д. 31/12
Фамилия купцов Бахрушиных – видных благотворителей, была на слуху еще до знаменитого основателя театрального музея – Алексея Александровича Бахрушина. Наследники купеческой династии братья Петр, Александр и Василий Бахрушины, владевшие «Товариществом кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей», выстроили в Сокольниках больницу для неизлечимых болезней, к которой потом добавили амбулаторию, дом призрения и родильный дом, кроме того, фабриканты пожертвовали средства на основание сиротского приюта, названного в их честь.
Алексей Бахрушин, основатель музея. https://ru.wikipedia.org
А вот уже сын одного из братьев – Алексей Бахрушин – стал известен на всю Москву как коллекционер. Миром прекрасного он увлекался с юности. Поначалу собирал предметы восточного искусства, а со временем перешел на коллекционирование русской театральной старины: в 1890 году в обществе купец поспорил с другим коллекционером, который, на его взгляд, скупал театральные артефакты без всякого разбора. «Чтобы собрание имело ценность, надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие», – заявил Алексей Бахрушин и пообещал за месяц собрать более внушительную и толковую коллекцию. Так и произошло, а коллекционирование предметов из театрального мира его всерьез захватило, даже, по воспоминаниям его сына, «превратилось в страсть, которую окружающие воспринимали как блажь богатого самодура». Купец регулярно посещал антикварные и букинистические магазины, Сухаревский рынок также специально совершал заграничные поездки в поисках экспонатов – афиш, костюмов, эскизов для оформления постановок, редких изданий пьес, портретов, фотографий, личных вещей актеров и режиссеров, а потом видные деятели сцены уже стали присылать ему их в подарок. Вскоре и без того небольшой семейный дом Бахрушиных на Кожевнической улице перестал вмещать театральную коллекцию. Поэтому купец задумал выстроить себе особняк на Лужнецкой улице, ныне она носит имя Бахрушина. Проектировать здание в 1896 году был приглашен архитектор Карл Гиппиус, автор «китайского» здания чайного магазина Перловых на Мясницкой, а также сиротского приюта и доходных домов Бахрушиных. Особняк Алексея Бахрушина на Лужнецкой окрестили «Версалем на Зацепе». Выстроен тот был в стиле эклектики, где соединились английская готика и русское зодчество с шатровой башенкой над входом. Часть здания изначально предназначалась под коллекцию, но та вскоре разрослась до остальных помещений – жилых и служебных комнат, буфетной, каретного сарая и конюшни. Газета «Биржевые Ведомости» писала в 1907 году, что у Бахрушина в доме «целая стена увешена эскизами декораций Врубеля, Аполлинария Васнецова, Константина Коровина, Головина». Свое богатое собрание коллекционер захотел подарить городу, однако власти поначалу отказались, только в 1913 году он смог передать ее Академии наук.
Кабинет в особняке Бахрушина А.А., 1912 г. https://pastvu.com
После революции Алексей Бахрушин остался в России и возглавил Театральный музей, которому сохранили его имя. И по сей день здание бывшего особняка занимает Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Несколько лет музей был закрыт на реконструкцию, но в 2025 году он откроется уже в составе Бахрушинского Музейно-театрального квартала, для которого отреставрировали и соседние постройки. Внутри самого дома-музея не пропустите центральную дубовую лестницу с расписными деревянными потолками над ней.
Архитектор Карл Гиппиус. Эскиз особняка Бахрушиных, 1896 г. https://www.bakhrushinmuseum.ru
Торжественная передача музея в ведение Российской Императорской Академии наук. 25 ноября 1913 г. На фото: А.А. и В.В. Бахрушины, Кира и Юрий Бахрушины, М.Н. Ермолова, А.А. Яблочкина, И.А. Бунин, К.С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко… https://www.bakhrushinmuseum.ru
Готическая прихожая театрального музея Бахрушина, 1898 г. https://pastvu.com
Интерьер музея им. А.А. Бахрушина. https://mos.ru
Интерьер музея им. А.А. Бахрушина. https://liveinmsk.ru
Малая Грузинская ул., д. 15
Вот еще один дом московского купечества, ставший выставочным пространством, сейчас здесь находится Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева. Купцы-старообрядцы Щукины – владельцы ткацкой мануфактуры и торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями». Петр Щукин был одним из сыновей фабриканта Ивана Васильевича, с юности по желанию отца изучавший торговое дело и ткацкое производство в Германии и Франции. Во время заграничных стажировок Петр Иванович заинтересовался предметами восточного искусства из Японии, Китая, Ирана и Индии – миниатюрами, коврами, фарфором, мебелью, эмалями, шелкографией, вышивками. Также он покупал гравюры, литографии и картины европейских художников, а позже увлекся и русской стариной – украшениями, серебряной посудой, рукописями. Сам коллекционер говорил, что поставил себе задачу собирать не только русские предметы, но также восточные и западные и, собирая последние, наглядно показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру.
Усадьба Петра Щукина. Старый корпус музея. Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
В 1890-х годах Петр Щукин заказал строительство своего нового особняка на Малой Грузинской архитектору Борису Фрейденбергу в неорусском стиле, источником вдохновения стали памятники ярославского зодчества и палаты бояр Романовых на Варварке. Архитектурные детали и элементы отделки были вдохновлены в том числе и предметами коллекции Щукина, например роспись потолка – орнаментами из грамоты Петра I (увы, до наших дней дошел только внешний вид здания). В 1895 году в особняке купец открыл «Музей русских древностей», к которому потом пристроил еще два корпуса. По воспоминаниям современников, «большой зал музея был переполнен разнообразными интересными предметами почти исключительно русского искусства. Стены сплошь были завешаны парчой, шитьем, портретами; у четырех колонн старинное оружие, с потолка спускались паникадила XVII века, а в витринах, тесно расставленных у стен и посредине зала, блестели миниатюры, эмали, резная кость, серебряные кубки, фарфор и хрусталь, красотой своих форм и расцветок поражающий и радующий». В 1905 году меценат передал свою огромную коллекцию «древних медных крестов и икон, превосходного шитья, облачений, старинных материй, изделий из стекла, табакерок, перстней, печатей» Российскому историческому музею, а особняк стал наименоваться «Отделение императорского Российского исторического музея имени императора Александра III – Музей П. И. Щукина».
Петр Иванович Щукин, 1906 г. https://ru.wikipedia.org
Единорог на клейме старого корпуса. Автор: bdb_2000. https://ru.wikipedia.org
Кстати, говоря о Щукиных, нужно обязательно упомянуть и брата Петра – Сергея, к его особняку в Большом Знаменском переулке тоже стоит прогуляться. Сергей Щукин пожертвовал средства Московскому университету на создание Психологического института, названного в честь его жены Лидии, а его коллекция произведений импрессионистов (Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Поля Гогена, Анри Руссо) стала основой Музея нового западного искусства (ныне хранится в ГМИИ).
Ворота и ограда усадьбы Петра Щукина. Автор: AleksandraShe. https://ru.wikipedia.org
Курсовой пер., д. 1
Будучи вблизи Пречистенской набережной, невозможно упустить из виду доходный дом предпринимателя Петра Перцова, строившего в Российской империи железные дороги. Хотя в историю здание в сказочно-былинном стиле вошло по имени его жены Зинаиды, на которую он оформил строение.
Вид дома Зинаиды Перцовой со стороны храма Христа Спасителя, 2010 г. https://ru.wikipedia.org
Портрет Петра Перцова. Сергей Малютин, 1916 г. https://ru.wikipedia.org
Как и соседний особняк мецената и ценителя искусства Ивана Цветкова, перцовский дом строился в 1907 году по образу терема и, разумеется, с поклонением модерну. Во многом автором проекта стал художник Сергей Малютин, кроме прочего расписавший первую русскую матрешку, ставшую потом символом стиля a la russe, а под патронажем Саввы Мамонтова создавший декорации для «Садко» в Московской частной опере и иллюстрировавший сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила». По эскизам Малютина была выполнена отделка внешней и внутренней части дома Перцова, но проектом он занимался вместе с инженером Борисом Шнаубертом и архитектором Николаем Жуковым.
Фронтон дома Зинаиды Перцовой, 2011 г. Автор: Aleks G. https://ru.wikipedia.org
По изначальной задумке хозяина в одной части доходного дома жил он сам с семьей, другая же сдавалась в аренду, в том числе представителям артистической среды, так и Сергей Малютин тоже поселился в «тереме».
Портрет Зинаиды Николаевны Перцовой (жены сына П.Н. Перцова). Константин Коровин, 1921 г. https://ru.wikipedia.org
Внутрь Дома Перцовой в настоящее время, к сожалению, не попасть, но и наружный осмотр не оставит равнодушными, не случайно его прозвали «домом-сказкой». Художники артели «Мурава» сделали для здания майоликовые панно с Ярилой, зайцем, мифическими птицами и диковинными растениями; вершины труб выполнены в виде керамических сов, а балконы поддерживают каменные морские змеи.
Пречистенская наб., д. 29
Собственно, появлению сказочного дома Перцова предшествовала постройка особняка Ивана Цветкова по соседству еще в 1901 году. Иван Евменьевич Цветков, сын священника из Симбирской губернии, сделал головокружительную карьеру финансиста. Выпускник математического факультета поступил простым бухгалтером в Московский акционерный земельный банк, а в итоге стал председателем его оценочной комиссии. Еще в начале 1880-х годов Цветков стал собирать русскую живопись – картины Брюллова, Кипренского, Крамского, Шишкина, Репина, Сурикова. Его коллекция стала одной из самых крупных в Москве и включала порядка 2000 работ. До конца 1890-х финансист жил в небольшом доме в Кривоарбатском переулке, а для создания собственного особняка на Пречистенской набережной коллекционер пригласил главного «сказочника» русской живописи – художника Виктора Васнецова. Архитектором здания выступил Василий Башкиров, а инженером – Борис Шнауберт (который потом построит терем Петру Перцову). Но, как вспоминал сам Цветков, «внешний же вид, все четыре фасада сделаны по эскизам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской». Поэтому фриз и фасад краснокирпичного двухэтажного особняка в старорусском духе украшают майоликовые плитки с изображением птиц и растений.
Особняк Ивана Цветкова, 2007 г. Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
Интерьер особняка Ивана Цветкова, 2019-2020 гг. Автор: Guadalupe Romero. https://ru.wikipedia.org
Майоликовый узор особняка Цветкова, 2016 г. https://mos.ru
По свидетельствам современников, внутри особняк был достаточно скромен, а большую часть интерьера составляла живопись: «Передняя сплошь завешана картинами русских художников. Их уже вешать некуда. Висят они и над вешалкой, и под окнами. В зале тоже картины, всюду и везде, в гостиной тоже». В 1909 году Цветков подарил коллекцию городу при условии своего пожизненного проживания в особняке, а его галерея открылась для публики. После революции Цветковская галерея была упразднена, а коллекцию передали в Третьяковскую галерею и Государственный музейный фонд.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.