Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Ну, за наше «невыгорание»!
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(9): 80‑83
Прочитано: 286 раз
Как цитировать:
Автор:
Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций
Как выяснить, есть ли у сотрудников клиник эмоциональные проблемы
Недавно на семинаре по профессиональному выгоранию один из руководителей клиники спросил: «Как часто нужно проверять сотрудников на профессиональное выгорание? Достаточно ли проводить диагностику один раз в год?» Я постаралась ответить подробно. Участникам семинара понравилось. Решила поделиться этим ответом с читателями журнала Non Nocere.
Сначала определимся с терминами.
Что такое профессиональное выгорание? Согласно определению МКБ-111 профессиональное выгорание – это состояние хронического стресса на работе, который не был успешно преодолен. Хронический стресс – состояние, при котором происходит срыв адаптационных возможностей организма. Развивается, когда длительно действуют стрессовые факторы.
Допустим, врач принимает пациентов одного за другим, кто-то из них недоволен, кто-то нервничает, у всех есть вопросы, возражения, претензии. А врачу важно остаться внимательным и вежливым. Доктор начинает экономить свои эмоции и силы: вместо подробного объяснения пациенту, для чего нужно пройти обследование, как правильно принимать лекарства, он может ограничиться фразой: «Женщина, не надо спрашивать. В выписке все указано». Такая фраза может быть не грубостью, а симптомом профессионального выгорания.
Способ №1. Разговор с каждым сотрудником один на один.
Опытные руководители скажут, что эмоциональное неблагополучие можно увидеть даже при кратком разговоре с сотрудником. Заведующий отделением с утра здоровается с врачами и видит, кто и как общается на утренней планерке, и ему уже все понятно. Скажем, Марианна Витальевна пришла с недовольным лицом, отвечает неохотно, выдает резкие комментарии – есть о чем задуматься.
Мне могут возразить: вдруг у нее дома что-то случилось?
Отвечу так: домашняя обстановка может быть отягощающим фактором эмоционального выгорания на работе, поэтому руководителю важно не упускать из виду плохое настроение сотрудников. Для начала попросить Марианну Витальевну задержаться после планерки и задать вопросы: «Что хорошего за последнее время произошло на работе? Что было интересного?»
Лучше начать именно с позитивной формулировки вопросов. Такая формулировка, как лакмусовая бумажка, выявит истинный настрой сотрудника. Марианна Витальевна ответит: «Что может быть хорошего? Беспросветная рутина, работа тяжелая, пациенты сложные. Все надоело!» Такой ответ, скорее всего, говорит не о плохом настроении, а о профессиональном выгорании. В этом случае руководителю важно понять, как помочь сотруднику. В некоторых клиниках, например, предлагают консультацию психолога, оплаченную медицинским учреждением.
Преимущества способа
– оперативность – руководитель может сразу поговорить с врачом, если заподозрил, что специалист на грани «выгорания»;
– индивидуальный подход – руководитель может сразу обсудить план действий, чтобы справиться с проблемой.
Недостатки способа
– значительные затраты времени и сил руководителя – придется разговаривать с каждым сотрудником.
Способ №2. Провести небольшое совещание с сотрудниками.
Не со всеми сразу, а по подразделениям. Например, собрать отдельно врачей отделения, а на другое такое совещание пригласить уже медицинских сестер.
Цель совещания: объяснить, что такое профессиональное выгорание, как оно проявляется, чем опасно, почему возникает, как проводят диагностику состояния.
Популярные тесты, которые можно пройти онлайн бесплатно:
– тест Maslach Burnout Inventory2 – адаптирован российскими психологами Н.Е. Вдопьяновой, Е.С. Старченковой и Е.И. Лозинской;
– тест доктора психологических наук, профессора В.В. Бойко3, который занимался проблемой профессионального выгорания, заведовал кафедрой психологии и медицинской деонтологии НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования» (СПбИНСТОМ).
Руководитель может подсказать, что делать, если тест показал наличие профессионального выгорания, например, 3–4-й стадии. (Обратиться к психологу как минимум.)
В итоге получится небольшая интерактивная лекция минут на 20.
Следующий этап совещания – обсуждение проблемы с сотрудниками. Чтобы в обсуждении приняли участие все присутствующие, аудитория должна быть небольшой – до 15 человек.
Для обсуждения помогут заранее заготовленные вопросы о работе:
– Что для вас важно?
– Что вам нравится?
– Что вызывает наибольшее эмоциональное напряжение?
Оптимально разбить аудиторию на группы по 3–4 человека и создать неформальную атмосферу – так люди будут говорить более откровенно.
Например, приготовить для всех угощение – чай, кофе, бутерброды.
Оживить дискуссию помогут вопросы, касающиеся личного мнения каждого участника: «Что на ваш взгляд поможет/помогает справиться с профессиональным выгоранием?»
Пусть каждая группа выскажется.
Управляет совещанием руководитель. Он же записывает все ключевые идеи и подводит итог – план действий по профилактике профессионального выгорания в конкретном подразделении.
Преимущества способа
– руководитель общается сразу с несколькими сотрудниками;
– руководитель диагностирует не только состояние каждого сотрудника, но и оценивает социально-психологический климат в коллективе, выясняет, нет ли там конфликта.
Недостатки способа
– проведение такого совещания требует заранее подготовленного сценария, навыков модерации – управления дискуссией.
Как часто проводить оценку профессионального выгорания?
Опытные руководители оценивают психологическое благополучие при каждом взаимодействии со своими сотрудниками. Совещания, которые обсуждались во 2-м способе, можно проводить 1 раз в 2 месяца.
Руководителю важно быть внимательным, так как сотрудники могут находиться на разных стадиях профессионального выгорания. Это необходимо своевременно выявить и предложить помощь.
1МКБ-11 – одиннадцатый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Разработана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.