Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
В гостях у сказки
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(12): 102‑113
Прочитано: 238 раз
Как цитировать:
Особняк Л.Н. Кекушева (А.И. Кекушевой) на Остоженке (1900–1903 гг.). Автор: NVO. https://ru.wikipedia.org
Продолжаем изучать московскую архитектуру
Рассказываем про самые любопытные дома конца XIX и начала XX века, связанные с московскими купцами, предпринимателями и меценатами. Многие здания созданы выдающимися архитекторами, в том числе главными звездами русского модерна – Федором Шехтелем и Львом Кекушевым, оттого представляют собой лучшие образцы этого стиля в Москве. Делимся возможными маршрутами для увлекательных прогулок, причем в некоторые особняки даже можно попасть внутрь.
Малая Никитская ул., 6/2, стр. 5
Степан Рябушинский – один из восьми братьев (остальные – Павел, Михаил, Сергей, Владимир, Николай, Федор и Дмитрий) богатейшего московского рода купцов-старообрядцев. Рябушинские начинали с текстильного производства, к началу ХХ века наследники расширили дело до писчебумажной и лесной промышленности. Также братья Рябушинские открыли собственный банк, а позже и первый автомобильный завод в России (Московский Автомобильный Завод товарищества на паях «Кузнецов, Рябушинский и Ко», после революции превращенный в ЗИЛ).
Особняк С.П. Рябушинского. 1903 г., Москва. Архитектор Федор Шехтель. Фотография из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева. https://www.oldmos.ru
Братья были меценатами и большими ценителями искусства. Михаил покупал картины русских и западноевропейских художников. Николай и вовсе спустил на мир прекрасного все свое наследство – издавал журнал «Золотое Руно», для которого рисовали Лев Бакст, Константин Сомов и Александр Бенуа, а также выстроил себе декадентскую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке, где закатывал обширные балы. Богатая внутренняя отделка и росписи импрессиониста Петра Кузнецова не дожили даже до революции, а вот на внешний вид виллы до сих пор можно посмотреть.
Степан собирал древнерусские иконы и обладал одной из обширнейших коллекций. К 1900 году он захотел построить себе собственный дом в только набиравшем в столице моду стиле модерн, для чего пригласил архитектора Федора Шехтеля.
Архитектор позже спроектирует для Рябушинских здание их банка и конторы на Биржевой площади, а также типографию газеты «Утро России» в Большом Путинковском переулке. Особняк же Степана Рябушинского для Шехтеля стал буквально лебединой песней, где его гений объединился с миллионами заказчика. Существует версия, что зодчего вдохновил парижский дом певицы Иветт Гилбер (той самой, которую рисовал Анри Тулуз-Лотрек), построенный французским архитектором Ксавье Шелкопфом (он, кстати, родился в Москве) в 1899 году, но разрушенный в 1950-е. В особняке Гилбер доминируют плавные формы, а «обтекаемый» камин и лестница-волна отчасти стали прототипами того, что появилось потом в проекте Шехтеля.
Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице. https://liveinmsk.ru
Строительство заняло три года. Архитектор спроектировал в доме абсолютно все – интерьер, мебель, а также проявил себя как инженер: сконструировал передовую систему вентиляции и огромные панорамные окна, которые открывались с помощью сложного механизма. Смотрите на здание внимательно уже на подходе: фасад украшен дивной красоты мозаикой с ирисами, а под крышей прячется тайная старообрядческая молельня, про которую ни за что не догадаться, если смотреть на дом со стороны улицы. В декоре зашифрованы отсылки к трем мирам – водному, земному и небесному. Каждая деталь в особняке (хотя сохранились, увы, далеко не все) имела свое значение.
Можно даже представить, что говорил архитектор Рябушинскому: «В прихожей, Степан Павлович, будут витражи в виде крыльев богомолов, которые держат в лапках плафоны в форме гроздьев винограда, в столовой разместим мраморный камин с парящей женщиной-бабочкой, ручки у дверей сделаем в форме морских коньков, по потолку библиотеки пустим лепнину с заросшим ряской прудом и улитками, а над центральной “тающей” лестницей с одной стороны вознесется колонна с саламандрами, с другой – светильник, снизу – как медуза, а сверху – как черепаха».
В 1917 году Рябушинские уехали из России, что успели – продали, в том числе часть обстановки дома на Малой Никитской. К настоящему моменту из мебели по эскизам Шехтеля остался только шкаф над камином в кабинете.
А в 1931 году в здании появился новый жилец, во многом благодаря которому оно было отчасти «законсервировано» и дошло до наших дней. По сей день это музей-квартира Алексея Максимовича Горького, поэтому туда можно попасть. Советское правительство настойчиво уговаривало писателя вернуться из Италии в Москву, он согласился, и для него подготовили дом, обставив уже мебелью тех годов. Вероятно, тогда же разобрали в гостиной удивительный камин из каррарского мрамора с изображением полуголой женщины-бабочки.
Особняк С.П. Рябушинского. Южный фасад. Мозаичный фриз. Автор: Shesmax. https://commons.wikimedia.org
Горький из-за границы писал, даже еще не видя особняк: «Ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки. Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопроса о вселении моем во дворец не решать до моего приезда». Писатель, по крайней мере, по воспоминаниям знакомых, шедевр модерна не любил, хотя его новый московский дом и стал местом притяжения для литераторов. Горький принимал многочисленных посетителей, даже заморских вроде Бернарда Шоу и Ромена Роллана. Но на момент возвращения в Россию он был уже сильно болен, прожил потом всего 5 лет.
Столовая в музее-квартире А.М. Горького – самая большая комната в доме. https://museum.imli.ru/
Сейчас для посещения открыта часть особняка; экспозиция посвящена именно писателю – посетители видят творение Шехтеля уже таким, каким оно стало в 1930-х годах. Кстати, соседние хозяйственные постройки особняка после революции были приспособлены под жилье, в начале 1940-х там поселился писатель Алексей Толстой, в них сейчас находится его музей.
Электрозаводская ул., 12, стр. 1
Особняк Василия Носова – редкий пример деревянного модерна в Москве. Носовы – старообрядческая семья купцов – владельцев суконной фабрики, к 1880 году выросшей до крупного «Промышленно-торгового товарищества мануфактур братьев Носовых».
До 1902 года Василий Носов с семьей жил в неоклассической усадьбе на Малой Семеновской улице по соседству с фабрикой, но после женитьбы сына – тоже Василия (кроме него, у фабриканта было еще 6 дочек) – на Евфимии Рябушинской, сестре тех самых 8 братьев, предприниматель решил построить себе новый особняк рядом. В качестве архитектора был приглашен Лев Кекушев – вторая ярчайшая звезда русского модерна, «подписывавший» свои здания статуями или барельефами в виде льва. Кекушев к этому моменту уже успел построить собственный модерновый дом в Глазовском переулке, доходный дом Хлудовых, восточное крыло Ярославского вокзала, перестроить усадьбы купца Тимофея Коробкова и промышленника Саввы Мамонтова, а также выиграть конкурс на фасад гостиницы «Метрополь».
Интерьер особняка В.Д. Носова. Автор: Николай Булыкин. https://ru.wikipedia.org
Первоначально Василий Носов хотел себе дом в стиле американского коттеджа с фахверковым фасадом по образцу одного из зданий, увиденных в журнале Scientific American. Архитектор же предложил нечто иное и передовое – особняк в стиле франко-бельгийского ар-нуво, но выполненный почти целиком из дерева и на каменном фундаменте. К 1903 году двухэтажный особняк был выстроен, Василий Носов с дочками стали его обживать. У дома – традиционная для модерна асимметрия в объеме, окна разной величины и формы, большая открытая терраса. Несмотря на кажущуюся «старорежимность» в использовании дерева для строительства, уже тогда здание было технически полностью оснащено электричеством, вентиляцией, системами водоснабжения и отопления. Большая часть внутренней отделки сделана из мореного дуба, она отчасти сохранилась, отчасти восстановлена при реставрации. Не пропустите отделанный майоликовой плиткой камин и парадную лестницу с огромными окнами. Старый дом Носовых (Малая Семеновская ул., 1) тоже дожил до наших дней, его можно увидеть со стороны и представить, какая культурная жизнь кипела в нем в начале ХХ века.
Особняк Василия Дмитриевича Носова на Электрозаводской улице, 1922 г. https://ru.wikipedia.org
Евфимия Носова (урожденная Рябушинская) от братьев переняла любовь к искусству и устраивала вечера с участием поэтов и художников (в собрании Третьяковской галереи есть ее портрет авторства Константина Сомова). В 1917 году оба дома Носовых перешли советской власти, часть купеческих наследников покинула Россию, а сам Василий Носов доживал последние годы в деревне. Сейчас деревянный особняк занимает филиал Российской государственной библиотеки для молодежи, его можно осмотреть в рамках регулярных экскурсий.
Внутри особняка Василия Дмитриевича Носова. Автор: Николай Булыкин. https://ru.wikipedia.org
Интерьер особняка В.Д. Носова. Автор: Николай Булыкин. https://ru.wikipedia.org
Поварская ул., 44/2с1
Особняк Ивана Миндовского – еще одно прекрасное творение Льва Кекушева, которое к настоящему времени хорошо отреставрировано. Внутрь, увы, не попасть, так как это – посольство Новой Зеландии, но даже внешний осмотр вдохновит. Любопытно, что здание выстроено не для какого-то конкретного жильца, а как готовый проект, который потом предназначался для продажи. К началу ХХ века в городе предпринимателем Яковом Рекком было основано Московское торгово-строительное акционерное общество, которое возводило особняки и доходные дома с полной отделкой. Учитывая, что в качестве архитекторов Рекк приглашал ведущих мастеров модерна того времени (Кекушев был главным, но также на общество работал Вильям Валькот), у строительной конторы сформировался особенный «рекковский стиль». Для Рекка Кекушев также спроектировал доходный дом Исакова, а Валькот – особняки Якунчиковой и Гутхейля.
Исторический снимок особняка Миндовского. 1911–1914 гг. https://ru.wikipedia.org
В 1904 году между Поварской улицей и Скарятинским переулком появилось здание, в котором авторство Кекушева распознается благодаря барельефу льва на башенке крыши. На фасаде, помимо типичных для модерна маскаронов, использован растительный орнамент в виде маков. Для оформления витражей зимнего сада архитектор применил передовой метод кислотного травления, но большая часть их не дожила до наших дней. Рядом с домом сохранился каретный сарай, вход в который украшен головой лошади.
Особняк Миндовского на Поварской улице после реставрации. Автор: Е. САмарин, https://ru.wikipedia.org
Особняк получился столь дорогим, что только через несколько лет Яков Рекк нашел на него покупателя. Им оказался купец Иван Миндовский. Миндовские – известные текстильные фабриканты из Костромской губернии, несмотря на свои богатства, отличались крайней скупостью. На дом Иван, впрочем, не пожалел денег, хотя и прожил в нем всего три года, а дальше его унаследовали дети. Кстати, для дочери Миндовского Ираиды усадьбу во Вспольном переулке в 1914 году построил Федор Шехтель, что стало последним частным дореволюционным строением архитектора в Москве. После особняка Миндовского пройдите по Поварской до дома 24, это еще один проект Льва Кекушева – дом для купца Моисея Саарбекова.
Интерьер особняка Миндовского на Поварской улице – парадная лестница. Автор: Маргарита Федина, пресс-служба правительства Москвы. https://ru.wikipedia.org
Глазовский пер., 8, стр. 1
Особняк Отто Листа считается первым московским зданием в стиле модерн. Изначально Лев Кекушев построил особняк в Глазовском переулке в 1899 году для себя. Но дом так понравился Отто Листу – племяннику богатого металлопромышленника Густава Листа, что тот уговорил его продать. Говорили, что сумма сделки составила порядка 120 000 рублей, на тот момент – весьма внушительные деньги. Сам же архитектор начал строить для своей семьи модерновый миниатюрный замок на Остоженке, впоследствии вошедший в историю по имени его жены Анны Кекушевой и, вероятно, ставший прототипом дома Маргариты у Михаила Булгакова.
Проект особняка О.А. Листа в Глазовском переулке (фасад), автор Л.Н. Кекушев. https://ru.wikipedia.org
Чертеж разреза особняка по парадной лестнице, автор Л.Н. Кекушев. https://ru.wikipedia.org
Вид на особняк Отто Листа со стороны Денежного переулка, 2014 г. Автор: Moreorless, https://ru.wikipedia.org
Чем же так приглянулся Отто Листу дом? Фасад отделан мрамором и кирпичом песочного цвета, над входом располагается мозаичное панно с изображением рыб, рака и водорослей (скорее всего, автором эскиза является Вильям Валькот, так как внизу – его подпись «WW»), а на фризе – подснежники на золотом фоне. Еще одна мозаика со львом на фоне солнца является новоделом, ее добавили после реконструкции в наше время как дань уважения Кекушеву и его фирменному знаку. После Листа особняк заняла артистическая чета – основатель Российского музыкального издательства Сергей Кусевицкий и его жена Наталия, которые принимали у себя Александра Скрябина, Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. Изнутри здание не посмотреть, так как его занимает представительство Калужской области.
Элементы декоративного оформления уличного фасада особняка Отто Листа (колонна лоджии, входная дверь и мозаичное панно над ней, мозаичный междуэтажный фриз). Автор: Shesmax, https://ru.wikipedia.org
Кропоткинский пер., 13, стр. 1
Владелица особняка Александра Дерожинская в свое время была весьма примечательной особой. Свою дочку Александру купец-старообрядец Иван Бутиков, владевший крупными текстильными мануфактурами на Пречистенской набережной (его имя дало название и близлежащему Бутиковскому переулку), в 1893 году выдал замуж за старшего из братьев Рябушинских – Павла. Но брак долго не продержался, хотя развод для старообрядческих укладов был нонсенсом. Александра Ивановна, возглавившая после смерти отца «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова», успешно стала развивать семейное дело и вышла замуж во второй раз – уже за военного Владимира Дерожинского.
Особняк Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке. https://archi.ru
В 1901 году предпринимательница заказала проект особняка в Штатном переулке Федору Шехтелю. К 1903 году дом был готов. Архитектор сделал здание разнообъемным – частично одноэтажным, но с огромным одиннадцатиметровым арочным окном посередине, а частично – двухэтажным, в кованой решетке ограды использовал сложный рисунок геометрической розы, над главным входом в дом разместил маскарон в виде Лорелеи. Любопытно, что Шехтель хотел украсить особняк внутри фресками, разработку эскизов для которых сначала предложил Игорю Грабарю, а потом Виктору Борисову-Мусатову, но из-за дороговизны работ Дерожинская отказалась. Борисов-Мусатов писал Александру Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Сделал четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши». Интересно, не из-за характера ли заказчицы Шехтель выполнил ручку парадной двери в виде большого паука, намекая на черную вдову.
Восстановленное панно В.Э. Борисова-Мусатова в особняке А.И. Дерожинской. Настенная живопись выполнена при реставрации 2013 года, проект которой получил Гран-при на конкурсе «Московская реставрация». https://ru.wikipedia.org
Надо заметить, второй брак Дерожинской тоже не задался. В 1910 году она стала женой владельца «Товарищества Зуевской мануфактуры» Ивана Зимина. По воспоминаниям британского консула, даже для тех времен ее поведение казалось крайне смелым: «Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками». Сейчас в особняке Дерожинской находится посольство Австралии, поэтому даже близко к нему не подойти, придется смотреть через ограду.
Лестница в особняке А.И. Дерожинской. Автор: АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВ. https://ru.wikipedia.org
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.