Дворцовый поворот
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(12‑2): 138‑149
Прочитано: 217 раз
Как цитировать:
Интерьер дворца Зинаиды Морозовой. Автор: Тамара Захарова, https://yandex.ru/maps
Мы продолжаем рассказ о примечательных московских особняках купцов и меценатов
Спиридоновка ул., д. 17
Морозовы – одна из самых мощных династий московских купцов-старообрядцев. Основатель рода – Савва Васильевич Морозов – будучи крепостным крестьянином сумел развить ткацкое производство до таких масштабов, что купил себе и сыновьям вольную, а позже сделал семью богатейшей среди купеческих в Российской империи. Сыновья Саввы Васильевича Захар, Абрам, Елисей и Тимофей получили в наследство собственные мануфактуры. Младший сын Тимофей основал Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», но нас интересует его наследник – Савва Тимофеевич, благодаря которому в городе появился удивительный особняк. Выпускник физико-математического факультета Московского университета успел параллельно поучиться в Кембриджском университете, а также изучить текстильное производство в Великобритании. К большому неудовольствию матушки Савва женился на бывшей жене своего двоюродного племянника – Зинаиде Морозовой (урожденной Зиминой). Для старообрядца и богатого жениха – «разведенка» была крайне неудачной, скандальной партией. Тем не менее первые годы брака оказались счастливыми: у супругов родилось четверо детей. Через 5 лет после свадьбы, в 1893 году, Савва решил подарить любимой жене особняк, проект которого заказал Федору Шехтелю. Архитектор к этому моменту уже построил семье деревянную дачу на реке Киржач, где часто гостил Антон Чехов, а через 9 лет Шехтель спроектирует новое здание для Московского художественного театра, главным спонсором которого станет Савва Морозов.
Лестница во дворце Зинаиды Морозовой. Автор: Тамара Захарова, https://yandex.ru/maps
Шехтель на момент работы над особняком еще не увлекся модерном, и заказчиком был утвержден проект в стиле памятной ему по заграничной учебе английской готики. Для московских купцов всегда строили богато и затейливо, но дом Зинаиды Морозовой – это нечто! Неоготический замок в центре города – с арками-порталами, горгульями, шпилями и стрельчатыми окнами. Оформлять интерьеры Шехтель пригласил Михаила Врубеля, который создал витраж со средневековым рыцарем, скульптуру «Роберт и Бертрам» и три панно – «Утро», «Полдень», «Вечер».
Дворец Зинаиды Морозовой по проекту Ф.О. Шехтеля, ул. Спиридоновка, 17. Автор: А. Савин, https://commons.wikimedia.org
Дворец Зинаиды Морозовой по проекту Ф.О. Шехтеля. Автор: Andris Malygin, https://commons.wikimedia.org
Строительство продлилось до 1898 года. После переезда хозяйка стала устраивать пышные приемы для богемы. Князь Сергей Щербатов вспоминал: «Зинаида Григорьевна Морозова – большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием». А вот Чехов не одобрял того, что Морозовы привечали знать: «Зачем Морозов Савва пускает к себе аристократов? Ведь они наедятся, а потом, выйдя от него, хохочут над ним, как над якутом. Я бы этих скотов палкой гнал». В 1905 году пошли слухи о душевном нездоровье предпринимателя, и во время заграничной поездки он покончил с собой. Зинаида же, как и еще одна возмутительница старообрядческого уклада Александра Дерожинская, спустя 2 года вышла замуж в третий раз – за градоначальника Анатолия Рейнбота, а в 1909 году продала свой готический особняк Михаилу Рябушинскому. Сейчас здание бережно отреставрировано, но недоступно для общественного посещения, так как является Домом приемов МИД России.
Витраж во дворце Зинаиды Морозовой, созданный Михаилом Врубелем. Автор: Тамара Захарова, https://yandex.ru/maps
Воздвиженка ул., д. 14 / Воздвиженка ул., д. 16
Варвара Морозова – еще одна представительница знаменитого рода – была из семьи купцов Хлудовых, также владевшими текстильными мануфактурами. Варвара Хлудова вышла замуж за Абрама Морозова – внука основателя династии Саввы Васильевича и наследника «Товарищества Тверской мануфактуры». Почти все Морозовы были меценатами, но она жертвовала именно на медицину: на ее средства были построены психиатрическая клиника и онкологическая лечебница на Девичьем поле. Купец Николай Варенцов описывал ее так: «Известная благотворительница, молодая красивая миллионерша, была одной из передовых свободомыслящих дам московского купеческого круга. Оставшись после смерти мужа молодой вдовой с тремя сыновьями Михаилом, Иваном и Арсением, она давала им отличное образование, а свое громадное дело, оставленное мужем, крепко держала в своих руках, управляя им через оставшихся старых опытных служащих и вновь приглашенных руководителей».
Особняк Арсения Морозова, ул. Воздвиженка, 16. Автор: А. Савин, https://commons.wikimedia.org
Внутренняя отделка усадьбы Арсения Морозова. Автор: Екатерина Борисова, https://commons.wikimedia.org
Интерьер особняка Арсения Морозова. https://mos.ru
В 1884 году Константин Маковский написал ее портрет (находится в Третьяковской галерее) в несвойственном парадном облике, говорят, она была женщиной очень скромной. В 1886 году уже Варвара Морозова заказывает проект своей городской усадьбы Роману Клейну, архитектору, который в 1906 году спроектирует знаменитое готическое здание торгового дома «Мюр и Мерилиз» на Театральной площади. Неоклассический особняк благотворительницы получился достаточно сдержанным, был обставлен внутри «комфортабельно в английском духе и не отличался безумной роскошью, как это можно было видеть у некоторых московских богачей». Зато ее младший сын Арсений развернулся для строительства собственного дома на полную. Среднего, Ивана, матери удалось вовлечь в семейное дело. Старший – Михаил – прослыл собирателем искусства, был дружен с Валентином Серовым и Константином Коровиным. К слову, «Царевну-Лебедь» у Врубеля купил именно он, а потом завещал ее Третьяковской галерее. Младший же был гуляка, да еще и с причудами. На двадцатипятилетие Варвара Алексеевна решила подарить ему дом и выкупила на Воздвиженке соседний с усадьбой участок. Арсений для проектирования дома пригласил архитектора Виктора Мазырина, питавшего склонность к мистике. Чтобы найти идеи для строительства нового особняка, они отправились в европейское путешествие, и когда на португальской горе увидели дворец Пена в стиле мануэлино (сочетание готики и мавританских мотивов), то решили строить особняк с оглядкой на него. Так в 1899 году на московской улице появилось здание в неомавританском духе, про которое матушка заказчика сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Арсений Морозов в итоге через 9 лет в пьяном угаре прострелит себе ногу и умрет, а за его особняк будут судиться супруга и любовница. Сейчас оба дома Морозовых на Воздвиженке можно увидеть только со стороны.
Особняк Варвары Морозовой. Главный дом, ул. Воздвиженка, 14. Автор: Mike1979 Russia, https://commons.wikimedia.org
Подсосенский пер., д. 21, стр. 1
Алексей Викулович Морозов – правнук основателя династии. С 1884 года предприниматель стал управлять «Товариществом мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском», а его благотворительные дела тоже связаны с медициной. Так, в 1898 году, согласно завещанию отца, он передал 400 000 рублей на основание бесплатной детской больницы, которую должны были назвать в честь Викула Елисеевича Морозова, мы знаем ее теперь как Морозовскую.
Входная дверь, усадьба Алексея Морозова. Автор: Александр Сигачев, https://commons.wikimedia.org
В наследство Алексею достался особняк в Подсосенском переулке, построенный архитектором Михаилом Чичаговым в 1879 году в стиле эклектики и обильно украшенный лепниной на фасаде (ищите между скульптурами под крышей букву «М»). Новый владелец решил внешний вид не менять, зато частичную внутреннюю переделку в 1895 году заказал Федору Шехтелю. Архитектор в начале 1890-х уже построил Викуле Елисеевичу усадьбу в Одинцово-Архангельском, а позже взялся за готический дом по заказу его двоюродного брата Саввы Тимофеевича (для Зинаиды).
Городская усадьба Алексея Морозова в Москве, Подсосенский переулок, 21. Здание построено Михаилом Чичаговым в 1879 году на месте усадьбы XVIII века. https://mos.ru
Особняк в Подсосенском переулке Шехтель тоже отчасти оформил в модном на тот момент неоготическом духе, а также привлек к работе Михаила Врубеля. Самое интересное здесь – «египетский» вестибюль с колоннами и цветными росписями, а также «средневековые» кабинет и библиотека, полностью отделанные дубом – с витражами, резными потолками, фигурами дракона над лестницей и гнома внизу, мраморным камином с горгульями и панно Врубеля по мотивам «Фауста» Гете. Шехтель заказал художнику для усадьбы 5 панно, одно из них – «Фауст и Маргарита в саду» – не вошло в оформление кабинета и утеряно, оригиналы остальных – «Полет Фауста и Мефистофеля», «Мефистофель и ученик», «Маргарита», «Фауст» – сейчас находятся в зале художника в Третьяковской галерее.
Лестница в готическом кабинете усадьбы Морозовых в Подсосенском переулке. Архитектор Федор Шехтель. Автор: Varvara Kless-Kaminskaia, https://commons.wikimedia.org
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Над парадным входом атланты держат балкон. Автор: Марина Пундикова, https://commons.wikimedia.org
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Готический двухсветный кабинет из драгоценных пород дерева, с росписями Врубеля на тему «Фауста», камином, витражными окнами и витражным стеклянным потолком (кабинет считается не имеющим аналогов шедевром). Автор: Kristi Golovanova, https://commons.wikimedia.org
В 1900 году Алексей Морозов передал управление семейным делом брату и посвятил себя любимому коллекционированию, многие годы он собирал фарфор, керамику, иконы и гравюры, а часть дома использовал для хранения и демонстрации своей коллекции, которая стала основой Музея керамики в усадьбе Кусково. Сейчас особняк не работает как музей, но туда периодически водят частные экскурсии.
1-й Голутвинский пер., д. 16, стр. 1
Вот маленький дом, который хоть и не конкурирует пышностью со всеми описанными выше, зато является музеем и рассказывает, откуда пошло культурное меценатство в Москве, ведь здесь родились братья-коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Дом-музей относится к малым музеям Третьяковской галереи, был реконструирован и открыт в 2022 году благодаря частным средствам.
Дом, в котором родились и до 1846 года жили братья Третьяковы: основатель Третьяковской галереи - Павел Михайлович и видный деятель московского городского самоуправления, коллекционер Сергей Михайлович, 1-й Голутвинский пер., 16. Автор: Katia Sparks, https://commons.wikimedia.org
Третьяковы – купеческая семья, занимавшаяся продажей и производством текстиля. Дедушка Павла и Сергея купил двухэтажный дом (сейчас он наполовину каменный, наполовину деревянный) рядом с приходом церкви Николая Чудотворца (Третьяковы не были старообрядцами, церковь работает до сих пор, там крестили братьев) в Голутвине в конце XVIII века. Рано умерший отец оставил наследство жене, повелев: «Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела». Братья между тем оказались хоть куда, с «совершением лет» основали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных, торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве», ткацкую мануфактуру в Костроме. Созданный по их инициативе маленький проезд рядом с Никольской улицей, где размещались торговые лавки, назвали Третьяковским, а Павел и Сергей стали миллионерами.
Музей Павла и Сергея Третьяковых. Автор: Александр Яковенко, https://yandex.ru/map
Их музей в Голутвинском переулке – камерный, но вполне наглядно рассказывающий в том числе с помощью мультимедийных экспонатов про историю купеческой семьи, становление мануфактуры и торгового дома, построенные на их средства здания в Москве, благотворительность и увлечение искусством. Братья жили в доме только в раннем детстве, а потом разъехались по собственным особнякам. Часть экспозиции музея – подлинные предметы, связанные с жизнью братьев: живопись, мебель, скульптура, семейные фото. Самые ценные картины из собраний братьев находятся в экспозициях самой Третьяковской галереи и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Лестница в музее Павла и Сергея Третьяковых. Автор: Павел Артемьев, https://yandex.ru/map
В 1851 году семья переехала в двухэтажный дом в Лаврушинском переулке, позже Павел расширил его новыми пристройками, которые превратились в Третьяковскую галерею. Сергей Третьяков же с 1870-х жил в усадьбе на Гоголевском бульваре, которую по его заказу перестроил архитектор Александр Каминский. Сергей в основном собирал западноевропейское искусство, Павел – русское (картины Виктора Васнецова, Владимира Маковского, Ильи Репина, Василия Перова, Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Карла Брюллова), что и стало основой для будущей «Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых», открытой в 1867 году.
Интересно, что неподалеку от дома Третьяковых в Голутвинском переулке находится и родовое гнездо Рябушинских (3-й Голутвинский пер., 8/10, стр. 5). Эту усадьбу в 1829 году купил основатель династии Михаил Яковлевич Рябушинский, на ее территории была обустроена ткацкая фабрика, а позже рядом выстроена краснокирпичная Голутвинская мануфактура (сейчас офисное здание, непременно осмотрите). Наследники Рябушинских к концу XIX века уже не жили в усадьбе, но Третьяковская галерея планирует в будущем превратить ее в музей меценатов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.