Ляпун И.Н.

Андрюков Б.Г.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова», Владивосток, Россия, 690087;
Дальневосточный Федеральный университет, Владивосток, Россия, 690091

Бынина М.П.

Культура клеток HeLa: бессмертное наследие Генриетты Лакс

Ляпун И.Н., Андрюков Б.Г., Бынина М.П.

Ляпун И.Н., Андрюков Б.Г., Бынина М.П. Культура клеток HeLa: бессмертное наследие Генриетты Лакс. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. 2019;37(4):151‑157.
Lyapun IN, Andryukov BG, Bynina MP. HeLa cell culture: Henrietta Lacks immortal heritage. Molecular Genetics, Microbiology and Virology. 2019;37(4):151‑157. (In Russ.)

Одним из важнейших достижений экспериментальной биологии нашего века стало создание методов культивирования клеток животных и растений in vitro. С помощью этого метода клетки самых разно-образных тканей человека можно выращивать на специально подобранных питательных средах, подобно бактериям или другим одноклеточным организмам. Множество клеточных культур человека изначально было получено из клеток раковых опухолей. Эти клетки могут делиться в культуре неограниченное число раз, и поэтому их называют бессмертными (immortalitate). Ученые долгое время были уверены, что как in vitro, так и in vivo бесконечно долго могут делиться и нормальные клетки человека.

Однако в начале 60-х годов XX века профессор анатомии Калифорнийского университета Леонард Хейфлик (Leonard Hayflick) открыл ограничение числа делений у нормальных диплоидных клеток человека в клеточной культуре: приблизительно после 50 делений выявляются признаки старения (senescence), а при достижении данной границы они погибают («предел Хейфлика») [1]. Этот феномен сильно зависит от возраста индивидуума, которому такие клетки изначально принадлежали: клетки новорожденных делились в культуре до 80—90 раз, а у 70-летнего человека — только 20—30 раз. Количество делений зависит от длины теломеров — концевых участков хромосом, выполняющих защитную функцию. Таким образом, теломеры не только защищают хромосомы от деградации и слияния, но и в зависимости от своей длины определяют потенциальную кратность деления клетки. Исходная длина теломерных ДНК человека составляет от 2—20 тыс. нуклеотидных пар (н.п.). При каждом клеточном делении длина теломеров нормальных клеток сокращается на 50—60 н.п. В 1984 г. Кэрол Грайдер выделил фермент, который синтезирует (удлиняет) теломерную ДНК. Этот фермент был назван теломеразой. Искусственная индукция экспрессии гена каталитического компонента теломеразы (при помощи методов генной инженерии) делает клеточную культуру бессмертной, т. е. способной делиться неограниченно долго, отменяя тем самым для этой культуры «предел Хейфлика» [2, 3].

При разработке новых видов лечения в биомедицинских исследованиях учеными часто используются культуры человеческих клеток, выращенные в лабораторных условиях. Среди множества клеточных линий одной из самых известных является HeLa — культура клеток эндотелия матки Генриетты Лакс (Henrietta Lacks). Эти клетки, адекватно имитирующие упрощенный человеческий организм в лабораторных условиях, представляют собой хороший пример бессмертия раковых клеток [4, 5].

Полученные в 1951 г. несколько опухолевых клеток делятся по сей день, переносят десятки лет замороженное состояние, поделены на части в разных пропорциях. На своей поверхности они несут достаточно универсальный набор рецепторов, что позволяет использовать их для исследования действия различных цитокинов; они очень неприхотливы в культивировании; хорошо переносят консервацию. За эти годы произведены тонны этих клеток, и все они являются «потомками» клеток опухоли Г. Лакс.

В большую науку эти клетки попали совершенно неожиданно. Они были взяты у женщины по имени Генриетта Лакс (Henrietta Lacks), которая вскоре после этого умерла, однако клеточная популяция убившей ее опухоли осталась жить. Все предыдущие попытки получить культуры клеток из опухолевых тканей вне организма человека заканчивались не-удачей: после определенного количества делений вся клеточная линия погибала [5].

Уникальность этой клеточной линии, названной в честь Генриетты «HeLa», состояла в том, что in vitro они размножались вдвое быстрее клеток из нормальных тканей, при полностью отключенной внутриклеточной программе подавления роста. Клеточная культура HeLa стала первой, и в течение многих лет остается единственным и незаменимым инструментом для нескольких поколений ученых. В результате ученые получили первую стабильную и бессмертную клеточную культуру, что обеспечило ей статус одной из самых популярных линий клеток, используемых в научных изысканиях. Это открывает небывалые перспективы для исследований в молекулярной и клеточной биологии, медицине и фармакологии.

Генриетта Лакс

Красивая чернокожая американка Генриетта Лакс (рис. 1),

Рис. 1. Генриетта Лакс, фото S. Gilgenkrantz [5].
потомок белых плантаторов и их черных рабов, одна из дочерей в семье с десятком детей, проживала в небольшом городке Тернер в Южной Вирджинии вместе с мужем и 5 детьми. 1 февраля 1951 г. Генриетта Лакс поступила в гинекологическое отделение госпиталя Дж. Хопкинса: ее беспокоили странные кровянистые выделения в межменструальном периоде. При осмотре была обнаружена 23 см опухоль шейки матки. После проведения биопсии был выставлен диагноз: «эпидермальная карцинома шейки матки». Восемь месяцев спустя, несмотря на оперативное лечение и радиационную терапию, в возрасте 31 года она умерла [4, 5].

В ходе обследования лечащий врач отправил биопсию ее опухоли на анализ Джорджу Гею (George Gey), руководителю лаборатории исследования клеток и тканей при университете Джонса Хопкинса (Балтимор, Штат Мэриленд), который занимался проблемой лечения рака и поиском бессмертной клеточной линии человека для научных исследований (рис. 2).

Рис. 2. Джордж Отто Гей George Otto Gey (1899—1970), фото S. Gilgenkrantz [5].
Он первым открыл необыкновенные свойства этих опухолевых клеток, которым было суждено стать первой человеческой культурой. Ему удалось выделить одну конкретную клетку, нарастить ее и начать клеточную линию. Он запустил процесс размножения клеток Лакс, создав бессмертную клеточную линию, в отличие от нормальных популяций клеток, имеющих «предел Хейфлика». Вскоре Джордж Гей обнаружил, что клетки HeLa способны пережить даже пересылку по почте, и разослал их своим коллегам по всей стране. Очень скоро спрос на клетки HeLa вырос, и их растиражировали в лабораториях по всему миру. Они стали первой в мире стандартной клеточной линией, которая пролиферировала необычайно быстро и была более устойчивой даже в сравнении с другими раковыми клетками [5].

1 сентября 1951 г. Джордж Гей, держа в руках пробирку с клеточной культурой HeLa, выступал перед телевизионными камерами. Он заявил, что благодаря полученной клеточной линии в медико-биологических научных исследованиях началась новая эпоха, открывающая невиданные перспективы в разработке новых лекарственных препаратов и что не далек тот день, когда будет найдено лекарство от рака. Генриетта Лакс умерла в госпитале Хопкинса 4 октября 1951 г., а популяция ее клеток продолжала свой безудержный рост, значительно опережая развитие биоэтических норм и правил, необходимых для регулирования научного прогресса.

Почему ее клетки так важны?

Джордж Гей был прав. Действительно, клетки HeLa стали долгожданным событием для исследователей всего мира. Эта популяция клеток, идентичная во всех лабораториях мира, позволила ученым быстро получать и независимо друг от друга подтверждать все новые и новые данные. Можно смело сказать, что гигантский прыжок молекулярной биологии в конце прошлого века был обусловлен возможностью культивировать клетки in vitro. Клетки HeLa — первые бессмертные человеческие клетки, которые когда-либо были выращены на искусственной питательной среде. Они дали возможность ученым культивировать сотни других линий раковых клеток. И хотя до сих пор не найдено условий для культивирования нетрансформированных клеток, раковые клетки в большинстве своем являются адекватной моделью для поиска ответов на вопросы, задаваемые учеными и медиками.

В отличие от обычной популяции человеческих клеток, которые делятся от 40 до 50 раз, прежде чем умереть, клетки HeLa способны делиться бесконечно.

Нормальные клетки человека имеют кариотип, состоящий из 46 хромосом, в то время как клетки HeLa — от 76 до 80 хромосом, в значительной степени мутированных [6]. Появление этого отклонения от нормального кариотипа связано с вирусом папилломы человека (ВПЧ) HPV18, ответственного почти за все случаи рака шейки матки. ВПЧ «вставляет» свою ДНК в клетку-хозяина, в результате чего она начинает синтезировать протеин, который связывается и инактивирует белок p53, известный как хранитель генома из-за его роли в пред-отвращении мутации и подавлении опухоли. Поэтому инактивация белка р53 может иметь катастрофические последствия [7].

Даже по сравнению с другими раковыми клетками клетки HeLa растут чрезвычайно быстро. В свое время доктор Дж. Гей был поражен, увидев, что в течение 24 ч культивирования своего первого образца HeLa количество клеток удвоилось. Причиной этой аномалии служит активность фермента теломеразы HeLa. Так, в процессе деления нормальной клетки повторяющиеся короткие последовательности ДНК на концах всех хромосом, известные как теломеры, сокращаются вследствие снижения активности данного фермента [8]. Это приводит к старению и, в конечном счете, к апоптозу и гибели клеток. Нормальные клетки имеют максимальное количество делений прежде, чем эти теломеры истощаются. А в клетках HeLa, за счет высокой активности теломеразы, теломеры удлиняются, достигая при этом неограниченной репликативной возможности [9]. Эта аномалия позволяет клеткам HeLa делиться бесконечно, что делает их сейчас старше возраста Генриетты на момент ее смерти.

Этой клеточной культуре ученый мир обязан многими замечательными достижениями. Например, без клеток HeLa была бы невозможна разработка в 1953 г. вирусологом Национального фонда детского паралича Джонасом Солком (Jonas Salk) вакцины против полиомиелита из инактивированных вирусов [4]. Это был большой и многообещающий научный успех, но прежде чем применять новый препарат на людях, его необходимо было испытать на живых человеческих клетках. Популяция клеток HeLa оказалась совершенным инструментом. Они не только быстро росли, что позволяло своевременно накопить огромное количество клеток, необходимых для исследования, но и, как оказалось, легко заражались вирусом полиомиелита. Менее чем за 1 год вакцина была готова для применения на пациентах [10].

После успешного использования клеток HeLa для получения вакцины вируса полиомиелита линии культур клеток человека стали незаменимыми для выделения и культивирования ряда других вирусов, производства антител, интерферона, противоопухолевых химиопрепаратов. С тех пор список прорывных технологий и достижений с использованием клеток HeLa стал постоянно пополняться. Они повсе-дневно используются для вирусологических исследований, изучения таких заболеваний, как рак, СПИД, для оценки воздействия радиации и токсичных веществ, составления генетических карт, развития методов клеточной инженерии и решения огромного количества других научных задач [5].

В конце 60-х годов XX века НеLa и другие клеточные культуры дали толчок для возникновения генетической инженерии (условно относят к 1972 г.), когда в США П. Бергом (Paul Naim Berg) и его коллегами из Стэнфордского университета была создана первая рекомбинантная молекула ДНК. Открылась возможность целенаправленно конструировать искусственные генетические программы и многие нужные лекарственные препараты [11].

В декабре 1960 г. клетки HeLa полетели в космос на советском космическом аппарате «Спутник-6», в последующем они побывали в космосе еще несколько раз. Результаты показали, что HeLa хорошо себя чувствуют не только в земных условиях, но и в невесомости. С тех пор HeLa применяли для клонирования (в том числе знаменитой овечки Долли), многочисленных генетических исследований, отработки методов искусственного оплодотворения и для тысяч других исследований. С 1972 г. эти клетки активно используются в международной программе совместной борьбы с раком, при участии медиков всего мира [5].

Благодаря клеткам HeLa была выявлена связь ВПЧ и раком шейки матки, а также роль теломеразы в пред-отвращении деградации хромосом. За это Харальд цур Хаузен в 2008 г. и Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак в 2011 г. были удостоены двух Нобелевских премий [12, 13].

«Мать вирусологии, клеточных и тканевых технологий, биотехнологии, современной медицины» — вот далеко не полный перечень эпитетов, которые заслужила за многие десятилетия эта клеточная культура.

Таким образом, невольный вклад Генриетты Лакс в медицину бесценен, за более чем полувековое служение науке и человечеству клеточная культура HeLa стала неоценимой и неотъемлемой частью биомедицинских исследований (рис. 3).

Рис. 3. История использования клеток в молекулярной биологии и медицине (рисунок авторов).

А тем временем…

А тем временем личность самой Генриетты Лакс долгое время не афишировалась. Доктор Гей, конечно, знал о происхождении клеток HeLa, но он считал, что конфиденциальность в этом вопросе является приоритетной, и в течение многих лет никто, и в том числе семья Лакс, не знал, что это именно ее клетки прославились на весь мир [5].

После смерти доктора Джорджа Гея в 1970 г. тайна раскрылась. Это произошло случайно. На заре зарождения технологий исследований с помощью клеточных культур многие ученые не уделяли должного внимания стандартам стерильности при работе с клетками и возможности перекрестного заражения многочисленных клеточных линий [4]. Более агрессивные и живучие клетки HeLa заражали менее сильные клеточные культуры, перемещаясь по воздуху с частицами пыли или на нестерильных инструментах, недостаточно тщательно вымытых руках, одежде [4, 5]. Спустя 25 лет ученые обнаружили, что чистота культуры клеток HeLa оказалась под вопросом — одна и та же клеточная линия в различных лабораториях имела разные генетические характеристики [14]. Возникшую проблему было решено исправить путем генотипирования, для чего ученые разыскали родственников Генриетты и попросили дать им образцы ДНК семьи, чтобы составить карту генов. Таким образом тайное и стало явным.

При этом в течение нескольких десятилетий согласие на эксплуатацию клеток самой Г. Лакс и ее родственников игнорировалось. Небогатая семья Генриетты так и не получила компенсацию за применение клеток HeLa без согласия донора, а материальная помощь ее многочисленным родственникам, не имевшим средств на оплату медицинского обслуживания, была бы очень кстати. Но все запросы упираются в глухую стену, ответчиков давно уж нет [5, 15]. В 2013 г. ее родственники впервые получили авторское право на использование клеточного материала своей прабабушки в научно-популярных публикациях. От всякой денежной награды семья отказалась. В это же время было принято соглашение между Национальными институтами здравоохранения США (NIH) и членами семьи Генриетты о помещении последовательности генома HeLa «в базу данных с контролируемым доступом», то есть в базу данных NIH о генотипах и фенотипах (dbGaP; http://www.ncbi.nlm.nih.gov/gap)». В настоящее время ученым необходимо обратиться в NIH для использования данных в своих исследованиях, согласившись с выдвигаемыми условиями. Также по закону требуется, чтобы семья Lacks была упомянута в любых научных публикациях [16].

Хотелось бы отметить, что некоторыми учеными клетки HeLa были вынесены в отдельный вид, не относящийся к человеческому — Helacyton gartleri (Hela, в честь самих клеток HeLa; cyton, от греческого цитоса, что означает клетка; и gartleri — в честь генетика Стэнли Гартлера, который первым задокументировал поразительные свойства этих клеток). Эволюционный биолог Ли Ван Вален относит клетки HeLa к новому микробному виду из-за их не-ограниченного деления, собственного клонального кариотипа, хромосомной несовместимости с людьми, разной экологической ниши и способности выживания вне человеческого тела. Однако многие с этим не согласны, так как считают выживание клеток HeLa искусственным явлением и утверждают, что эволюция в чашке Петри мало влияет на эволюцию в природе [17]. В парках, скверах и городах, созданных людьми, живет большое количество микро- и макроорганизмов, адаптированных к этим условиям, добавляет Ван Вален. Так, человеком были искусственно созданы новые виды, хотя и не от своей собственной плоти. Если бы HeLa не был получен из человеческой ткани, утверждает Ван Вален, не было бы никаких сомнений в том, что его выделили бы в новый вид [18, 19].

Тем не менее образец раковой опухоли, ради любопытства помещенный в питательную среду, стал быстро размножаться, не стареет, и вот уже 65 лет активно используется в науке. В наше время клеточная культура HeLa — это важный научный инструмент многих исследовательских лабораторий, благодаря ему были проведены тысячи исследований, защищены диссертации, опубликованы более 70 тыс. научных статей и получены более 11 тыс. патентов. На сегодняшний день их настолько много, что если бы Генриетта была жива, то их вес в общем количестве в десятки раз превысил бы вес самой женщины, которая, к сожалению, так и не узнала о том, какой бесценный, хоть и невольный вклад она внесла в науку.

Поэтому хочется почтить память Генриетты Лакс. Ее клетки — оставшееся после нее бессмертное наследие, спасли и продолжают спасать жизней больше, чем в силах сделать любой врач.

The authors declare no conflicts of interest.

Ляпун И.Н. — e-mail: irina-lyapun@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-5290-3864