Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Фехретдинова Д.И.

Институт биологии гена Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Суходольская Е.М.

Институт биологии гена Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Шибалев Д.В.

Институт биологии гена Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Лазебный О.Е.

Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Бутовская М.Л.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Москва, 119991, Россия;
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125993, Россия

Рысков А.П.

Институт биологии гена Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Васильев В.А.

Институт биологии гена Российской академии наук, Москва, 119334, Россия

Полиморфизм двух генов ферментов распада катехоламинов (COMT и MAOA) у представителей африканских этнопопуляций хадза и датога

Авторы:

Фехретдинова Д.И., Суходольская Е.М., Шибалев Д.В., Лазебный О.Е., Бутовская М.Л., Рысков А.П., Васильев В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 925

Загрузок: 23

Как цитировать:

Фехретдинова Д.И., Суходольская Е.М., Шибалев Д.В., Лазебный О.Е., Бутовская М.Л., Рысков А.П., Васильев В.А. Полиморфизм двух генов ферментов распада катехоламинов (COMT и MAOA) у представителей африканских этнопопуляций хадза и датога. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. 2018;36(3):38‑42.
Fekhretdinova DI, Sukhodolskaya EM, Shibalev DV, Lazebnyy OE, Butovskaya ML, Ryskov AP, Vasil’yev VA. Polymorphism of two dopamine degradation enzyme genes (COMT and MAOA) in hadza and datoga populations. Molecular Genetics, Microbiology and Virology. 2018;36(3):38‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/molgen20183603138

Введение

Исследования в области психогенетики, или «генетики поведения» (behavioral genetics — термин, чаще используемый в западной литературе), сегодня представляют огромный интерес для современной науки [1, 2]. Особое место отводится изучению психогенетических основ агрессивного поведения в связи с актуальностью данной проблемы для общества. Достоверная связь между склонностью к агрессии и нарушениями в нейротрансмиссии серотонина установлена в многочисленных исследованиях [3—5]. Однако, помимо серотониновой системы, наследуемость агрессивного поведения реализуется также и генетическими факторами, регулирующими функционирование других катехоламинергических систем — дофаминергической и норадренергической [6, 7]. Распад катехоламинов в нервных тканях протекает главным образом под влиянием двух ферментных систем: катехол-О-метилтрансферазы (COMT) и моноаминоксидазы A (МАОA).

Ген катехол-О-метилтрансферазы (COMT) у человека расположен на хромосоме 22 в области q11.1—11.2 [8]. В гене COMT в 158 кодоне обнаружен функционально значимый SNP-полиморфизм по типу транзиции (rs4680). Транзиция G-472>A приводит к 3—4-кратному снижению энзиматической активности COMT в результате замены в кодирующей последовательности аминокислоты валин (Val) на метионин (Met). Носители генотипа Val/Val имеют самый высокий уровень активности фермента COMT, носители генотипа Met/Met — самый низкий, а гетерозиготы занимают промежуточное положение [9]. В нескольких работах было сообщено об ассоциации аллельного варианта Met158 гена COMT c агрессивным поведением у детей [7, 10] и у больных шизофренией [11].

У человека ген МАОА находится на Х-хромосоме (Xp11.3) и состоит из 15 экзонов и 14 интронов [12]. В промоторном регионе гена MAOA описан VNTR-полиморфизм (размер повтора 30 п.н.) [13], который влияет на транскрипционную активность гена. В настоящий момент описано шесть вариантов MAOA-uVNTR: с 2, 3, 3,5, 4, 5 и 6 повторами ® [14]. Наиболее распространены в человеческих популяциях 3R- и 4R-аллели: 3R-аллель транскрибируется в 5 раз менее эффективно, чем 4R-аллель, что приводит к снижению уровня каталитической активности фермента [13, 15, 16]. Результаты поиска ассоциаций генотипов и аллельных вариантов гена МАОА с агрессией противоречивы: часть исследователей сообщают о положительной ассоциации между аллелями, повышающими активность фермента, и агрессивным поведением [17, 18], другая часть — об обратной ассоциации. Например, носители низкоактивных аллелей имели более высокие показатели как импульсивной [19], так и преднамеренной [20] агрессии. Однако необходимо отметить, что поскольку ген МАОА расположен на Х-хромосоме, его влияние на агрессию также может зависеть от пола.

Правильный выбор модельной системы при анализе взаимосвязи генетических и поведенческих факторов агрессии может позволить дать объективную оценку распределения аллельных частот генов — маркеров агрессивного поведения, поэтому огромный интерес для такого рода исследований представляют традиционные племенные общества, живущие практически без контактов с западной цивилизацией. Хадза и датога — два аборигенных общества, проживающие на севере Танзании, удовлетворяют этим требованиям: их жизненный уклад остается традиционным, а контакты с представителями индустриальных обществ сведены к минимуму. Хадза (охотники-собиратели) и датога (полукочевые скотоводы), являясь представителями разных хозяйственно-культурных типов, также характеризуются различным уровнем культурно-допустимой агрессии. Ранее нами было показано, что представители обоих полов племени хадза характеризуются более низкими средними баллами всех шкал опросника уровня агрессивности Басса—Перри (BPAQ) [21].

В данной работе был изучен полиморфизм двух генов системы деградации катехоламинов (MAOA и COMT), предположительно ассоциированных с агрессивным поведением, у представителей африканских этнопопуляций хадза и датога.

Материал и методы

Материалы для исследования в виде буккального эпителия были собраны в 2006—2007 гг. в Объединенной Республике Танзания. Размер выборок: хадза — 353 представителя, из них 195 мужчин и 158 женщин; датога — 465 представителей: 233 мужчины и 232 женщины. Выделение ДНК производилось с помощью набора реагентов для выделения ДНК из различного биологического материала DiatomTM DNA Prep 200 (ООО «Лаборатория Изоген») согласно протоколу производителя. Амплификацию локусов COMT rs4680 и MAOA-uVNTR проводили методом локусспецифичной полимеразной цепной реакции (ПЦР) с помощью набора реагентов GenePak PCR MacterMix Core (ООО «Лаборатория Изоген») согласно протоколу производителя. Последовательности праймеров и температуры их отжига представлены в табл. 1.

Таблица 1. Нуклеотидные последовательности и температуры отжига праймеров, эндонуклеазы рестрикции и номенклатура аллелей для исследуемых локусов Примечание. * — отмечены последовательности праймеров собственного дизайна; R — повторяющееся звено в составе аллелей.
Условия амплификации включали начальную денатурацию при 94 °C в течение 4 мин и 35 циклов, состоящих из трех стадий: денатурация — 1 мин, 94 °C; отжиг праймера — 1 мин, х°С; элонгация — 1 мин, 72 °C. На последней стадии проводили заключительную элонгацию при 72 °C в течение 2 мин. Для выявления SNP полиморфизма локуса COMT rs4680 продукты амплификации делили на равные аликвоты по 10 мкл, одну из которых обрабатывали эндонуклеазой рестрикции Hin1II (5 ед. на пробу) («Thermo Scientific») при 37 °C в течение ночи. Разделение продуктов амплификации и рестрикции проводили при помощи электрофореза в 3% агарозном геле NuSieve («Lonza») с прокрашиванием бромистым этидием. Полученные результаты анализировали и фотографировали на приборе BioDocAnalyze («Biometra»). Статистическую обработку данных проводили с помощью программы GenAlEx v.6.5. Различия считали достоверными при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Данные по соответствию эмпирического распределения частот генотипов исследуемых локусов теоретически ожидаемому равновесному распределению Харди—Вайнберга в выборках хадза и датога приведены в табл. 2.

Таблица 2. Распределение частот аллелей и генотипов полиморфных локусов COMT rs4680, MAOA-uVNTR Примечание. n — объем выборки; p(n) — частота аллеля/генотипа (число носителей); HE — ожидаемая гетерозиготность; p — уровень значимости результатов теста на соответствие равновесию Харди—Вайнберга; * — данные, свидетельствующие об отклонении от состояния равновесия, (+) по локусу MAOA-uVNTR приведены данные только для женской части выборок (n=158 и n=232 соответственно).
Для аутосомного локуса COMT rs4680 отклонений от равновесного состояния в обеих популяциях не было выявлено (хадза: χ2=1,290; p=0,256; датога: 0,939 и 0,332 соответственно). Для локуса MAOA-uVNTR в связи с гемизиготностью данного локуса у мужчин тест проводился только для женской части популяций и показал отклонение от состояния равновесия только у женщин хадза (χ2=18,216; p<0,001). Ранее исследователями было установлено, что эффективная численность популяции хадза должна составлять от 9200 до 20 900 индивидов, однако в настоящее время их численность значительно сократилась и составляет примерно 1500 человек, что подтверждает эффект «бутылочного горлышка», пережитый популяцией хадза [22]. Принимая во внимание низкую численность популяции хадза, случайный дрейф или действие естественного отбора могут приводить конкретные локусы в неравновесное состояние.

Сопоставление наблюдаемой и ожидаемой гетерозиготности по локусу COMT rs4680 в целых популяциях показало, что в обеих исследованных нами популяциях наблюдается слабый эксцесс гетерозиготных генотипов (хадза: HO= 0,524, HE=0,494; датога: 0,471 и 0,451 соответственно). Избыток гетерозигот внутри субпопуляций равен 5,3% (FIS= –0,053), во всей популяции — 4,1% (FIT= –0,041). Генетическая дифференциация хадза и датога по данному локусу выражена слабо. Показатель FST, отражающий степень подразделенности популяций, указывает на то, что между популяциями распределяется лишь 1,1% выявленной генетической изменчивости (FST=0,011; p=0,001), остальная изменчивость сосредоточена внутри популяций.

Распределение частот аллелей и генотипов, а также результаты попарных сравнений распределений частот по двум исследованным локусам представлены в табл. 2 и 3 соответственно. По локусу COMT rs4680 были выявлены достоверные различия в распределениях частот аллелей и генотипов между мужчинами хадза и датога (G=16,265, 16,386; p<0,001 соответственно). Однако различия, наблюдаемые у женщин двух племен, не достигали уровня значимости (G=3,419, 5,156; p=0,064, 0,076 соответственно). У мужчин хадза G-аллель встречается с частотой 0,528, частота А-аллеля составляет 0,472. У мужчин датога также преобладает G-аллель, но частота его выше и составляет 0,663, а частота А-аллеля равна 0,337. Кроме того, мужчины отличаются по частотам гомозиготных генотипов. Частота гомозигот G/G выше среди представителей датога по сравнению с хадза и составляет 0,435 и 0,287 соответственно. Ранее рядом исследователей была выявлена ассоциация между генотипом G/G и высоким уровнем агрессии у больных шизофренией европейского происхождения [23], внешне направленным агрессивным и суицидальным поведением [24]. Эти данные позволяют нам предположить, что высокая частота генотипа G/G среди мужчин датога может быть связана с их повышенной склонностью к физической агрессии. Однако частота гомозигот А/А среди представителей датога ниже по сравнению с хадза (0,108 и 0,231 соответственно). Доля гетерозигот сопоставима в исследуемых выборках: у датога 0,457, у хадза 0,482. Также внутри популяции хадза мы выявили статистически значимое (G=6,818; p=0,033) увеличение доли гетерозигот G/A и снижение доли гомозигот А/А среди женщин (0,576 и 0,127 соответственно) по сравнению с мужчинами (0,482 и 0,231 соответственно). Данные литературы оставляют вопрос наличия подобных гендерных различий открытым для обсуждения [25]. Ранее было показано, что наличие аллеля, А уменьшает активность фермента COMT в 4 раза, вследствие этого в префронтальной коре возрастает уровень дофамина [26], что в свою очередь ведет к повышению агрессии. Рядом авторов показана ассоциация генотипа А/А с высоким уровнем враждебности (форма агрессии) [6] и повышенными тревожностью и нейротизмом (черты личности, сопряженные с агрессией) только у женщин [27, 28], но нам не удалось выявить значимых различий в частотах гомозигот A/A среди женщин разных племен.

Таблица 3. Результаты G-теста для попарных сравнений распределений частот аллелей и генотипов полиморфных локусов COMT rs4680, MAOA-uVNTR Примечание. * — отмечены данные, свидетельствующие о статистически значимых различиях; (+) по локусу MAOA-uVNTR сравнивались распределения преобладающих аллелей 3R, 4R и суммарное распределение других аллелей, а также распределения преобладающих генотипов 3/3, ¾, 4/4 и суммарное распределение других генотипов.

По локусу MAOA-uVNTR в исследованных выборках было выявлено 4 аллельных варианта. Преобладающими для представителей обоих полов являются аллельные варианты с 3 и 4 повторами. При этом у мужчин возрастает частота короткого аллельного варианта, а у женщин — длинного. Кроме того, у 4 мужчин (p=0,017) и 9 женщин (p=0,019) датога был выявлен 5R-аллель, не обнаруженный среди представителей хадза. Различий по распределению аллелей между женщинами и мужчинами внутри каждой из изученных популяций по локусу MAOA-uVNTR выявлено не было (хадза: G=4,326, p=0,115; датога: G=1,687, p=0,430). Также отсутствовали достоверные различия в распределениях частот аллелей между мужчинами хадза и датога (G=0,015; p=0,993). В обеих выборках самая высокая частота наблюдается у 3R-аллеля (0,603 — хадза, 0,601 — датога). Однако среди женщин наблюдается тенденция к увеличению частоты преобладающего гетерозиготного генотипа 3R/4R у датога (0,453) по сравнению с хадза (0,368), а также к снижению частоты гомозиготного генотипа 4R/4R — 0,168 и 0,253 соответственно (G=7,503; p=0,057). Различия в частотах остальных генотипов MAOA-uVNTR оказались незначительны. Рядом ученых было подтверждено, что мужчины — носители 3R-аллеля склонны к агрессивному поведению в том случае, если подвергались жестокому обращению в детстве [14, 28, 29]. У девочек, переживших жестокое обращение со стороны родителей, наличие хотя бы одной копии длинного аллеля (3,5, 4, 5) в генотипе связывают с повышением риска склонности к преступным действиям [30]. Известно, что датога практикуют ритуальные манипуляции с телом у детей, связанные с прижиганием точек на голове и теле (пожизненные метки, ассоциированные с этнической принадлежностью), выбиванием передних резцов и обрезанием (в том числе и женским) у подростков [21]. Подобные обряды могут осуждаться современным обществом и отчасти расцениваться как жестокое обращение с несовершеннолетними. В связи с этим можно предположить, что повышенная агрессивность представителей датога объясняется взаимодействием генетических и средовых факторов.

Таким образом, в результате данного исследования была дана популяционно-генетическая характеристика восточноафриканских обществ хадза и датога по локусам COMT rs4680 и MAOA-uVNTR, данные которой могут быть использованы для изучения роли генетических факторов в развитии различных форм поведения (в том числе агрессивного). Дальнейшее выяснение возможных связей аллельных вариантов данных локусов, а также ряда других локусов потенциальных генов-кандидатов, с различными формами агрессивного поведения составляет предмет нашей будущей работы.

Работа частично финансировалась грантами РФФИ (№ 16−04−00458, № 16−34−00644, № 15−36−01027), РГНФ (15−36−01027а), программой Президиума РАН «Молекулярная и клеточная биология». Эксперименты были проведены с использованием оборудования ЦКП ИБГ РАН. Сбор материала проводился в Танзании в рамках разрешения на исследование, полученного от комиссии по науке и технике Танзании (COSTECH), а также Министерства здравоохранения Танзании (NIMR/HQ/R.8a/Vol.IX/458).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для корреспонденции: Фехретдинова Дания Илдусовна (Fekhretdinova Daniya Ildusovna); e-mail: fekhretdinovadaniya@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.