«Наука часто смотрит на мир взглядом, затуманенным всеми человеческими страстями»
Фрэнсис Бэкон
В научно-исследовательском процессе публикация (от лат. publicato — объявляю всенародно, выявляю) — работа, созданная в результате исследований, испытаний, теоретических обобщений, удовлетворяющих требованиям объективного научного метода. Одна из необходимых составляющих научной деятельности, доступная всем ее квинтэссенция, к сожалению, иногда становится единственной целью научной работы.
Публикуются с целью:
— представления новых или оригинальных результатов или методов;
— уточнения или корректировки уже опубликованных данных;
— систематизации данных в области исследования или подведения его итогов;
— расширения знания и понимания в определенной, специфической области.
Немаловажным фактом является необходимость публикаций, предписываемая Постановлением Правительства Российской Федерации № 842 от 24 сентября 2013 г. «О порядке присуждения ученых степеней»: «11. Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях…»
С одной стороны, это структурирует подготовку к получению научной степени, с другой — приводит к погоне соискателей степени за публикациями любой ценой.
В качестве публикаций заинтересовано как профессиональное лабораторное сообщество, поскольку это эффективный способ распространения научных знаний, так и автор, деятельность которого оценивается по цитируемости.
В «ГОСТ 7.60−2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» [1] термина «публикация» нет, он рассматривается как неправильная замена термина «издание»:
В формате публикаций те́зис (др.-греч. Θέσις — расстановка; установление, положение, утверждение) — обычно приведенные в аннотации кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д. [2].
Несмотря на то что в ГОСТе в перечне видов научных изданий приведены как сборники с тезисами докладов, так и «Материалы конференции», можно встретить мнение, что только доклады, напечатанные в «Материалах конференции» в виде непериодического сборника с выходными данными печатного издания, могут рассматриваться как научные публикации. По мнению сторонников такого подхода, тезисы докладов как материалы предварительного характера, публикуемые до начала конференции, не являются научными печатными работами. Они могут рассматриваться только как апробация результатов проведенных исследований [3].
Вне зависимости от споров относительно статуса опубликованных тезисов надо отметить их практическую целесообразность: предварительное знакомство с тезисами докладов позволяет слушателю оценить потенциальный интерес к анонсируемому выступлению и эффективнее спланировать свое участие в программе конференции.
В рамках Российского конгресса лабораторной медицины (РКЛМ) с 2015 г. тезисы докладов мероприятия собираются и публикуются в журналах «Клиническая лабораторная диагностика» и «Лабораторная служба» (с 2016 г.). Динамика опубликованных тезисов представлена в табл. 1.
Следует отметить, что идеальная ситуация, когда все сообщения Конгресса сопровождаются тезисами, за эти четыре года ни разу не была достигнута. В 2018 г. из 331 устного доклада в рамках основной программы сопровождались тезисами только 135 (39%).
Статистика тезисов 2018 г. приведена в табл. 2.
Число авторов в тезисах РКЛМ-2018 — от 1 до 16 человек, преимущественно от 3 до 6. Существует наблюдение, что чаще всего большие авторские коллективы (7 человек и более) характерны для тезисов докладов конференций, чем для полноценных журнальных статей [4].
При краткости содержания тезисы обладают близкой к статье структурой разделов: введение, цель, материал и методы, результаты, выводы.
В 2018 г. программное обеспечение по приему тезисов требовало внесения информации по данным разделам, чтобы облегчить авторам соблюдение правил по написанию и оформлению материалов. Во многом благодаря этому доля неструктурированных тезисов составила 10% (20% среди тезисов устных докладов и 6% среди стендовых). Но корректность заполнения разделов оставалась на усмотрение авторов, в связи с чем в тезисах могли отсутствовать конкретные результаты исследований. Пример тому — фрагмент содержания из раздела «Результаты»: «Будут представлены результаты для 50 больных…» В 2017 г. доля неструктурированных тезисов, представляющих результаты собственных исследований, составляла 19%.
Доказа́тельная медици́на (англ. evidence-based medicine — медицина, основанная на доказательствах) — подход к медицинской практике, при котором решения о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению и широкому распространению для использования в интересах пациентов (Evidence Based Medicine Working Group, 1993).
Главный инструмент доказательной медицины — статистика. Именно при помощи биомедицинской статистики описываются и обсуждаются выводы любых биологических и медицинских испытаний в количественном виде.
Можно проанализировать тезисы РКЛМ с точки зрения использования методов статистики (табл. 3).
Следует отметить использование статистических «мемов», например:
«Статистическая обработка проводилась с помощью программы Graphpad Prism, или Microsoft Excel 2010, или Statistica 6.0…», при этом использованные статистические методы и модели не указаны.
«Содержание аналита Х в плазме крови больных …без метастазов оказалось существенно ниже» или «Средний показатель А был снижен в обеих группах по сравнению с нормой, но достоверные различия между группами отсутствовали», при эом количественные данные не представлены.
3 октября 2018 г. на РКЛМ в рамках секции «На-учно-информационное обеспечение деятельности клинико-диагностических лабораторий» состоялось обсуждение публикации в формате тезисов с точки зрения ведения научно-исследовательских работ. В итоге обсуждения были признаны следующие факты:
— необходимость формализации практическими специалистами лабораторной медицины своего опыта и достижений в виде научно-практических публикаций;
— отсутствие у многих из них навыков написания таких сообщений;
— потребность в развитии системы образовательных, обучающих мероприятий по разделу написания научных текстов.
Примером такого образовательного контента может быть руководство «Clinical Chemistry Guide to Scientific Writing» в журнале «Clinical Chemistry» — цикл регулярных статей о том, как разрабатывать и писать научно-исследовательские публикации [5].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.