Опыт проведения узкотематических циклов повышения квалификации совместно с отечественными компаниями-производителями лабораторного оборудования и реактивов

Авторы:
  • Д. Ю. Соснин
    Кафедра клинической лабораторной диагностики факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия
  • А. П. Щёкотова
    Кафедра клинической лабораторной диагностики факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия
  • И. А. Булатова
    Кафедра клинической лабораторной диагностики факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия
  • О. Ю. Ненашева
    Кафедра клинической лабораторной диагностики факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия
Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(4): 52-54
Просмотрено: 322 Скачано: 27

Современной тенденцией последипломной подготовки врачей-специалистов является внедрение системы непрерывного образования, предполагающей не только непрерывное (как минимум ежегодное) обучение, но и широкое использование различных форм обучения (очного, дистанционного, электронного и других) [1—3]. В рамках реализации концепции непрерывного образования планируется использование модульного принципа, при котором организуется проведение коротких циклов повышения квалификации (продолжительностью 36 ч или более), направленных на выработку какого-либо узкого профессионального навыка (например, исследования миелограммы, исследования нарушений липидного обмена, лабораторная диагностика малярии, освоение методов серодиагностики вирусных гепатитов и т. д.).

Однако проведение таких циклов предъявляет дополнительные требования к учебным заведениям, в частности к организации учебного процесса, в том числе к преподавательскому составу. Современной тенденцией является использование междисциплинарного подхода [4, 5].

Оптимальным является, если сотрудники, осуществляющие обучение, сочетают высокие профессиональные навыки преподавателя и свободно владеют практическими навыками сотрудника клинико-диагностической лаборатории (КДЛ). Однако в реальной деятельности такое сочетание теоретической и практической подготовки наблюдается не всегда. В ряде случаев сотрудники кафедр хорошо владеют искусством чтения лекций, проведения семинаров, но испытывают затруднения при разборе деталей выполнения того или иного лабораторного теста, проведения исследований на конкретных приборах, особенно на современном лабораторном оборудовании с использованием новых методов лабораторной диагностики. На наш взгляд, одним из решений данной проблемы является расширение сотрудничества учебных заведений с представителями фирм, занимающихся разработкой и производством современного диагностического оборудования и реактивов для КДЛ. Как правило, компании-производители имеют в своем штате обученных специалистов, занимающихся как минимум вводом в эксплуатацию поставляемых приборов. Они являются высококвалифицированными специалистами, часто участвующими в разработке новых приборов и реактивов для КДЛ. Такие сотрудники свободно владеют технической стороной выполнения лабораторных исследований на производимых реактивах и обладают актуальной информацией в своем сегменте приборов и реактивов для выполнения тех или иных лабораторных исследований.

Современная клиническая лабораторная диагностика является динамично развивающимся направлением медицины. В последние десятилетия появились и получили широкое распространение в практике КДЛ новые методы лабораторных исследований, например методы молекулярно-биологических исследований, основанных на анализе нуклеиновых кислот (ПЦР-анализ и его разновидности).

Осенью 2015 г. на базе кафедры клинической лабораторной диагностики факультета нашего университета был организован цикл повышения квалификации продолжительностью 72 ч. Цикл был создан по заявкам сотрудников КДЛ и одобрен Министерством здравоохранения Пермского края. Особенностью данного цикла стало его проведение без отрыва специалистов от производства, с организацией обучения во вторую половину дня с использованием не только очного, но и электронного, и дистанционного обучения. Необходимость проведения данного цикла была обусловлена широким внедрением технологии ПЦР-анализа в деятельность самых различных лабораторий края (коммерческих, государственных КДЛ, лабораторий Роспотребнадзора, лабораторий НИИ). Уникальность данного сегмента лабораторных исследований обусловлена тем, что в КДЛ Российской Федерации используются, как правило, тест-системы отечественных производителей (Интерлабсервис, ДНК-технология и др.), кроме того, появились производители отечественного оборудования. В повышении квалификации приняли участие сотрудники как кафедры, так и компании «Вектор-Бест». Сотрудники компании не только демонстрировали оборудование, но и принимали участие в круглом столе, отвечали на вопросы по особенностям методик и эксплуатации оборудования.

Первоначально было выделено 15 путевок, затем дополнительно по просьбе сотрудников КДЛ еще 6, таким образом общее число курсантов составило 21. Обучение проходили как заведующие КДЛ (4 человека), так и сотрудники КДЛ: врачи клинической лабораторной диагностики (7 человек), врачи-бактериологи (5), сотрудники служб Роспотребнадзора (2), сотрудники кафедр ПГМУ (2) и НИИ (1 человек).

В основе цикла были предусмотрены элементы электронного обучения, включавшие рассылку методической литературы и ссылок на интернет-ресурсы перед началом занятий. Аудиторные занятия включали курс лекции по теории ПЦР-исследований и семинарские занятия по конкретному применению ПЦР-анализа для диагностики различных заболеваний: вирусных гепатитов и других гемоконтактных инфекций, заболеваний, передаваемых половым путем, заболеваний желудочно-кишечного и респираторного трактов, а также исследования различных генетических полиморфизмов. На практических занятиях, которые были проведены на базе университетской лаборатории ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения России, были закреплены полученные знания и освоены практические навыки. Учитывая большое число курсантов, практические занятия проводились малыми группами (3—5 человек) на реактивах, предоставленных компаний ООО «Вектор-Бест». По итогам заключительного тестирования с применением тестов, рекомендованных для оценки навыков сотрудников КДЛ [6], курсанты продемонстрировали значительный рост знаний. Рост среднего балла, рассчитывавшийся как разница между результатами входящего и итогового тестовых контролей составил 24,8%. Особенно интересными были результаты анкетирования. В отзывах все респонденты отметили такую форму проведения циклов повышения квалификации как положительную, заслуживающую дальнейшего использования. Из достоинств таких форм обучения с привлечением сотрудников компании-разработчика тест-систем были указаны следующие:

— высокий профессионализм преподавателей цикла как сотрудников КДЛ (21 из 21);

— высокий профессионализм приглашенных сотрудников компании как специалистов в области КДЛ (18 из 21);

— новизна материала и форм преподавания (21 из 21);

— новизна материала и форм его изложения (21 из 21);

— хорошая и интересная форма организации занятий (20 из 21);

— возможность закрепления знаний в ходе практических занятий в малых группах по 4—5 человек (21 из 21).

Таким образом, в целом опыт организации краткосрочных циклов повышения квалификации с участием сотрудников компаний, выпускающих оборудование для КДЛ и реактивы, следует признать целесообразным и эффективным. Такие циклы позволяют сформировать новые навыки и компетенции, при этом время тратится непосредственно на их формирование и закрепление, а не на беглое повторение всех разделов дисциплины, как происходит на циклах общего усовершенствования.

Привлечение к обучению курсантов сотрудников компаний, разрабатывающих и производящих различные лабораторные реактивы и оборудование, является целесообразным. С одной стороны, это позволяет слушателям получить детальную информацию об особенностях тех или иных продуктов компаний, а с другой — компании могут подчеркнуть информацию о потребностях в КДЛ и проблемах, возникающих КДЛ при использовании того или иного оборудования или тест-системы. Таким образом, данный вариант организации обучения является взаимно обогащающим и позволяет поднять подготовку сотрудников КДЛ на более высокий уровень.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: sosnin_dm@mail.ru;ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1232-8826

Список литературы:

  1. Мошетова Л.К., Задворная Л.К. Непрерывное медицинское образование — фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи. Офтальмологические ведомости. 2011;4(2):4-7.
  2. Егорова И.А., Шевченко С.Б., Куличенко В.П., Казаков В.Ф., Турзин П.С. Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013;2-3:154-155.
  3. Пушкин А.С. Популярная лаборатория» — профессиональное сообщество на платформе социальной сети как элемент непрерывного медицинского образования. Лабораторная служба. 2015;5(3):34.
  4. Денисова О.В., Кулешова С.В., Девиченский В.М. Междисциплинарный подход в постдипломном образовании врачей клинической лабораторной диагностики. Справочник заведующего КДЛ. 2017;3:3-8.
  5. Эмануэль В.Л., Соснин Д.Ю., Ненашева О.Ю. Междисциплинарный подход в постдипломном образовании врачей клинической лабораторной диагностики: мнение специалистов. Справочник заведующего КДЛ. 2017;3:9-15.
  6. Контрольно-измерительные материалы по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»: учебное пособие. Под ред. В.В. Долгова. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2015. 392 c.