Актуальные вопросы преподавания дисциплины клиническая лабораторная диагностика в медицинском вузе

Авторы:
  • Е. В. Просекова
    Кафедра клинической лабораторной диагностики, общей и клинической иммунологии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Владивосток, Россия
  • В. А. Сабыныч
    Кафедра клинической лабораторной диагностики, общей и клинической иммунологии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Владивосток, Россия
  • Н. Р. Забелина
    Кафедра клинической лабораторной диагностики, общей и клинической иммунологии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Владивосток, Россия
Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(4): 15-18
Просмотрено: 369 Скачано: 23

В современных условиях изменяются требования к качеству высшего образования, появляются новые тенденции развития и задачи реализации политики государства в области образования. Актуальной задачей высшего учебного заведения является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире [1—4].

В Федеральной целевой Программе развития образования на 2016—2020 гг. сделан акцент на обеспечении доступности качественного инновационного характера системы образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Среди важнейших задач Программы — создание и распространение структурных и технологических инноваций в высшем образовании, реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях и создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров [2].

Основу инновационных образовательных технологий определяют социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов.

Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между студентами — умение работать в команде; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.

К инновационным методам обучения можно отнести проблемные и игровые технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, лекции-пресс-конференции, лекции-беседы, лекции-визуализации, лекции-диспуты и т. д. [4—7].

Потребность медицинских учреждений в высококвалифицированных кадрах и непрерывное совершенствование методов диагностики, лечения, внедрение инновационных технологий являются наиболее значимыми факторами, определяющими актуальность постоянного совершенствования системы преподавания и теоретической базы программ по клинической лабораторной диагностике в медицинских вузах [6, 7].

Современная клиническая лабораторная диагностика представляет собой обширную область знаний о качественных и количественных характеристиках молекулярных, биологических, клеточных, микробных компонентов внутренней среды организма пациента, доказательно связанных с возникновением и развитием определенных патологических состояний и процессов.

В России становление клинической лабораторной диагностики (КЛД) происходило поэтапно, начинаясь с лабораторной практики и лабораторного дела, с последующей трансформацией в клиническую дисциплину, включающую комплекс субдисциплин, успешное освоение которых необходимо для подготовки врача, способного получить и проанализировать объективную информацию о химическом, клеточном составе и функциональном состоянии различных клеток, тканей, органов и систем организма человека [6, 7].

Целью настоящей статьи является представление актуальных вопросов и проблем преподавания дисциплины КЛД в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России.

КЛД как дисциплина отнесена в раздел клинических, базирующихся на принципах причинно-следственной связи событий (повреждение влечет изменения физиологических показателей в биологическом материале). В процессе освоения КЛД студент приобретает компетенции в понимании механизмов реализации, воспроизведения и интерпретации изменений, выявленных при лабораторных исследованиях.

На кафедре КЛД, общей и клинической иммунологии ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России реализуются программы обучения по КЛД для студентов специальностей медицинская биохимия, медико-профилактическое дело и направлениям подготовки в ординатуре и дополнительному профессиональному образованию. В структуре кафедры имеется учебно-научная лаборатория КЛД общей и клинической иммунологии, входящая в объединенный научно-образовательный центр «Физиология адаптации и социально значимые болезни» и Центральная научно-исследовательская лаборатория университета, что позволяет обучающимся ознакомится и освоить практические навыки работы с актуальным современным парком лабораторного оборудования. Научно-образовательный центр обеспечивает комплексные научные исследования в различных областях фундаментальной и прикладной медицины в КЛД, содействует повышению уровня подготовки студентов и развитию комплексной научно-образовательной системы многоуровневого обучения. Учебные планы составлены с учетом должного уровня освоения компетенции по всем субдисциплинам КЛД. В процессе обучения на кафедре студенты решают задачи усвоения знаний, формирования профессиональных умений и навыков, развития творческих и коммуникативных способностей, формирования личностного подхода к возникающей проблеме. Непосредственное вовлечение в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением активных методов обучения. Для студентов специальности «медицинская биохимия» в программу базовой части дисциплины включены вопросы клинической лабораторной диагностики, лабораторной аналитики, менеджмент качества, медицинской биохимии, патохимии, биохимии злокачественного роста, молекулярной биологии, медицинских технологий. Вариативные разделы дисциплины посвящены фундаментальным и прикладным аспектам медицинских биотехнологий, иммунологическим методам исследования. Программа обучения студентов специальности «медицинская биохимия» включает лаборантскую, биохимическую, научно-исследовательскую и преддипломную практику.

Инновационные методы, направленные на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества, создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся, способствуют развитию профессиональных качеств специалиста. Предназначение педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Главными характеристиками выпускника являются его компетентность и мобильность, что определяет при изучении дисциплины КЛД в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России распределение акцентов на процесс познания, эффективность и качество которого полностью зависит от активности обучающегося.

В учебном блоке дисциплины КЛД основные усилия направлены на формирование знаний. Для закрепления полученных теоретических знаний студентов в учебный блок в конце каждого раздела внесено решение профессионально-ориентированных задач, проблемных ситуаций и тренировочных упражнений, решение которых способствует формированию у студентов умений работы с лабораторными методами исследования и оборудованием. Исследовательский блок направлен на решение новых задач, новых проблем и формирование опыта самостоятельной профессиональной деятельности, в нем студенту предлагается изучение новых технологий с использованием образовательных порталов, форумов, а также Web-ресурсов.

Уровень сформированности каждого элемента оценивается в блоке контроля. Реализуется многоуровневое тестирование: тренировочные тесты по материалам определенного раздела (тесты-самоконтроль), рубежное тестирование (промежуточные тесты), финальное тестирование по материалам всех разделов (итоговые тесты). Для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций используются различные методы, в том числе написание и защита выпускной квалификационной работы.

При выполнении учебного плана перед обучающимися поставлены задачи усвоения знаний, формирования профессиональных компетенций, развития коммуникативных способностей и формирования личностного подхода к решению актуальных задач по разделам КЛД. Непосредственное вовлечение в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением активных методов обучения. Преподавателями кафедры КЛД, общей и клинической иммунологии ведется постоянный поиск новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения слушателями материала. В преподавании дисциплины КЛД на кафедре приоритетной является деятельностная технология обучения, позволяющая при ее использовании подготовить специалиста, обладающего сформированными умениями, навыками, способного клинически мыслить, обосновывать лабораторный диагноз и решать профессиональные задачи. Учебные занятия построены в алгоритме, в котором после теоретического блока следует практический с заданиями по решению проблемных ситуаций, моделированию биологических процессов, анализу ситуационных задач и деловые (ролевые) игры, научно-практическая конференция, дебаты, кейс-методы и др. Обучение становится интересным, складывается правильное и целостное представление о происходящих в организме биологических процессах, начиная с молекулярного до организменного уровня. На практическом занятии по теме «Молекулярные основы иммунного ответа» применяется метод ролевой игры и ситуационные задачи. При использовании метода анализа ситуаций (кейс-метод) предлагается реальная жизненная ситуация с описанием клинической проблемы, требующей в процессе решения самостоятельного поиска информации и актуализации определенного комплекса знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема может не имеет однозначных решений. Такой метод используется в разделах иммунологических методов исследования, лабораторной диагностики аутоиммунных заболеваний и первичных иммунодефицитов с целью выработки практических навыков поведения в ситуациях, которые могут возникнуть у врача в ходе его профессиональной деятельности. Приводится как минимум две ситуации, которые необходимо обсудить в аудитории. Внедрение инновационных технологий приводит к повышению у обучающихся интереса, мотивации к обучению, развитие практических навыков, клинического мышления. Для полноценной реализации компетентностного подхода обучения необходима постоянная поисковая и созидательная деятельность со стороны преподавателей. Для формирования и развития компетенции на кафедре используются технологии обучения, инициирующие активную учебно-познавательную деятельность, развивающие личностные качества и позволяющие индивидуализировать образовательный процесс студента. К ним относятся методика изучения частного случая, методика дидактических задач, методика направляющего текста.

Оценка сформированности компетенций студентов по специальности медицинская биохимия в соответствии с функциональной картой деятельности на кафедре КЛД, общей и клинической иммунологии осуществляется по результатам использования студентами полученных знаний, умений и навыков в процессе написания и защиты выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач. Алгоритм проведения выпускной квалификационной работы включает определение проблемы, литературный обзор с обоснованием выбора и актуальности темы, постановку цели и задач, освоение и проведение методов исследования с последующим анализом полученных результатов с подтверждением научной новизны и выводов. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, составление плана, классифицирование, составление конспекта, тезисов, библиографии, опознание и сравнение относятся к познавательным умениям.

При проведении семинарских и практических занятий на кафедре используются элементы технологии проблемного обучения. Решение проблемных задач протекает в фазах: осознание проблемы, гипотетическое решение, предвидение его результатов, выполнение решения и проверка решения, изменение формулировки задачи для расширения поиска ее решения.

Данная технология предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются эрудиция, творческое мышление, и позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Перед студентами ставится проблема или проблемная ситуация и предлагается найти способ решения проблемы. Студенты начинают искать способы решения проблемы, что способствует развитию критического и логического мышления и позволяет уже во время обучения и в будущей профессиональной деятельности ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Прошедшие на кафедре КЛД, общей и клинической иммунологии ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России обучение студенты по специальности медицинская биохимия в 2017 г. в 100% успешно прошли первичную аккредитацию. По результатам аккредитации и анализу совокупности показателей учебного процесса определены направления оптимизации преподавания дисциплины, разработки новых форм учебно-исследовательской работы и мониторинга успеваемости студентов и эффективности преподавания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: pros.ev@mail.ru;ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3874-6433

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Ссылка активна на 20.10.2017. http://zakonobobrazovanii.ru
  2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы». Ссылка активна на 20.10.2017. http://base.garant.ru/71044750/#ixzz4vifVKefW
  3. Садыкова Р.Ш. Интерактивные методы обучения в вузе — требование времени. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; 5(2):168-170.
  4. Стрельникова Т.Д., Некрасова Е.А., Пучнина А.А., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;1:47-49.
  5. Ленская И.Ю., Шиндряева И.В. Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения. Интернет-журнал «Мир науки». 2016;4(4). http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN416
  6. Гладилин Г.П., Никитина В.В., Иваненко И.Л., Жандарова Л.Ф., Захарова Н.Б., Саргсян С.А. Анализ педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе на кафедре клинической лабораторной диагностики. Международный журнал экспериментального образования. 2017;3(1):76-79. https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11234
  7. Скворцова Р.Г., Кузьменко В.В. Новые методы в обучении специалистов на кафедре клинической лабораторной диагностики. Сибирский медицинский журнал. 2012;7:145-147.