Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ильин А.В.

ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва

Опыт внедрения лабораторной информационной системы в единый информационный комплекс

Авторы:

Ильин А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2016;5(4): 46‑49

Просмотров: 1529

Загрузок: 77


Как цитировать:

Ильин А.В. Опыт внедрения лабораторной информационной системы в единый информационный комплекс. Лабораторная служба. 2016;5(4):46‑49.
Il'in AV. Implementation experience of laboratory information management system in a single information complex. Laboratory Service. 2016;5(4):46‑49. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs20165446-49

Характер клинической диагностики меняется под общим давлением со стороны увеличения потоков исследований, ограничения затрат и ведением персонифицированного учета услуг. В таких условиях лабораторная информационная система (ЛИС) должна отвечать новым требованиям, которые выходят за рамки предоставления только аналитических данных. ЛИС должна обеспечивать обмен данными с медицинской электронной историей болезни. Рано или поздно перед любым руководителем встает вопрос об организации единого информационного пространства для полноценного обмена информацией между врачами-клиницистами и специалистами лабораторной диагностики в подчиненном ему медицинском учреждении. Этот процесс, как правило, протекает по двум сценариям:

1-й вариант: в лечебном учреждении нет локальных разработок по автоматизации, и в этом случае используется единое решение для всех процессов.

2-й вариант: в лечебном учреждении есть локальные решения для ряда процессов, и от них не хотят отказываться.

Именно со вторым вариантом столкнулся Эндокринологический научный центр, когда в 2014 г. было принято решение об установке в Центре медицинской информационной системы (МИС) «qMS». Данная система претендует на комплексную информатизацию лечебного учреждения, в том числе и лаборатории. На момент начала комплексной автоматизации Центра в лабораториях эксплуатировалась ЛИС «Innovasystem». Решение, предлагаемое МИС, не удовлетворило лабораторию по причине недостаточной функциональности системы. Нужно обратить внимание и на то, что лаборатория за предыдущие годы использования ЛИС внедрила у себя новые технологии и методы лабораторной диагностики, существенно изменив часть технологических процессов. В сложившейся ситуации было принято решение сохранить принцип работы в лаборатории с узкоспециализированным программным решением, без использования модуля МИС для лаборатории. ЛИС «Innovasystem» отвечала всем текущим задачам, и имеет перспективные возможности «роста» совместно с лабораторией. Данная ЛИС также отвечает современным требованиям к безопасной передаче персональных данных пациентов, что позволило лаборатории обмениваться информацией с любой внешней системой (МИС, ДМС, ОМС и т. д.) по безопасному протоколу.

Основными аргументами в пользу интеграции имеющейся ЛИС с МИС были:

— полностью организованный процесс от регистрации проб до выдачи результатов исследований;

— подключение всех имеющихся в лаборатории анализаторов к ЛИС;

— сохранение автоматизации всего технологического процесса лаборатории;

— точно выверенные справочники, бланки результатов лабораторных исследований и формы статистической отчетности, используемые в ЛИС.

Кроме того, переход на другую систему потребовал бы отвлечения большинства сотрудников лаборатории для настройки рабочих мест лабораторного модуля МИС, что при малом количестве персонала могло повлиять на эффективность работы лаборатории. Напротив, процесс интеграции больше связан с администрированием, и персонал лаборатории практически к нему не привлекается. Таким образом, не снижается работоспособность лаборатории.

Еще одним немаловажным фактом использования самостоятельного модуля ЛИС является то, что достаточно много работ в лабораториях выполняется с пробами, регистрация которых в МИС не предусмотрена. В основном это исследования по научным программам, однако статистику и базу данных по таким исследованиям вести необходимо, поэтому быть жестко привязанным к МИС нам не хотелось.

На момент начала работ в лабораториях было развернуто 25 рабочих станций и подключено 15 лабораторных анализаторов с двусторонним обменом данных.

Внедрение МИС в Центре проводилось в несколько этапов. Интеграция ее с ЛИС была запланирована на самый последний этап внедрения, когда общая концепция электронной истории болезни уже была сформирована.

Первым этапом работ интеграции программ было принятие решения, по каким полям данные будут передаваться в МИС. Чтобы не усложнять настройку МИС, результаты лабораторных исследований стали передаваться вместе с единицами измерения и референтными значениями.

В свою очередь из МИС в ЛИС, кроме паспортных данных пациента, передавались сведения, из какого отделения поступила проба, фамилия врача, сделавшего назначение, категория оплаты и т. п., при этом пополнение данных происходило в справочниках ЛИС автоматически, если такие там отсутствовали.

Достаточно длительным процессом явилось согласование справочников лабораторных исследований и лабораторных услуг. Камнем преткновения стали сложные лабораторные услуги, когда их проведение предусматривает многократный забор биоматериала для исследований. Например, для проведения перорального глюкозотолерантного теста необходимо дважды забирать пробы крови (натощак и через 120 мин). При этом пробирки, которые поступят в лабораторию для исследования, должны иметь различный ID и различные коды на проведение тестов, хотя лабораторный анализатор будет выполнять один и тот же тест — глюкоза в сыворотке.

В результате потребовалось вводить дополнительные лабораторные исследования, с учетом особенностей взятия материала (отсрочка по времени, локализация взятия биологического материала для исследования, время суток, положение пациента и т. п.). Несмотря на увеличение объема справочника лабораторных исследований, в дальнейшем упростилось формирование бланков результатов, в которых стало ясно, что проба отбиралась в нестандартных условиях (утром и натощак).

Нам также удалось свести результаты исследований по сложной лабораторной услуге в единый бланк.

Определенные трудности возникли при передаче качественных результатов лабораторных исследований, например результаты определения антител к возбудителям инфекционных заболеваний. Анализатор передает в ЛИС цифровое значение оптической плотности (или единиц свечения), а настройка ЛИС интерпретирует этот результат в соответствии с заданным пороговым значением. Однако и в МИС передавались цифровые значения, поступавшие с прибора, что не позволяло корректно отображать результаты исследования в электронной истории болезни. Дополнительное согласование полей обмена позволило решить эту задачу.

Следующим этапом было формирование удобных экранных форм для назначения на лабораторные исследования в МИС. На момент начала работ МИС не предлагала никаких решений по этому вопросу. Наше первоначальное пожелание было, чтобы назначения на лабораторные исследования были привязаны к диагнозу и медицинским стандартам, однако на этом этапе задачу решить не удалось. В настоящий момент формирование назначений на лабораторные исследования проводится по типу биологического материала. Врач сначала выбирает тип биологического материала, затем из контекстного справочника — лабораторное исследование, привязанное к этому материалу. Так как из одного и того же материала могут выполняться исследования на различных рабочих местах, то на штрих-коде, который наклеивается на пробирку, указывается рабочее место (прибор), где будет исследоваться проба. Таким образом, лабораторная услуга в МИС обрастает огромным количеством справочников: справочники рабочих мест, типов материала и т. д.

Сложно было правильно выстроить систему датировки проб. В ЛИС должно прийти две даты: взятия материала и поступления пробы в лабораторию. Датой и временем взятия материала принимается время печати штрих-кодов в процедурном кабинете. Для формирования даты поступления пробы в лабораторию было приятно решение установить в регистратуре лаборатории рабочее место МИС, небольшой функционал, который подтверждал, что материал пришел в лабораторию, и только после этого проба и задание на работу появлялись в рабочем журнале текущего дня в ЛИС «Innovasystem».

Неожиданной проблемой оказалась печать штрих-кодов. Штрих-коды в интеграции систем используются в двух случаях:

— для бланка направления — ID заявки (печатается на стандартном принтере во время печати направления);

— для маркировки пробирок (печатается на принтере штрих-кодов в процедурных кабинетах и наклеивается на пробирку и направление).

Изначально в лаборатории использовались этикетки со штрих-кодом, напечатанными в типографии, и все приборы и аппараты, установленные в лаборатории, без проблем считывали их. С этикетками, напечатанными на принтерах в процедурных кабинетах, сразу возникли трудности: ряд приборов, особенно производства компании «ROCHE», отказались их считывать. Только после длительных настроек эту задачу частично удалось решить. Анализаторы этой компании оказались самыми требовательными к качеству печати штрих-кодов. Научить персонал процедурных кабинетов правильно клеить штрих-коды — отдельная тема разговора. Дело в том, что клеили их, как придется: поперек, наискось и т. д. Эту функцию бесконечной борьбы с медицинскими сестрами и их обучения мы взяли на себя.

Таким образом, интеграция ЛИС с МИС — долгий, кропотливый, но увлекательный процесс. Мы убедились, что основной объем работ по согласованию программ между собой приходится на МИС.

Заключение

Введение интеграции ЛИС с МИС значительно улучшило качество медицинской помощи пациентам Эндокринологического центра (рис. 1, 2). Упростилась регистрация поступающих в лабораторию проб, паспортная часть пациента и задание на проведение лабораторных исследований приходят из МИС непосредственно в рабочий журнал лаборатории, исчезла проблема «нечитаемых» записей, ошибок написания фамилий в бумажных формах направлений.

Рис. 1. Архитектура ЛИС.

Рис. 2. Архитектура интеграционного решения ЛИС—МИС.

Врачи лаборатории получили быстрый доступ к истории болезни пациента, что помогает интерпретировать результаты полученных лабораторных исследований. В свою очередь врачи лечебных отделений оперативно получают результаты лабораторных исследований, а удобная форма их представления в МИС позволяет легко формировать соответствующие разделы эпикризов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.