Система среднего профессионального медицинского образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает различные преобразования, включая цели и формы образования. В современных условиях рынок труда предъявляет к выпускникам качественно новые требования, основанные на компетенциях. Акцентируется внимание на приближении образовательных услуг к реальным требованиям работодателей — именно работодатели во многом определяют направление работы образовательного учреждения. Лаборатории, оснащенные современной медицинской техникой, требуют подготовки специалистов, умеющих на ней работать. Современная структура рынка труда в здравоохранении требует специалистов, не просто имеющих сертификаты, подтверждающие их компетентность, но и инициативных, самостоятельных, целеустремленных, способных постоянно совершенствоваться. Завершающим этапом профессиональной подготовки специалиста, в соответствии с ФГОС СПО, служит государственная итоговая аттестация в форме выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР — это заключительная самостоятельная работа студента, в основу которой положены знания, практический опыт и компетенции, приобретенные в период обучения. Вместе с тем, ФГОС СПО по специальности «Лабораторная диагностика» определяет только вид ВКР и требования к тематике дипломных работ, однако нормативно-методическая база и единые требования к содержанию и оценке ВКР отсутствуют. В Фармацевтическом колледже ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России определено, что по содержанию ВКР должны носить опытно-экспериментальный (исследовательский) характер и решать задачи по самостоятельному ведению исследовательской работы, анализу полученных данных, решению профессиональных проблем с научных позиций, формулировке выводов и рекомендаций и публичным выступлениям профессиональной направленности. Исследовательская работа студентов во всех образовательных организациях России является обязательной, что регламентировано ФГОС. Выполнение ВКР осуществляется по основным профессиональным модулям, вынесенным на итоговую государственную аттестацию: ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», ПМ.02 «Проведение лабораторных гематологических исследований», ПМ.03 «Проведение лабораторных биохимических исследований», ПМ. 04 «Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований». Студенты выбирают темы выпускной квалификационной работы в соответствии с основными задачами и направлениями развития здравоохранения. Важным является привлечение к данной работе консультантов из практического здравоохранения, что помогает провести анализ умений и практических навыков выпускников. Кроме того, будущие работодатели могут оценить практическую направленность и актуальность работы студента для современной лабораторной медицины. Вместе с тем, практика защиты ВКР в медицинских колледжах вместо государственных экзаменов достаточно нова, до сих пор вызывает много споров и противоречий среди преподавателей и, на наш взгляд, является нецелесообразной.