Интенсификация внеаудиторного обучения, повышение роли самообразования лежат в основе современных подходов подготовки профессиональных медицинских кадров для работы в клинико-диагностических лабораториях. В 2007 г. в профильный проект профессиональной переподготовки с использованием элементов технологии дистанционного образования (ТДО) в Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования (в настоящее время ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова») была включена кафедра клинической лабораторной диагностики. В основу преподавания в режиме дистанционного обучения была положена программа профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», включавшая очную и заочную формы. По программе очной части освещались только те разделы специальности, которые не могут быть реализованы в дистанционном формате (приемы дозирования, навыки фотометрии, овладение микроскопической техникой). Цель нашей работы — провести и оценить дистанционное обучение по программе тематических курсов (или их фрагментов) с использованием материалов, размещенных на сайте. Для контроля эффективности усвоения нового материала был предусмотрена рубежная проверка знаний. На этапе on-line обучения за каждой темой был закреплен куратор — преподаватель, который находился в контакте со слушателями, отвечая на вопросы и контролируя процесс освоения материала тестовыми заданиями. Использованные ресурсы: модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle), преподаватели кафедры, сотрудники отдела информационных технологий, иллюстративный материал, подготовленный преподавателями (учебные пособия, лекции; статьи, обзоры; ссылки на интернет-ресурсы; список литературы для изучения; нормативная документация; микрофотографии). После внесения всех материалов в оболочку Moodle сформирован электронный учебный курс «Клиническая лабораторная диагностика», включающий разделы биохимических, гематологических и общеклинических исследований (лекции, семинары и тестовые задания различных типов). Анализ результатов проведенной работы за девятилетний период подтвердил положительные стороны ТДО. В пользу on-line обучения преподаватели высказали следующие аргументы: возможность мониторинга процесса обучения, регулярность обучения, индивидуальность подхода, достаточное количество попыток для выполнения задания. Аргументы слушателей «ЗА»: ТДО пробуждают интерес к работе со справочной и учебной литературой, заставляют обновлять свои знания по специальности, дают возможность обучения без отрыва от работы в любое удобное для слушателя время, дают экономию расходов на дорогу, проживание, питание, дают неограниченный доступ к учебным материалам. Аргумент «ПРОТИВ», выдвинутый слушателями — отсутствие эмоциональной составляющей учебного процесса между педагогом и обучаемыми. Использование ТДО предоставило дополнительные возможности для обучения интернов и ординаторов в режиме внеаудиторной подготовки и самостоятельной работы (дополнительно к очному обучению) с возможностью тестирования и анализа результатов практически on-line. За последние несколько лет к системе дистанционного обучения подключились более 150 интернов и более 15 ординаторов. Вместе с тем, стали очевидны и некоторые проблемы: необходимость специальной подготовки преподавателей для работы в дистанционной обучающей среде Moodle; высокая трудоемкость подготовки курсов с использованием ТДО, значительные затраты времени на подготовку материалов; возросшая педагогическая нагрузка при использовании ТДО; необходимость защиты авторских прав на материалы, размещенные on-line; малая доступность и плохое качество Интернет-связи в ряде регионов. Учитывая наш опыт очного преподавания, можно считать, что дистанционная форма обучения наиболее приемлема для врачей, имеющих навыки работы в КДЛ и сертификаты по смежным специальностям. Этот метод обучения с использованием интернет-ресурсов зарекомендовал себя как прогрессивный, несмотря на все трудности. Внедрение ТДО в практику дает возможность обучения в любом месте, в любое удобное для слушателя время и в индивидуальном режиме.