В рамках общих для лабораторной диагностики изменений, связанных с реформированием здравоохранения, любые управленческие решения направлены на перспективу, поэтому они крайне важны в образовательной сфере. Новое поколение ФГОС предусматривает компетентностный подход в подготовке специалистов лабораторной диагностики. Для студентов — будущих лабораторных техников сильно увеличен практико-ориентированный компонент в обучении, который становится доминирующим. Выпускник на последнем курсе готовит и затем публично защищает выпускную квалификационную работу (ВКР), которая должна содержать как теоретическую, так и практическую часть. Практический компонент работы студент выполняет во время преддипломной практики на одной из баз практического здравоохранения. Проблема заключается в том, что к моменту, когда студент выходит на практику, тема должна быть уже выбрана и утверждена, и по ней проведен информационный поиск. Несмотря на то, что темы многократно обсуждаются, и совет преподавателей старается максимально приблизить их к возможностям учреждений практического здравоохранения, последние вынуждены выступать в навязанной им пассивной роли, что далеко не всегда комфортно для всех сторон. В то же время представляется, что ЛПУ могут и должны стать активными промоутерами в отношении генерации тем для ВКР, в разработке которых они прямо заинтересованы. Список тем может быть размещен в своего рода банке, доступном для всех участников образовательного процесса, сможет изменяться и пополняться, и студенты будут выбирать как направление исследований, так и заинтересованную организацию. Участие в формировании банка смогут принимать все заинтересованные организации и учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Важно, что список учреждений для прохождения студентами практики — как учебно-производственной, так и преддипломной — может быть значительно расширен за счет включения в него профильных организаций, занимающихся различными аспектами лабораторной диагностики. Так, например, студенты, выбравшие для ВКР темы по микробиологии, могли бы выполнять их практическую часть в учреждениях, которые разрабатывают и тестируют питательные среды. В частности, для московского региона такой площадкой может являться современное биотехнологическое производство «Центральная Фабрика Готовых Сред», регулярно организующая учебные экскурсии и проводящая среди специалистов дискуссии, касающиеся наиболее острых вопросов клинической микробиологии. На наш взгляд, необходимо широкое обсуждение очерченного круга вопросов всем профессиональным сообществом, поскольку изменение подходов требует прежде всего управленческих решений, способных положительно повлиять на качество образовательного процесса.