Подготовка специалистов лабораторной службы осуществляется по ряду направлений, в числе которых микробиологическое является одним из основных. Овладение навыками проведения микробиологических исследований чрезвычайно важно для студентов и выпускников медицинских образовательных учреждений, однако формирование соответствующих компетенций сопряжено с рядом трудностей, в первую очередь — невозможностью для студентов в силу целого ряда ограничений работать с реальными биоматериалами и культурами микроорганизмов — возбудителей заболеваний. Для выхода из сложившейся ситуации предложено применять симуляционное обучение и сформировано техническое задание для создания обучающего симулятора микробиологических исследований. Поскольку лабораторное сообщество в настоящее время признает насущной необходимостью усиление кооперации для достижения эффективных результатов, представляется целесообразным процесс создания обучающего устройства для симуляции микробиологических исследований объединить с созданием устройства для моделирования микробиологических процессов. Координация усилий в этом направлении привела к тому, что ряд заинтересованных образовательных и научно-исследовательских организаций описал процесс создания микробиологического симулятора как сумму подпроцессов, которые можно разрабатывать независимо. На этой основе был предложен ряд тем для выполнения курсовых и дипломных проектов студентами технических вузов, специализирующимися на создании медицинской техники. В перечень тем вошли разделы, касающиеся преаналитического, аналитического и постаналитического этапов микробиологического исследования с использованием приемов выделения и получения чистых культур микроорганизмов и последующей работы с ними в целях идентификации. Вместе с тем, в обучающих целях предложено преаналитический этап исследования проводить реально (с формированием всех необходимых умений), а на аналитическом этапе входить в симуляционную среду с получением целевого запланированного результата, который на постаналитическом этапе вновь может обрабатываться реально (вне симулятора).