В настоящее время вопросы составления штатного расписания не имеют четкой единой регламентации федеральными законами и иными нормативными актами, действительными на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ [1] органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Целью работы было представление нормативно-правовых актов, которыми можно руководствоваться при составлении штатного расписания в целом и медицинской лаборатории в частности.
Штатное расписание является первичным учетным документом по учету кадров и относится к категории локальных нормативных актов учреждения. Согласно Указаниям к заполнению формы Т-З (штатное расписание), утвержденным Постановлением Госкомстата Р.Ф. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» [2], штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности учреждения в соответствии с ее уставом. Согласно названным Указаниям штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Согласно Приказу Минздравмедпрома Р.Ф. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (вместе с «Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения») [3], носящему рекомендательный характер, каждое медицинское учреждение занимается разработкой штатного расписания самостоятельно, а его окончательный вариант утверждают руководители медучреждений. Штатное расписание медучреждений соответствует единой форме и принимается 1 января каждого года. Дополнения или изменения штатного расписания включаются в отдельный перечень документов.
В соответствии со ст. 162 ТК Р.Ф. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, от которых зависит штатное расписание, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 мес.
Процесс нормирования труда включает следующие этапы: разработку норм труда (техническое нормирование); установление норм труда; введение в действие установленных норм труда; обеспечение нормальных условий для их выполнения; замену и пересмотр действующих норм.
В настоящее время нормирование труда осуществляется, по общему правилу, непосредственно в организациях посредством разработки и принятия соответствующих локальных нормативных актов. Локальные акты утверждаются работодателями (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах их компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Вместе с тем, так как содержание норм непосредственно затрагивает интересы работников, в ст. 159 ТК РФ закреплено правило о необходимости учета их мнения при применении соответствующих норм.
Методика проведения фотографии рабочего времени и хронометража с целью расчета затрат рабочего времени и последующего составления штатного расписания представлена в приказе Минтруда России № 235 «Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда» [4], а именно: для осуществления расчета типовых норм времени целесообразно провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа).
При проведении указанных работ целесообразно ориентироваться также на приказ Минтруда России от № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» [5], в котором раскрываются рекомендуемые подходы к разработке системы нормирования труда, установление системы нормирования труда в учреждении, рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени.
В настоящее время действует Приказ Минздрава Р.Ф. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» [6], однако он носит рекомендательный характер, так как не зарегистрирован в Минюсте России. Согласно данному приказу разработка расчетных норм включает в себя проведение хронометражных замеров фактических затрат времени на отдельные элементы труда, статистическую обработку данных, расчет затрат времени и составление перечня технологических операций по каждому методу. Таблица 3 указанного приказа содержит предлагаемые расчетные нормы времени на отдельные трудовые операции при проведении исследований в медицинской лаборатории, но они не являются обязательными для руководителя медицинской организации даже по тексту приказа.
Также согласно Постановлению Правительства Р.Ф. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» [7] устанавливается для медицинских работников следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:
36 ч в неделю — по перечню согласно приложению № 1;
33 ч в неделю — по перечню согласно приложению № 2;
30 ч в неделю — по перечню согласно приложению № 3;
24 ч в неделю — для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
Так, в Приложении 1 вышеуказанного Постановления № 101 в разделе IV «Лаборатории (отделы, отделения, группы) организаций здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекций» указаны: врач, в том числе врач — руководитель организации, структурного подразделения; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал.
В разделе X «Организации государственной санитарно-эпидемиологической службы» упомянуты: врач, в том числе врач — руководитель, средний и младший медицинский персонал бактериологической и вирусологической лаборатории (отделения); врач-бактериолог, врач-вирусолог; лаборант.
В разделе XI «Противочумные учреждения (центры, станции, отделения, отделы, лаборатории, институты)» указаны: врач, в том числе врач — руководитель структурного подразделения (лаборатории, отдела, отделения); лаборант; младший медицинский персонал.
В Разделе I, Разделе II и Разделе V Приложения 3 Постановления № 101 указаны: врач, в том числе врач — руководитель учреждения (отделения, кабинета, лаборатории); средний и младший медицинский персонал.
Также можно воспользоваться штатными нормативами медицинского персонала клинико-диагностической лаборатории в той формулировке, которая содержится в приказах Минздравсоцразвития России, утвержденных Минюстом, где указаны порядки оказания медицинской помощи, обязательные к применению на всей территории Российской Федерации.
Далее приведены несколько специальных приказов, а именно:
Приказ Минздравсоцразвития Р.Ф. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» от 09.08.2010 (зарегистрирован в Минюсте Р.Ф. 14.10.2010) [8];
Приказ Минздрава России № 932н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» (зарегистрирован в Минюсте Р.Ф. 07.03.2013) [9];
Приказ Минздрава России № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте Р.Ф. 16.08.2013) [10];
Приказ Минздрава Российской Федерации № 924н Москвы «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Дерматовенерология» (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012) [11];
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2012) [12];
Приказ Минздрава Р.Ф. № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (зарегистрирован в Минюсте Р.Ф. 02.04.2013) [13];
Приказ Минздрава Р.Ф. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога» (зарегистрирован в Минюсте Р.Ф. 24.08.2015) [14].
Для того чтобы узнать и применить в медицинской организации способы и этапы разработки норм времени, методику обработки исходных материалов для определения норм времени, можно воспользоваться Методикой разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала, разработанной ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации [15].
Методические указания «Нормы времени на выполнение основных видов микробиологических исследований» (утв. Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава Р.Ф. 18 января 1999 г. № 1100/82−99−23) содержат нормы времени на производственную деятельность специалиста (в лабораторных единицах); нормы времени на выполнение основных видов микробиологических исследований.
Таким образом, вследствие того, что отсутствуют единые правила хронометража и нормирования труда для составления штатного расписания медицинской лаборатории, при составлении штатного расписания можно руководствоваться несколькими представленными в статье нормативными актами.
Конфликт интересов и источники финансирования отсутствуют.