Еще в недавнем прошлом клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) воспринималась как некий технологический комплекс, входящий в состав медицинского учреждения. Ее функции состояли в удовлетворении потребности медицинского учреждения в лабораторных услугах. В условиях новых экономических реальностей сегодняшнего дня интенсивное развитие рынка лабораторных услуг, прежде всего за счет крупных коммерческих лабораторий, привело к созданию на этом рынке условий жесткой конкуренции. Кроме того, на фоне развития крупных коммерческих лабораторий в КДЛ, входящих в состав многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, начали набирать силу процессы коммерциализации, что в свою очередь привело к переоценке экономической эффективности деятельности КДЛ.
Так, в настоящее время в большинстве медицинских учреждений государственной, муниципальной или ведомственной принадлежности КДЛ вынуждена не только удовлетворять потребности самого учреждения, но и пытаться работать на внешнем рынке лабораторных услуг, где действует жесткая конкуренция. Номенклатура и объем исследований из основных параметров внешней по отношению к КДЛ среды стали предметом принятия управленческого решения. Полностью изменился и контекст работы заведующего КДЛ. Из начальника производства заведующий КДЛ превратился в управляющего, область ответственности которого стала несравненно шире. У КДЛ появились и новые функции - экономически целесообразное существование не только в структуре медицинского учреждения, но и на внешнем рынке лабораторных услуг. Задачей заведующего КДЛ стало еще и укрепление позиций КДЛ на этом рынке за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.
Учитывая ситуацию на рынке лабораторных услуг в целом, а также ценность результатов лабораторных исследований для врачей клинических специальностей собственно поликлиники, руководством ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ было принято решение модернизации КДЛ. Целью модернизации стало создание не только современной, соответствующей требованиям сегодняшнего дня лаборатории, но и высококлассного лабораторного сервиса, адекватного задачам клинических подразделений поликлиники, максимально интегрированного в лечебный процесс и готового к инновациям в соответствии с требованиями внешнего рынка лабораторных услуг.
В настоящее время КДЛ ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ является одним из самых крупных подразделений поликлиники. В ее составе 39 сотрудников: 15 врачей-лаборантов, 24 фельдшера-лаборанта, из них 15 заняты непосредственно выполнением лабораторных исследований; 12 активно используемых анализаторов. Врачи клинических специальностей 30 подразделений поликлиники ежедневно заказывают лабораторные исследования. Поток биологического материала: 300-350 пациентов в день, более 4500 тестов в день, около 1 500 000 - в год. В среднем на одного пациента приходится порядка 40 исследований в год. Интенсивный документооборот - около 1000 входящих/исходящих документов в день. Сегодня КДЛ выполняет от 90% общего объема услуг, оказываемых в целом в поликлинике.
На начало 2011 г. в КДЛ была установлена лабораторная информационная система (ЛИС) АЛТЭЙ. Встал выбор - оставить и доработать уже имеющуюся лабораторную информационную систему, разработать собственную подсистему КДЛ или приобрести готовую лабораторную систему иностранного производителя. Руководством поликлиники было принято решение доработать уже имеющуюся ЛИС «Altey Laboratory» (АЛТЭЙ), с поддержкой широкого спектра лабораторного оборудования и адаптировать ее для работы в новых условиях. Время показало правильность выбранного подхода.
В результате модернизации и автоматизации КДЛ получила следующие преимущества:
- при сохранении штата сотрудников лаборатории увеличилось количество выполняемых лабораторных исследований и одновременно расширился их спектр; исключены случаи «двойного ввода» информации;
- снизились затраты на рутинные операции и общая трудоемкость исследований, что способствовало снижению себестоимости лабораторных тестов и, как следствие, позволило увеличить производительность труда и экономическую эффективность деятельности КДЛ в целом;
- отказ от рукописных журналов, и при этом практически неограниченные возможности получения отчетов и сводок на основе информации, введенной в базу данных КДЛ;
- появилась возможность сократить ретроспективный поиск результатов лабораторных исследований с помощью электронного архива, и снизилась вероятность потери и искажения информации;
- финансовые потери, связанные с некорректным учетом лабораторных услуг, снизились на 15%;
- появилась возможность получения лабораторной информации врачами клинических специальностей в режиме реального времени на рабочих местах в привычных интерфейсах, в том числе просмотр динамических карт параметров лабораторных исследований пациентов, и, как следствие, сократилось время получения результатов;
- появилась возможность получения лабораторной информации пациентами на сайте поликлиники в их «личных кабинетах»;
- приведены к единому стандарту бланки заказов и результатов лабораторных исследований, что в совокупности с предоставлением корректных значений референтных пределов для выбранной категории пациента повысило информативность диагностических данных для лечащих врачей;
- сократилось время на проведение контроля качества по всем контролируемым параметрам;
- администрация поликлиники и финансовые службы получили мощный инструмент анализа экономической эффективности КДЛ.
В результате эксплуатации ЛИС удалось перевести КДЛ на качественно новый уровень управления и контроля деятельности, улучшить качество обслуживания прикрепленного контингента в целом, а также перевести КДЛ в разряд высокорентабельных подразделений поликлиники.
Внедрение ЛИС АЛТЭЙ позволило комплексно подойти к автоматизации КДЛ и обеспечить увеличение ее производительности за счет поддержки всех основных видов лабораторных исследований, выполняемых в настоящее время в КДЛ: гематологических, клинических, биохимических, гормональных, иммунологических, аллергологических, цитологических, ПЦР-диагностики, генетических, а также обеспечить работу с числовыми и качественными результатами, коагулограммами, данными электрофореза, аллергопанелями, изображениями клеток. Кроме того, с внедрением данной ЛИС у врачей клинических специальностей поликлиники появилась возможность получать результаты лабораторных исследований непосредственно с анализаторов, а у врачей-лаборантов - регистрировать данные ручных методик, выполнять вычисления расчетных параметров, эмулировать счетчики клеток на клавиатуре компьютера, сохранять изображения с микроскопа, создавать формализованные заключения, оценивать риск развития генетических заболеваний.
Данная ЛИС позволила осуществлять поддержку врачей-клиницистов, так называемый WEB-service, который дает возможность врачам-клиницистам регистрировать заказы на лабораторные исследования непосредственно со своего рабочего места, а также просматривать и выводить на печать бланки результатов, анализировать динамику результатов исследований в пределах интрасети поликлиники.
При использовании WEB-service:
1) сократилось количество дублирования исследований: прежде чем сделать новый заказ, врач видит результаты уже выполненных исследований и заказы, сделанные другими врачами;
2) повысилась оперативность получения результатов врачом: результаты стали доступными врачу для просмотра и печати непосредственно после их утверждения врачом-лаборантом;
3) значительно сократился бумажный документооборот между КДЛ и подразделениями поликлиники;
4) у врачей поликлиники появилась возможность анализа динамики результатов исследований: изменения показателей во времени и относительно друг друга в удобной табличной и графической форме.
В настоящее время в КДЛ уже реализованы процессы обеспечения передачи результатов лабораторных исследований по электронной почте.
В самое ближайшее время будет реализован процесс отправки SMS-извещений пациентам поликлиники о готовности результатов.
Следует отметить, что внедрение ЛИС позволило действия каждого пользователя системы ограничить назначенной ему ролью - определенной совокупностью доступных функций ЛИС и профилем - определенным дизайном пользовательского интерфейса. Благодаря этому пользователь видит только ту информацию, которую должен видеть и выполняет только те действия, которые должен выполнять. Бизнес-правила: правила маркировки и нумерации, правила регистрации и контроля правильности данных, правила поиска данных во внешних регистрах пациентов, правила учета услуг, правила авторизации и др. Документы: бланки результатов, рабочие журналы, журналы результатов, статистические отчеты.
Использование ЛИС позволило повысить эффективность использования анализаторов, исключить рукописное ведение журналов и отчетов, контролировать качество выполнения лабораторных исследований, вести архив результатов исследований (сохранение, повторная выдача, использование динамики результатов лабораторных исследований), оперативно взаимодействовать с заказчиком лабораторных услуг, а это значит в целом - повысить качество работы КДЛ, что дало возможность лаборатории успешно конкурировать на рынке лабораторных услуг.
Эффективная регистрация и маркировка проб ЛИС АЛТЭЙ успешно работает с большими потоками заказов и проб. В настоящее время от момента регистрации пациента в ЛИС до момента взятия у него крови на лабораторные исследования в среднем проходит не более 15 мин, максимальное время ожидания пациента не превышает 30 мин. Благодаря ЛИС в КДЛ поддерживается штриховое кодирование первичных проб биологического материала, бланков заказов, включая работу с принтерами этикеток, сканерами, системами автоматической маркировки пробирок. Применяется технология сканирования и распознавания машиночитаемых бланков заказов. Принимаются заказы в электронном виде из различных источников. Используется поиск информации о записях, касающихся пациентов, в базах данных других информационных систем. Обеспечивается регистрация демографических данных параллельно с исследованиями. Поддерживается электронное табло для управления очередями. Подключен большой спектр типов лабораторного оборудования КДЛ. Обеспечивается работа с анализаторами в реальном времени независимо от загрузки центральной базы данных и сети. Обеспечивается сохранность данных измерений при внезапном отключении питания, сбое операционной системы, нарушении связи с сервером и т.д. Обеспечивается внутрилабораторный контроль качества количественных и качественных исследований.
Интенсивное использование современных лабораторных технологий во многом определяет качество и экономическую эффективность работы КДЛ медицинских учреждений и в конечном итоге - их статус и престиж в целом.
Результатом модернизации КДЛ стало расширение спектра лабораторных услуг и собственно прирост числа исследований, выполняемых непосредственно в КДЛ, в целом на 40%.
Внедрение и адаптация к условиям работы КДЛ лабораторной информационной системы АЛТЭЙ позволили:
1) автоматизировать производственные процессы в КДЛ, что позволило повысить производительность труда, точность и достоверность результатов лабораторных исследований, снизить до минимального количество ошибок, вызванных присутствием «человеческого фактора», ликвидировать предварительную запись пациентов на лабораторные исследования, сократить время ожидания пациента при взятии крови в среднем до 15 мин;
2) автоматизировать процесс управления КДЛ за счет интеграции ЛИС в общеполиклиническую информационную систему;
3) организовать процесс обратной связи с клиническими подразделениями поликлиники;
4) обеспечить качество проведения исследований согласно российским и мировым стандартам;
5) оптимизировать численность персонала КДЛ.
Все эти мероприятия носили комплексный характер и открыли для КДЛ новые перспективы в увеличении производительности, повышении качества работы и рационального использования финансовых средств.
С точки зрения автоматизации деятельностью любого современного предприятия, и поликлиники в частности, является цепочка взаимосвязанных бизнес-процессов, которые объединены в единое информационное поле. В связи с этим вопрос автоматизации работы КДЛ рассматривался совместно с автоматизацией всей поликлиники в целом. С этой целью за счет интеграции ЛИС с медицинской информационной системой в поликлинике была обеспечена автоматизация цепочки бизнес-процессов, а именно:
- регистрация пациента и заказа на проведение лабораторного исследования непосредственно на рабочем месте врача-клинициста;
- оформление финансовых отношений для небюджетного контингента;
- сбор, хранение и предоставление диагностической информации лечащим врачам в печатном и электронном виде, включая возможность построения динамической карты лабораторных показателей;
- аналитические возможности (отчеты, сводки);
- контроль за каждым из вышеперечисленных этапов.