Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Перламутров Ю.Н.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова"

Задионченко Е.В.

ФГБУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Ключникова Д.Е.

ФГБУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Соловьев А.М.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова минздрава России, Москва, Россия, 127473

Новые педагогические подходы в процессе изучения дисциплины «Дерматовенерология»

Авторы:

Перламутров Ю.Н., Задионченко Е.В., Ключникова Д.Е., Соловьев А.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 526

Загрузок: 23


Как цитировать:

Перламутров Ю.Н., Задионченко Е.В., Ключникова Д.Е., Соловьев А.М. Новые педагогические подходы в процессе изучения дисциплины «Дерматовенерология». Клиническая дерматология и венерология. 2018;17(4):124‑130.
Perlamutrov IuN, Zadionchenko EV, Klyuchnikova DE, Solov’ev AM. New pedagogical approaches to teaching the Dermatovenereology. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2018;17(4):124‑130. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201817041124

В настоящее время согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС) в ходе учебного процесса следует использовать активные и интерактивные формы обучения (АФО/ИФО), основанные на тесном взаимодействии обучающихся и педагога. ИФО более выражено формируют и развивают профессиональные навыки обучающихся, раскрывают суть педагогического процесса [1—3].

В отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, учебный процесс с применением АФО/ИФО строится на основе вовлеченности в него всех единиц студенческой группы без исключения. Каждый из обучающихся вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности при корректном руководстве и контроле педагога [4, 5].

Целесообразность использования именно АФО и ИФО в педагогическом процессе согласуются с данными экспериментальной психологии, согласно которым 10% материала усваивается в ходе аудирования, 50% с помощью визуализации и до 90% после того, как обучающийся самостоятельно решит/осуществит поставленную задачу при помощи ранее полученной информации [6].

На данном этапе отсутствует четкое разграничение между активной и интерактивной формами обучения. Особого внимания заслуживает классификация российских педагогов Л.Н. Вавиловой и Т.С. Паниной [7], которые разделили интерактивные методы образования:

1) дискуссионные — диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики;

2) игровые — дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые организационно-деятельностные игры;

3) тренинговые — коммуникативные тренинги; сенситивные тренинги (направленные на формирование образной и логической сфер сознания).

Наиболее современной и интересной является игровая форма обучения, получившая название эдьютеймент (edutainment) — сочетание образовательного процесса и развлечения. Это форма учебного процесса, которая в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение определенного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях и эмоционально оценочной деятельности, что отвечает цели обучения [8, 9].

История вопроса, актуальность

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни, так как является основным видом деятельности незрелого субъекта социальной группы. С древних времен на разных территориях старшие индивиды, используя игры, обучали младших военному делу, ведению хозяйства, материнству, формируя развитие личности и многообразных форм мышления. Таким образом, уже тогда сформировалась одна из первых исторических задач игры — обучение (передача накопленного опыта) [10].

К использованию принципов игрового обучения призывали Т. Кампанелла, Ф. Рабле, а также Фридрих Фребель, который первым классифицировал игру как педагогическое явление [11].

Впоследствии развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решается множество педагогических задач: создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений, в результате чего не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом меняется позиция обучающегося в отношении к окружающему пространству. В процессе игры формируются механизмы взаимодействия и взаимопомощи, происходит координация своей точки зрения с другими возможными вариантами решения поставленной задачи [12].

Обращая внимание на специфику современного медицинского студенческого социума (а это поколение детей, рожденных в период 1995—2000 гг., так называемое поколение «Y»), приходится констатировать наличие проблем в коммуникационной системе студент—родитель, студент—педагог.

Психологи отмечают, что характерологическими особенностями поколения «Y» являются высокая склонность к развлечениям, игровая зависимость, а также зависимость от гаджетов и интернета, стремление к быстрому, незатруднительному получению положительного результата, умение подчиняться, извлечение информации преимущественно посредством визуальных образов. Кроме того, этому поколению присущи сложности, связанные с концентрацией внимания и гиперактивность, что не позволяет обучающемуся воспринимать большой объем информации и тем более формировать навыки и умения в условиях ограниченного времени (урок, семинар, лекция) [13].

Педагог, «обрушивающий» на студента текстовую и аудиоинформацию, не только не воспринимается обучающимся, а зачастую становится раздражающим фактором, уменьшающим желание учиться.

В истории преподавания время от времени наблюдается естественная смена коммуникативных технологий, что обусловлено техническим прогрессом, и периодические изменения психоэмоциональной организации личности в обществе. Именно сейчас преподаватели ВУЗов находятся в начале смены сенсорной коммуникативной модели обучения из-за ускорения ритма жизни и объема информации [1, 14, 15].

Большое число неуспевающих студентов, «прогульщиков» свидетельствует о низкой мотивации в освоении профессиональных знаний. У педагогов появилась острая необходимость использовать новые формы подачи информации и осуществления учебного процесса, которые повлияли бы на мотивацию студентов к освоению дисциплины, активизировали и установили прочные коммуникативные связи с педагогом, а в конечном счете способствовали бы формированию компетенций. Именно для решения этой педагогической проблемы весьма удачным оказался опыт игрового обучения (ИО) [16, 17].

ИО отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

— это привычная, хорошо известная, любимая форма деятельности для любого человека и любого возраста;

— это эффективное средство активации умственных процессов, вовлекающие участников в игровую деятельность, способное вызвать положительное эмоциональное и физическое напряжение;

— мотивационна по своей природе, требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, формирует творческий подход;

— развивает воображение и устремленность;

— позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений;

— является преимущественно групповой формой деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект.

Все вышеперечисленное является весьма привлекательным для студентов поколения «Y», и особенно тот аспект, что за участие в игровом образовательном процессе можно получать различные типы поощрений — баллы, оценки, моральное и психологическое удовлетворение [3, 18, 19].

Цель исследования — демонстрация целесообразности применения учебных игр и внедрения их в технологию обучения по дисциплине «дерматовенерология». В задачи исследования входили анализ учебного процесса основных методов обучения, применяемых в высшей медицинской школе, а также разработка и описание методик применения учебных игр в зависимости от сложности занятия и индивидуальных особенностей группы.

Материал и методы

Исследование проводилось на кафедре кожных и венерических болезней МГМСУ им. А.И. Евдокимова в рамках осуществления учебного процесса по дисциплине «дерматовенерология» со студентами лечебного и стоматологического факультетов. Всего участвовали 140 студентов. В зависимости от темы, сложности занятия и поставленных педагогических задач, а также количества обучающихся в группе, были отобраны следующие образовательные методы:

1. «дерматологического пазла»

2. «дерматологического диктанта»

3. «предумышленных ошибок»

4. «дерматологического лото»

5. «монополии».

Все методики разрабатывались с учетом тематического плана учебной программы и не исключали использования классических форм обучения (лекции, опрос, разбор клинических ситуаций, контрольное тестирование, демонстрацию больных). По окончании цикла по дерматовенерологии все студенты проходили заключительное анкетирование и тестирование.

На семинаре студенческой группе предоставлялось право выбора формы проведения занятия: классическая или интерактивно-игровая. Однако преподаватель иногда сам решал, какая форма занятия будет в группе, основываясь на количестве студентов и личном опыте. Наиболее удобным для проведения занятия в ИФ является группа с числом студентов не более 12 человек, так как в этом случае обеспечивается более индивидуальный и дифференцированный подход к каждому участнику. При большем количестве обучающихся ИФ теряют свою актуальность и не обеспечивают выполнение поставленных задач, так как возникает путаница в обучающем процессе, временной дефицит и отсутствие возможности тщательного анализа разбираемой темы.

В ходе проведения учебно-педагогических мероприятий все студенты были разделены на две группы: 1-ю группу составили 80 учащихся, в учебный процесс которым добавили интерактивные формы обучения; 2-ю — 60 студентов, изучавших дисциплину согласно классической форме учебной программы.

Метод «дерматологического пазла» основан на самостоятельном составлении студентом клинического портрета больного по заданному педагогом диагнозу. Данный вид деятельности осуществляется студентом в ограниченный промежуток времени (10—15 мин), при этом используются заранее подготовленные педагогом карточки: фотографии, отображающие основные клинические признаки нозологии, результаты лабораторных и инструментальных исследований, этиологические, анамнестические, патогенетические аспекты заболевания, а также карточки с лечебно-профилактическими мероприятиями. По истечении заданного времени у каждого обучающегося на руках имеется составленный им самим клинический портрет пациента из набора карточек, который он зачитывает вслух перед коллегами и педагогом. Коллективно разбираются и исправляются допущенные ошибки. Поощрительные баллы получает тот, кто быстрее и правильнее собрал дерматологический пазл. Данный метод стимулирует работу ассоциативных связей «диагноз — клинический признак», активизирует самостоятельный поиск диагностических критериев, стимулирует усвоение учебного материала, повышает компетентность в умении установить предполагаемый диагноз, проводить дифференциальную диагностику и сопоставлять клиническую картину с результатами лабораторной диагностики.

Второй метод — «метод предумышленных ошибок». Суть метода заключается в самостоятельной подготовке студентом (вне практических занятий) визуально информационного сообщения/презентации на заранее заданную тему. В это сообщение он должен включить недостоверные или ошибочные факты, а задачей его коллег является обнаружение этих ошибок. Педагог заранее всем участникам раздает анкеты. В ходе доклада (демонстрации презентации) каждый студент самостоятельно оценивает материал и проставляет в анкету баллы по следующим параметрам:

— качество изложенного материала;

— доступность изложения информации;

— увлекательность, владение материалом;

— дизайн презентации;

— ответы на дополнительные вопросы.

Кроме того, студенты отмечают обнаруженные ошибки. После этого высчитывается среднее арифметическое количество баллов для каждого участника. В вычислении также участвует бланк преподавателя, который по соответствующим критериям оценивает презентацию обучающегося и разъясняет группе результаты. Все полученные данные обобщаются и лидером становится студент, набравший наибольшее количество баллов.

Этот вид учебной деятельности мотивирует студента к более тщательной подготовке и изучению проблематики занятия (тема, нозология), тренирует и обучает технике изложения (выступление) и предоставления материала, акцентируя внимание на главных аспектах болезни. Этот вид учебной деятельности способствует укреплению внимания у студентов, формирует критический подход к оценке информации, кроме того, обеспечивает контроль знаний.

«Визуальный дерматологический диктант» содержит в себе набор фотографий больных с изменениями на коже или слизистой оболочке полости рта, примеры фото дерматоскопии, данные инструментальных исследований, результаты лабораторной диагностики и диагностических проб. Материал предоставляют обучающимся в виде слайдовой презентации, и за ограниченый промежуток времени после просмотра студент должен в письменной форме дать правильный ответ (определение симптома, диагноза, синдром). Картинки не повторяются и в конце «диктанта» педагог заново демонстрирует фоторяд, сопровождая его правильными ответами и обсуждением деталей. Студенты самостоятельно исправляют свои ошибки. Победителем становится тот, у кого обнаружилось наименьшее количество некорректных ответов. Данный метод носит контролирующую функцию, мотивируя студента на активность во время осмотра больных, тренирует и закрепляет визуальную память, позволяет самостоятельно осознать свои ошибки в подготовке к занятиям.

В ходе игры «дерматологическое лото» одному или группе студентов (2—3 человека) выдается пустой бланк с ячейками и диагнозом. Ведущий игры (педагог или студент) имеет подготовленные карточки, перемешанные между собой и содержащие информацию об этиологии заболевания, клинических признаках, локализации, изменениях лабораторных данных, результатах инструментальных исследований, методах клинической диагностики и лечения.

Ведущий поочередно зачитывает информацию, а играющие, в зависимости от имеющихся на руках диагноз-бланках, забирают карточки. Задачей игры является быстрое и правильное заполнение всех пустых ячеек. В процессе игры преподаватель проверяет заполненные бланки на предмет соответствия диагноза признакам заболевания и устраняет ошибочные варианты. Этот метод обучает работать в коллективе, несет контролирующую функцию, активирует способность быстрого принятия решения, стимулирует конкурентность, устойчивость внимания, наблюдательность.

Результаты

В ходе анализа проведенной работы было выявлено, что в большинстве случаев (94,5%) обучающиеся с радостью и большим азартом выбирали ИФО. Объявление, что в случае победы им будут начислены дополнительные и поощрительные баллы мотивировало студентов к более тщательной подготовке к занятиям и формированию конкурентной среды.

По окончании цикла по дерматовенерологии все студенты проходили заключительное анкетирование и тестирование. Из 80 человек 1-й группы 66,1% отметили, что проведение занятий было очень интересным и познавательным, 17,4% — достаточно интересным, 5,2% — неинтересным, но полезным и оригинальным, а 11,3% воздержались от комментариев.

Студентами 2-й группы в 74,3% случаев цикл был оценен как «информативно, но скучно», 7,2% — «интересно и познавательно», 7,3% — «достаточно интересно», 11,2% воздержались от комментариев. Важно отметить, что практически половина (46,3%) обучающихся 1-й и 2-й групп в комментариях выразили пожелание еще большего и разнообразного использования ИФО. В 1-й группе у 39,4% студентов отмечалось повышение мотивации к подготовке к занятиям, тогда как во 2-й это выражалось только у 25,7% стуентов. В 1-й группе 41,4% студентов отметили улучшение восприятия и усвояемости материала, а во 2-й —26,8%. При сравнении успеваемости в группах достоверных различий обнаружено не было. У большинства студентов средний балл успеваемости по группе равнялся 4,6 из 5. Вероятнее всего, это зависело от формы подготовки к итоговому тестированию преимущественно по заранее разработанным схемам вопросов и ответов в тестах. Однако, как показало личное собеседование с педагогом во время решения клинических задач, а также при посещении стационара, быстрота и количество правильных ответов в 1-й группе были значительно выше.

Вывод

Использование учебных игр при обучении дисциплине «дерматовенерология» позволяет создать мотивацию и усилить интерес к изучению предмета у студентов стоматологического и лечебного факультетов. Данные интерактивные методы дают возможность использовать индивидуальный подход к каждому студенту, что соответствует принципам личностно-ориентированной педагогики. Педагог создает такую среду образовательного общения, которая способствует деловому и профессиональному взаимодействию участников при обоюдном открытом контроле, что приводит к более быстрому формированию компетенций, необходимых требованиям ФГОС. Данная методика позволяет впоследствии сформировать в студенте компетентного врача и специалиста с широким кругозором.

Сведения об авторах

Е.В. Задионченко — https://orcid.org/0000-0001-9295-5178

Д.Е. Ключникова — https://orcid.org/0000-0001-6595-1825

А.М. Соловьев — https://orcid.org/0000-0003-3113-8929

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.