Кожа — это многофункциональный орган организма человека, который не только обеспечивает защитную функцию, но и участвует во многих видах обмена. Кожа лица, шеи, рук и зоны декольте служит первым индикатором старения организма.
Старение кожи — запрограммированный, неизбежный, сложный, мультифакторный процесс в организме человека [1]. В результате эндогенных и экзогенных факторов происходят инволюционные изменения кожи, которые проявляются сухостью, потерей эластичности, уменьшением толщины, дряблостью, появлением морщин, гравитационным птозом, пигментацией [2].
На клеточном уровне происходит обезвоживание структур кожи, в том числе и фибробластов, в результате чего изменяются рН, ионный состав и ионные силы межклеточной среды, что может нарушать нормальное функционирование и активность матриксных белков вследствие изменения их структуры или частичной их денатурации.
В настоящее время в арсенале современной эстетической косметологии имеется достаточно широкий выбор способов коррекции различных проблем кожи — хирургический и нехирургический (инъекционные методики, химические пилинги, дермабразия, лазерные шлифовки и т. д.).
Среди различных методов инъекционных методик одно из ведущих мест занимают биоревитализация и мезотерапия — это современные методы интрадермального введения растворов и гелей на основе гиалуроновой кислоты.
Данные методики предполагают использование материалов в определенной концентрации с целью восстановления физиологической среды и нормализации метаболических процессов в коже.
Слово «мезотерапия» имеет греческое происхождение («мезо» — средний, срединный, «терапия» — лечение). Данный метод впервые применил в 1950 г. доктор Мишель Пистор (Франция), который эмпирическим путем пришел к выводу, что введение лекарственных средств необходимо выполнять как можно ближе к пораженному участку.
Термин «биоревитализация» и сама методика были представлены в 2001 г. группой итальянских врачей во главе с профессором А. Ди Пьетро.
Гиалуроновая кислота — важный компонент кожи человека, относящийся к группе мукополисахаридов и состоящий из остатков D-глюкуроновой кислоты и N-ацетил-D-глюкозамина. Число дисахаридов в готовой молекуле гиалуроновой кислоты может достигать 10 000 повторов или более, что соответствует молекулярной массе около 1 нм. За счет особенностей химической структуры гиалуроновая кислота выполняет различные биологические функции:
— играет важную роль в процессах взаимодействия клеток;
— обладает высокой способностью удерживать воду, обеспечивая поддержание тургора кожи;
— создает оптимальные физиологические условия для пролиферации, усиления и восстановления активности фибробластов и естественных обновлений структуры дермы;
— обладает высокими антиоксидантными свойствами [3, 4].
Принимая во внимание важную роль гиалуроновой кислоты как компонента кожи, на ее основе созданы многообразные препараты для улучшения морфофункционального состояния кожи.
Группа компаний «Диарси», в арсенале которой имеется линейка косметики FEMEGYL, разработала и выпустила новый российский препарат для проведения мезотерапии и биоревитализации.
Данный препарат содержит запатентованную формулу, в его состав входят:
— комплекс гиалуроновых кислот 1,5%;
— германийорганический хелатный комплекс;
— гамма-аминомасляная кислота.
Форма выпуска — флакон объемом 6 мл, рассчитанный на полный курс (2 процедуры) для получения заявленных эффектов:
— восстановление защитного барьера кожи;
— увеличение упругости и эластичности;
— обеспечение высокой степени увлажнения всех слоев кожи;
— коррекция и уменьшение глубины морщин;
— уменьшение признаков хроно- и фотостарения кожи.
Максимальное количество препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив», необходимое для обработки зон лица, шеи и декольте, — 3 мл.
Совместно с кафедрой патологической анатомии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова выполнено исследование по изучению морфологических и иммуногистохимических показателей кожи 5 человек после воздействия препаратом «Уникальный стерильный концентрат Биоактив».
Цель исследования — изучить морфологические и иммуногистохимические показатели кожи человека после воздействия препаратом «Уникальный стерильный концентрат Биоактив».
Материал и методы
Исследование выполнено на панч-биоптатах кожи заушной области 5 женщин-добровольцев перименопаузального возраста (средний возраст 51 год). Проводился курс интрадермального введения препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив», который состоял из 4 процедур с интервалом введения 14 дней (между процедурами). Способ введения препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив» — мультипунктурно.
Исследовались панч-биоптаты правой заушной области 5 женщин-добровольцев:
— I этап — до введения препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив»;
— II этап — после 2 процедур;
— III этап — через 2 нед после 4 процедур;
— IV этап — спустя 1,5 мес после 4 процедур;
— V этап — через 9 мес от начала процедур.
Полученные биоптаты фиксировались в 10% нейтральном формалине, заливались в парафин по общепринятой методике. Серийные парафиновые срезы окрашивались гематоксилином и эозином, толуидиновым синим, по Ван-Гизону, ставилась PAS-реакция.
Иммуногистохимические реакции также проводились на серийных парафиновых срезах с использованием демаскировки антигенов в ретривере в соответствии с общепринятым протоколом.
Методом двойных антител выявляли коллагены I и III типов (Dakocytomation, в разведении 1:100), эластин, Ki-67 (Dakocytomation, в разведении 1:100), VEGF (Dakocytomation, в разведении 1:100).
Сравнительный анализ коллагена I и III типов, эластина, VEGF, а также других гистоморфологических характеристик (наличие воспалительной реакции, ангиогенез и т. д.) проводили с помощью полуколичественного метода оценки интенсивности окрашивания гистологических препаратов (балльная система подсчета). При слабой окраске экспрессию маркера оценивали 2 баллами, при умеренной — 4, при высокой — 6. Экспрессию маркера гладкомышечных и миофибробластических клеток (SMA), а также маркера клеточной пролиферации (Ki-67) в эпидермисе оценивали в процентном соотношении положительно окрашенных клеток. Результаты оценивали с помощью статистического метода для малых выборок Манна—Уитни.
Результаты
Проведена сравнительная морфологическая характеристика изменений в коже на разных сроках после воздействия препаратом «Уникальный стерильный концентрат Биоактив».
Морфологические особенности кожи женщин заключались в относительно малой толщине эпидермиса. Структурные изменения кожи женщин после воздействия выявлялись и достигали максимума на II и III этапах, заключались в усилении неоангиогенеза в глубоких слоях дермы и в подкожной жировой клетчатке и синтеза коллагена I и III типов (рис. 1).
Интересно, что при окраске толуидиновым синим ни на одном этапе не были выявлены отложения препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив» по феномену метахромазии, т. е. в тканях препарат не накапливался, он сразу захватывался клетками.
Проведена сравнительная иммуногистохимическая характеристика изменений в коже на разных сроках после воздействий препаратом «Уникальный стерильный концентрат Биоактив».
Иммуногистохимические изменения кожи женщин после введения препарата «Уникальный стерильный концентрат Биоактив» заключались в следующих результатах (рис. 4, 5,
1. Накопление коллагена I и III типов и изменение соотношения между коллагеном I и III типов за счет относительного увеличения удельного веса коллагена I типа («молодого» коллагена) [5, 6].
2. Сохранение стабильного количества эластина в дерме.
3. Стимуляция неоангиогенеза в глубоких слоях дермы, что проявляется в увеличении количества VEGF в эндотелии сосудов, прежде всего новообразованных.
4. Наличие относительно большего количества пролиферирующих клеток в эпидермисе вплоть до III этапа исследования и снижение количества пролиферирующих клеток на IV этапе (см. таблицу).
Заключение
Результаты морфологического исследования показали, что препарат Биоактив не накапливается и не обнаруживается в биоптатах кожи. Эпидермис без патологических изменений. Обнаружено, что после проведения двух процедур в дерме определялось набухание экстрацеллюлярного матрикса, преимущественно периваскулярного, а также вокруг придатков кожи со скоплениями в этих участках лимфогистиоцитарных элементов. При этом при окраске толуидиновым синим метахромазия не обнаруживалась, что отличает от мукоидного набухания при накоплении эндогенной гиалуроновой кислоты. Набухание сохраняется при исследовании биоптатов и после 4-й процедуры, однако исчезает к 4-му месяцу от начала исследования.
Происходит усиление неоангиогенеза и накопление коллагеновых волокон в дерме, что выявляется при окраске по Ван-Гизону и иммуногистохимическом исследовании на VEGF и коллагены I и III типов.
Препарат вызывает ремоделирование соединительной ткани дермы и стимуляцию синтеза в ней коллагена. Введение препарата на начальных этапах вызывает набухание, отличное от мукоидного (при окраске толуидиновым синим), что приводит к усилению водного обмена в клетках и стимуляции метаболических процессов в дерме.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: Ekaterina.Kostkina@globaldrc.com
2e-mail: org@cgma.su
3e-mail: Igor.Ambrosov@wdspharma.ru
4e-mail: Alla.Dirsh@globaldrc.com
5e-mail: rektorat@sechenov.ru