Солнце является источником различных видов излучения, из которых ультрафиолетовое (УФ) является одним из наиболее значимых для человека.
Солнечный свет и УФ-излучение в частности оказывают на человеческий организм весьма благотворное влияние. Под воздействием УФ-лучей происходит усиление работы желез внутренней секреции и обмена веществ, стимулируются синтез витамина D, выработка эндогенных морфинов и серотонина, что оказывает положительное воздействие на психоэмоциональный статус.
Длинноволновые УФ-лучи А (УФ-А) с длиной волны 320—400 нм обладают высокой проникающей способностью. Через эпидермис и дерму они достигают гиподермы и могут вызывать деструктивные изменения в коже, повреждая белки, нуклеиновые кислоты, липиды клеточных мембран, вызывая и ускоряя процессы старения и канцерогенеза.
УФ-лучи В (УФ-В) с длиной волны 290—320 нм проникают преимущественно в самые верхние слои кожи, стимулируя меланогенез, результатом которого является загар и образование пигментных пятен. Они также могут вызывать эритему или ожоги и стимулировать канцерогенез.
Кроме перечисленных эффектов, ультрафиолет также является причиной возникновения ряда заболеваний — фотодерматозов. Ввиду многообразия эндогенных и экзогенных факторов, способствующих развитию фотодерматозов и запускающих разные по механизму патогенетические процессы, единой, общепризнанной их классификации не существует. Однако можно выделить группу заболеваний и состояний, непосредственно связанных с повреждающим избыточным воздействием УФ-лучей на фоне дефицита естественных защитных факторов: солнечные ожоги — при кратковременном воздействии, фотостарение кожи — при регулярном, многолетнем воздействии. Выделяют и более обширную группу заболеваний кожи, обостряющихся под воздействием солнечных лучей, которые также называют фотозависимыми дерматозами: позднюю кожную порфирию, пеллагру, пигментную ксеродерму, красную волчанку, розацеа, герпес и др. Отдельно следует выделить дерматозы с фотоаллергической и фототоксической природой — солнечную крапивницу, фотоконтактный дерматит, фототоксические и фотоаллергические медикаментозные реакции и др.
Каким образом происходит реализация негативного влияния ультрафиолета? Прямое повреждающее воздействие солнечных лучей опосредованно тем, что под воздействием УФ-лучей образуется избыточное количество свободных радикалов и активных форм кислорода, оказывающих деструктивное воздействие на ткани. Кроме того, известно, что ультрафиолет активирует матричные металлопротеазы, которые имеют чрезвычайно широкий спектр биологического воздействия, в том числе участвуют в распаде большинства компонентов внеклеточной матрицы (коллагенов, протеогликанов, фибромодулина, фибронектина и др.). Также в ответ на УФ-излучение кератиноцитами вырабатываются провоспалительные цитокины, участвующие в запуске каскада реакций воспаления.
Таким образом, УФ-лучи вызывают повреждение белков, липидов клеточных мембран, нуклеиновых кислот в тканях организма и, в частности, в коже как первом барьерном органе. Накапливаясь, эти повреждения вызывают дегенеративные изменения в эпидермисе, коллагеновых и эластических волокнах и межклеточном веществе дермы, что, в свою очередь, приводит к клиническим проявлениям фотодерматозов [1].
Публикации результатов исследований и клинических наблюдений, свидетельствующие о роли УФ-лучей в развитии полиморфных высыпаний на коже в результате фотоаллергических и фототоксических реакций, появились еще в 60-е годы XX века [2, 3]. В этот период были определены основы патогенеза фотодерматозов, которые актуальны и в настоящее время. Поглощенный квант света приводит к дестабилизации молекул биологических тканей, в результате чего могут образовываться как устойчивые химические соединения, так и свободные радикалы и активные формы кислорода, при контакте с которыми эпидермальные белки образуют полноценные антигены, запускающие фотоаллергические реакции. Кроме того, фотоаллергические реакции могут развиваться в результате внешнего контакта с кожей или при попадании внутрь вещества-аллергена, как правило, с молекулярной массой менее 500 Д, на фоне обязательного воздействия триггерного фактора — УФ-излучения. Наиболее часто этот вид фотодерматозов развивается при применении лекарственных средств (табл. 1) [5, 6].
Кроме того, некоторые как экзогенные, так и эндогенные химические вещества, обладающие сенсибилизирующими свойствами, могут усиливать повреждающее воздействие УФ-излучения на ткани и вызывать фототоксические реакции, интенсивность которых будет зависеть от концентрации сенсибилизирующего вещества, интенсивности и продолжительности воздействия излучения. Наиболее распространенными фототоксическими реакциями, развивающимися под воздействием экзогенного сенсибилизатора, являются фитофотодерматиты и фотодерматиты, возникающие на фоне использования парфюмерных и косметических средств. Фототоксические реакции часто возникают в результате контакта кожи с анилиновыми красителями
(эозин, метиленовый синий, бенгальский розовый), ореховым, бергамотовым, лавандовым маслами, входящими в состав духов, помад, кремов и лосьонов. Некоторые растения также могут стать причиной развития фотодерматоза (роза, клевер, гречиха, фенхель, петрушка, щавель, осока, крапива, лебеда, луговые травы, плоды цитрусовых и др.). Смолы, асфальт, гудрон (в том числе пары), соли хрома, тетраэтилсвинец, каменноугольные масла, свинец, фурокумарины, борная и салициловая кислоты, фенол, препараты ртути также обладают фотосенсибилизирующими свойствами [6].
В качестве эндогенных фотосенсибилизаторов, так же как и при фототоксических реакциях, часто выступают лекарственные средства.
В клинической практике бывает непросто определить, какой именно тип фотоаллергической реакции лежит в основе конкретного фотодерматоза. Тем не менее различия имеются: фотоаллергические реакции развиваются после окончания периода сенсибилизации (через 24—72 ч), проявления фототоксических реакций, как правило, возникают сразу, но не позднее чем через 24 ч после УФ-воздействия. Также имеются некоторые отличия в характере высыпаний и их распространенности (табл. 2) [6].
Однако несмотря на многообразие клинических проявлений фотодерматозов, а также факторов, способствующих их развитию, в основе лечения и профилактики данной патологии лежат элиминация провоцирующего фактора и использование солнцезащитных средств. Эти средства должны соответствовать ряду требований: поглощать УФ-А и УФ-В, обладать низкой способностью проникать через роговой слой кожи, быть безопасными — гипоаллергенными, нетоксичными, устойчивыми к свету и нагреванию. Кроме того, одна из важнейших характеристик солнцезащитных средств, особенно важная при лечении и профилактики фотодерматозов, — солнцезащитный фактор (SPF — sun protection factor), должен быть достаточно высоким для обеспечения надежной защиты кожи. По данным научной литературы и имеющимся клиническим рекомендациям [7], больным, страдающим фотозависимыми заболеваниями, следует использовать фотозащитные средства с SPF не менее 30 перед каждым выходом на солнце.
Серия солнцезащитных средств Антгелиос (LA Roche-Posay) полностью соответствует предъявляемым требованиям. Препараты данной серии изготовлены с использованием термальной воды La Roche-Posay и содержат систему фильтров Anthelios-Mexoplex, обеспечивающих высокую степень защиты при сниженной концентрации химических фотофильтров. Кроме того, уникальный компонент ELDEW (изопропил-N-лауроил саркозинат), также входящий в состав средств Антгелиос, способствует растворению УФ-фильтров, что улучшает косметические свойства продуктов и обеспечивает фотостабильность.
Линия Антгелиос позволяет выбрать средство с SPF от 20 до 60+ в виде флюида, спрея, молочка, крема и стика для губ, а также спрей для детей, что создает дополнительные удобства применения.
Солнцезащитные средства в настоящее время являются не только неотъемлемой частью терапии и профилактики фотодерматозов, но и косметикой для ежедневного ухода за здоровой кожей в условиях повышенной инсоляции. Правильное использование данных продуктов позволит не только сохранить здоровье, но и повысить качество жизни каждого человека.