Гипертрофические и келоидные рубцы представляют собой фибропластические образования, являющиеся результатом аномального заживления ран. В основе клинических проявлений патологических рубцов лежит локальное избыточное отложение коллагена с изменением гомеостаза дермы и видоизменением ее структуры в зоне поражения [1, 2]. Считается, что у предрасположенных лиц регуляторные процессы регенерации соединительной ткани являются неполноценными [3]. Существует мнение, что гипертрофический и келоидный рубец представляют различные стадии одного и того же процесса [4]. Однако на сегодняшний день уже стало ясно, что различий между келоидами и гипертрофическими рубцами значительно больше, чем сходства. Различия между ними подтверждены с помощью современных методов исследования на основании изучения культур тканей рентгеноструктурным анализом, исследования гистоферментативной активности, изучения структуры аминокислот, а также установления присутствия HLA-антигенов и антиядерных антител [5—9].
Клиническая дифференциальная диагностика данных состояний может представлять затруднения, так как внешне рубцы могут быть очень схожи [5]. Вместе с тем правильная диагностика определяет выбор наиболее оптимального метода лечения [10]. С точки зрения клинических проявлений, субъективные ощущения в зоне рубцов более характерны для келоидов [11]. Они могут проявляться в виде зуда, чувства жжения и боли. Наряду с субъективными жалобами больных, для диагностики представляет интерес сравнение различных видов кожной чувствительности в зоне гипертрофических и келоидных рубцов, а также динамика показателей в процессе лечения.
Материал и методы
Для определения изменения чувствительности келоидных и гипертрофических рубцов в группу исследования было включено 156 пациентов, которые составили две группы наблюдения по 78 пациентов: в 1-ю группу вошли пациенты с морфологически подтвержденным диагнозом «гипертрофические рубцы», во 2-ю — пациенты с морфологически подтвержденным диагнозом «келоидные рубцы» сроком существования до 2 лет. Все рубцы имели площадь от 5 до 10 см2. Степень чувствительности оценивали по бальной системе: 1 балл — пониженная чувствительность, 2 балла — нормальная, 3 балла — повышенная, 4 балла — значительно повышенная. Для определения тактильной чувствительности использовался деревянный шпатель, для температурной — металлический шпатель, нагретый до температуры 50°С, для определения болевой глубокой чувствительности проводили надавливание указательным пальцем перпендикулярно рубцу, для болевой поверхностной — укол стерильной тупой иглой.
Результаты и обсуждение
Пациенты с гипертрофическими рубцами до лечения отмечали в области рубца повышение всех видов чувствительности по сравнению с непораженным симметричным участком кожи: тактильной — 62% пациентов, температурной — 19%, болевой глубокой — 23%, болевой поверхностной — 8% (табл. 1, рис. 1).
После лечения пациенты с гипертрофическими рубцами отмечали в области рубца снижение тактильной чувствительности (27% человек), повышение температурной (23%), болевой глубокой (30%) и болевой поверхностной (21%) чувствительности по сравнению с непораженным симметричным участком кожи (табл. 2, см. рис. 1).
У пациентов с келоидными рубцами до лечения отмечается снижение тактильной чувствительности (58%), температурной (65%), болевой поверхностной (86%) и значительное повышение болевой глубокой чувствительности (97%) в области рубца по сравнению с непораженным симметричным участком кожи (табл. 3, рис. 2).
После лечения пациенты (51%) отмечали в области рубца снижение тактильной, повышение температурной (69%), болевой глубокой (9%) и болевой поверхностной (19%) чувствительности по сравнению с непораженным симметричным участком кожи (табл. 4, см. рис. 2).
Выводы
Кожная чувствительность у пациентов с келоидными и гипертрофическими рубцами в зонах поражения различается по всем четырем видам чувствительности, которая изменяется в области рубца и постдеструктивной поверхности после лечения в сторону как снижения, так и повышения, в зависимости от исследуемого вида чувствительности.
У пациентов с гипертрофическими рубцами до и после лечения кожная чувствительность изменилась следующим образом: отмечена тенденция к инверсии тактильной кожной чувствительности после лечения с повышения на понижение: с 62% (48) на 27% (21). Температурная, поверхностная и глубокая болевая кожная чувствительность были повышены до и после лечения.
У пациентов с келоидными рубцами до и после лечения отмечали изменение кожной чувствительности. В группе наблюдения отмечена тенденция к инверсии со значительного повышения на понижение болевой глубокой чувствительности с 97% (76) на 9% (7) после лечения. Пониженная до лечения температурная, тактильная, поверхностная болевая чувствительность не имела тенденции к инверсии. Наиболее динамический показатель — поверхностная болевая чувствительность до лечения у 86% (67) пациентов изменялась до 19% (15). Практически неизменными оставались показатели других видов кожной чувствительности: тактильной чувствительности — с 58% (45) на 51% (40) пациентов и температурной чувствительности — с 65% (51) на 69% (54).
Изменение поверхностной болевой чувствительности келоидных рубцов, где прослеживается выраженная динамика на нормализацию кожной чувствительности с 86% (67 пациентов) до лечения на 19% (15) после лечения, может быть использовано в качестве оценки результатов лечения.