Бенян А.С.

Кафедра и клиника хирургии Института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета и Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина

Медведчиков-Ардия М.А.

Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина

Щербаков Д.А.

клиника ФГБУ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии» Минздрава России, Уфа, Россия, 450075

Вакуум-терапия в лечении напряженного пневмомедиастинума и подкожной эмфиземы

Авторы:

Бенян А.С., Медведчиков-Ардия М.А., Щербаков Д.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 3401 раз


Как цитировать:

Бенян А.С., Медведчиков-Ардия М.А., Щербаков Д.А. Вакуум-терапия в лечении напряженного пневмомедиастинума и подкожной эмфиземы. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;(4):77‑80.
Benian AS, Medvedchikov-Ardiia MA, Shcherbakov DA. Vac-therapy in the management of tension pneumomediastinum and subcutaneous emphysema. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2020;(4):77‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202004177

Введение

Подкожная эмфизема в большинстве случаев является симптомом серьезной травмы или заболевания, требующих врачебного наблюдения и проведения соответствующих лечебно-диагностических мероприятий. Случайное непреднамеренное повреждение мембранозной части трахеи во время интубации регистрируется в 0,02—1% случаев [1, 2]. И если заживление самого разрыва происходит самопроизвольно в течение 3—4 нед и крайне редко требует проведения вмешательств, то сопряженную с ним эмфизему средостения и мягких тканей необходимо оценивать для определения тактики ведения больного [3, 4]. Традиционно используют консервативный и хирургический методы лечения. Консервативное лечение проводят при отсутствии симптомов напряженного пневмомедиастинума со сдавлением полых вен и трахеи. Показаниями к хирургическом вмешательству служат развитие дыхательной недостаточности и компрессии органов шеи и средостения [1, 5, 6]. Основным патогенетически обоснованным вмешательством при этом является декомпрессия средостения путем медиастинотомии и обеспечения последующего дренирования [7, 8]. Представляем клиническое наблюдение по использованию современных возможностей вакуум-терапии у пациента с напряженной эмфиземой средостения.

Пациентка С., 44 года, переведена в отделение торакальной хирургии Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина в экстренном порядке из другого стационара, где по поводу хронического гинекологического заболевания выполнена лапароскопия. Спустя 2 ч после оперативного вмешательства отметила появление подкожной эмфиземы на шее и грудной клетке. После совместного осмотра хирургом и анестезиологом высказано предположение о постинтубационном разрыве мембранозной части трахеи. С целью дообследования и дальнейшего лечения после согласования порядка госпитализации и медицинской транспортировки направлена в отделение торакальной хирургии.

На момент госпитализации общее состояние средней тяжести. Предъявляет жалобы на подкожную эмфизему лица, шеи, грудной клетки и живота, незначительную боль при глотании, изменение тембра голоса, умеренную одышку при физической нагрузке. Дыхание спонтанное, сопровождается негромким шумом как при вдохе, так и при выдохе; частота дыхания 20 в минуту, сатурация артериальной крови кислородом 95%. Гемодинамические показатели без значимых патологических изменений, тахикардия до 90 уд/мин. Обращает на себя внимание выраженная подкожная эмфизема, охватывающая все лицо, переднюю поверхность шеи и грудной клетки и распространяющаяся до эпигастральной области живота. При пальпации отмечается характерная крепитация, поверхность кожи напряжена.

Для уточнения причины подкожной эмфиземы и оценки состояния внутригрудных органов назначены рентгенография органов грудной клетки с контрастным исследованием пищевода и фибробронхоскопия. На обзорной рентгенограмме выявлены напряженный пневмомедиастинум с отслойкой медиастинальной плевры, обширная тканевая эмфизема; данных, сидетельствующих в пользу пневмоторакса, не получено; пищевод на всем протяжении проходим для контрастного вещества, затеков за пределы пищевода или сообщения с другими полостями и пространствами не обнаружено. При фибробронхоскопии визуализирован линейный разрыв мембранозной части трахеи протяженностью 2,5 см на расстоянии 3 см проксимальнее бифуркации. Совокупность клинических данных и данных инструментального обследования позволила поставить клинический диагноз: постинтубационный разрыв мембранозной части трахеи. Напряженный пневмомедиастинум. Подкожная эмфизема. В качестве ведущих симптомокомплексов, определяющих дальнейшую тактику диагностики и лечения, определены «газовый синдром» и «дыхательная недостаточность».

Согласно тактике лечения пациентов с постинтубационным разрывом трахеи назначены антибактериальная, противовоспалительная, противоотечная терапия в сочетании с оксигенотерапией путем инсуффляции увлажненного кислорода через носовую канюлю. В то же время консервативную тактику применили исключительно в отношении разрыва трахеи. В отношении напряженной эмфиземы средостения и мягких тканей, с учетом ее прогрессии и увеличения распространенности процесса и напряжения мягких тканей, установлены показания к шейной медиастинотомии с целью декомпрессии клетчаточных пространств шеи и средостения. В качестве способа дренирования средостения решено использовать одну из существующих систем для лечения ран отрицательным давлением.

В условиях операционной под комбинированной анестезией (внутривенная + местная) выполнена дугообразная цервикотомия длиной 3 см над яремной вырезкой. Клетчатка и мягкие ткани частично рассечены, частично раздвинуты с проникновением в претрахеальное пространство и переднее средостение. В образовавшуюся операционную раневую полость установлена губка пирамидальной формы, которая полностью выполнила полость своим объемом. Следующим этапом к губке фиксирован порт, который через коннектор, состоящий из системы полых трубок, другим концом соединен с аппаратом, создающим постоянное отрицательное давление. Область операционной раны на шее двукратно проклеена адгезивным атравматичным раневым покрытием с целью обеспечения герметичности. Установлено отрицательное давление 100 мм рт.ст.

На следующие сутки после наложения вакуум-ассистированной повязки отмечено существенное снижение напряжения кожного покрова лица, шеи и грудной клетки. Улучшилось самочувствие, облегчилось дыхание, потребность в кислородотерапии отсутствует. Фонация восстановлена на 2-е сутки. На контрольных рентгенограммах органов грудной клетки отмечено уменьшение количества воздуха в средостении, отсутствие пневмоторакса. На 4-е сутки после оперативного вмешательства явления подкожной эмфиземы стали минимальными, терапия отрицательным давлением прекращена. После удаления вакуум-ассистированной повязки рецидива эмфиземы не было. На кожную рану наложены вторично-отсроченные швы. Пациентка выписана на 6-е сутки после госпитализации.

Контрольный осмотр через 1 мес не выявил каких-либо патологических явлений. Заживление послеоперационной раны произошло первичным натяжением. При фибробронхоскопии дефект мембранозной части трахеи в стадии эпителизации рубца.

Обсуждение

Газовый синдром, проявляющийся в виде скопления воздуха в клетчаточных пространствах и естественных полостях, является маркером серьезности патологического процесса. Среди заболеваний бронхолегочной системы пневмомедиастинум и подкожная эмфизема чаще всего возникают у пациентов с буллезной эмфиземой легких, при эмпиеме плевры с бронхоплевральным свищем. Травма грудной клетки наряду с повреждениями трахеи и пищевода при манипуляциях — наиболее частая внешняя причина появлений газового синдрома [9].

Показания к ушиванию разрыва трахеи возникают редко и в основном определяются степенью тяжести газового синдрома, в данном случае представленного двумя состояниями — эмфиземой средостения и тканевой эмфиземой [3]. Именно степень выраженности этих состояний позволяет вынести клиническое суждение о наличии и трансмуральном характере разрыва мембранозной части трахеи. Подкожная эмфизема по своей сути является внешним проявлением пневмомедиастинума, и уровень ее распространения может служить косвенным критерием степени напряжения в средостении. Именно в этом случае показано дренирование средостения. Решение о проведении подобного хирургического вмешательства основывается в первую очередь на оценке клинических данных — степени напряжения кожного покрова, распространенности эмфиземы, изменении фонации и дыхательной функции [10].

Метод VAC-терапии (vacuum-assisted closure) с использованием эффекта отрицательного давления в течение многих лет с успехом применяется в разных областях хирургии. Преимущественно это хирургия острых и хронических ран, нагноительных заболеваний мягких тканей и полостей [11, 12]. Помимо этого, положительные отзывы о применении VAC-терапии получены в лечении пострадавших с переломами и нестабильностью костных структур (грудина, ребра, длинные трубчатые кости) [13, 14]. Применение VAC-терапии в лечении эмфиземы средостения с хорошими результатами описано в нескольких клинических наблюдениях и в одной серии [15, 16]. В большинстве наблюдений техника выполнения операции принципиально не различается и заключается в медиастинотомии над яремной вырезкой и установке VAC-системы. Положительный эффект технологии заключается прежде всего в скорости купирования газового синдрома. Так, если при пассивном дренировании клетчаточных пространств шеи и средостения обратное развитие эмфизематозных изменений в среднем наблюдается к 6—7-м суткам, то применение VAC-терапии ускоряет этот процесс и отчетливая положительная клиническая динамика отмечается уже на 2—3-й день после установки системы. Быстрое купирование подкожной эмфиземы способствует разрешению дыхательных нарушений и создает благоприятные условия для заживления непосредственно дефекта в трахее [16].

Следует учесть, что показания к проведению VAC-терапии возникают не у всех пациентов с подкожной эмфиземой. Точкой приложения этого метода являются случаи напряженной эмфиземы, проявляющейся клиникой сдавления органов средостения и дыхательной недостаточности при условии отсутствия показаний к внутриплевральным операциям. Основными преимуществами данного метода являются мини-инвазивный характер вмешательства и скорость наступления эффекта.

В лечении различного рода ятрогений весьма важным является фактор быстрого и минимально инвазивного устранения возникших осложнений, в том числе и для предупреждения различного рода административных и правовых разбирательств. Психологическая составляющая здесь тем более важна, поскольку осложнение произошло не от основного лечебного вмешательства, а от сопровождающей и вспомогательной методики, в данном случае от анестезии. В представленном случае благодаря эффективности обратного развития эмфиземы и быстрому купированию симптоматики и субъективных ощущений удалось полностью нивелировать как патофизиологические, так и психологические отрицательные эффекты от осложнений предыдущего медицинского вмешательства.

Следовательно, применение VAC-терапии у пациентов с пневмомедиастинумом и подкожной эмфиземой показано в случае напряженного газового синдрома, сопровождающегося дыхательной недостаточностью и нарушением фонации. При наличии показаний к другим оперативным вмешательствам проведение VAC-терапии может быть компонентом симультанной операции с целью быстрого купирования симптомов напряжения мягких тканей и уменьшения сдавления органов средостения. VAC-терапию возможно проводить в нескольких модификациях. При этом необходимо соблюдать основные этапы вмешательства — трансцервикальная медиастинотомия, диссекция клетчатки, установка и подключение системы VAC-терапии, контроль.

Таким образом, метод VAC-терапии в лечении напряженной тканевой эмфиземы и эмфиземы средостения занимает одно из ключевых мест и должен находиться в авангарде хирургических мероприятий по купированию данных синдромов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — А.С. Бенян

Сбор и обработка материала — М.А. Медведчиков-Ардия, Д.А. Щербаков

Написание текста — А.С. Бенян, М.А. Медведчиков-Ардия

Редактирование — А.С. Бенян

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Субботин В.В., Ситников А.В., Вишневский А.А. Постинтубационные повреждения трахеи. Вестник интенсивной терапии. 2013;3:15-23.
  2. Паршин В.Д., Погодина А.Н., Выжигина М.А., Русаков М.А. Ятрогенные постинтубационные разрывы трахеи. Анестезиология и реаниматология. 2006;2:9-13.
  3. Столяров С.И., Добров А.В., Григорьев В.Л., Арсютов В.П., Лепешкин А.П., Рыжков Р.В. Хирургическая тактика при постинтубационных повреждениях трахеи. Здравоохранение Чувашии. 2018;2:18-24.
  4. Скворцов М.Б., Ангапов Т.Ф. Интраоперационные повреждения трахеи. Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2009;3(67):112-114.
  5. Лазарева С.М., Трунина Т.В. Успешное консервативное лечение повреждений трахеи во время ее интубации. Вестник хирургии. 2008;1:107-108.
  6. Вартанова Н.А. Ятрогенные повреждения трахеи в практике анестезиолога. Медицина неотложных состояний. 2013;7 (54):150-152.
  7. Ahmed Z, Patel P, Singh S, Sharma RG, Somani P, Gouri AR, Singh S. High negative pressure subcutaneous suction drain for managing debilitating subcutaneous emphysema secondary to tube thoracostomy for an iatrogenic post computed tomography guided transthoracic needle biopsy pneumothorax: Case report and review of literature. Int J Surg Case Rep. 2016;26:138-141.
  8. Хасанов А.Ф., Сигал Е.И., Хасанова Н.А., Тазиев Р.М., Трифонов В.Р., Бурмистров М.В. Разрывы трахеи интубационной трубкой у больных раком пищевода. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2012;11:24-31.
  9. Jennings S, Peeceeyen S, Horton M. Tension pneumomediastinum after blunt chest trauma. ANZ J Surg. 2015;85(1-2):90-91. Epub 2013 Oct 31 https://doi.org/10.1111/ans.12378
  10. Johnson CH, Lang SA, Bilal H, Rammohan KS. In patients with extensive subcutaneous emphysema, which technique achieves maximal clinical resolution: infraclavicular incisions, subcutaneous drain insertion or suction on in situ chest drain? Interact Cardiovasc Thorac Surg. 2014;18(6):825-829.
  11. Ларичев А.Б, Антонюк А.В., Кузьмин В.С. Вакуум-терапия в комплексном лечении гнойных ран. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2008;6:22-26.
  12. Шляпников С.А, Батыршин И.М., Демко А.Е, Ульченко В.Ю., Корольков А.Ю. Использование терапии и отрицательным давлением Vivano в лечении тяжелого перитонита. Инфекции в хирургии. 2014;1(12):15-18.
  13. Скороглядов А.В., Ивков А.В., Сиротин И.В., Липинский П.В. Принципы вакуумной терапии при лечении тяжелых открытых переломов конечностей. Российский медицинский журнал. 2012;3:18-20.
  14. Бенян А.С., Корымасов Е.А., Борковский А.Ю. Современные алгоритмы стабилизации грудной клетки у пациентов с множественными и флотирующими переломами ребер. Наука и инновации в медицине. 2018;4(12):13-19.
  15. Mihanović J, Bačić I, Sulen N. Negative-pressure in treatment of persistent post-traumatic subcutaneous emphysema with respiratory failure: Case report and literature review. Trauma Case Rep. 2017;13:42-45.
  16. Son BS, Lee S, Cho WH, Hwang JJ, Kim KD, Kim DH. Modified blowhole skin incision using negative pressure wound therapy in the treatment of ventilator-related severe subcutaneous emphysema. Interact Cardiovasc Thorac Surg. 2014;19(6):904-907.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.