Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ложкевич И.Ю.

Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского РАМН, Москва

Возможности непрерывного профессионального образования врачей в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН

Авторы:

Ложкевич И.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2013;(3): 83‑85

Просмотров : 168

Загрузок: 0

Как цитировать:

Ложкевич И.Ю. Возможности непрерывного профессионального образования врачей в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2013;(3):83‑85.
Lozhkevich IIu. The constant medical education in the Russian Scientific Center of Surgery named after academician B.V. Petrovskiy. Pirogov Russian Journal of Surgery = Khirurgiya. Zurnal im. N.I. Pirogova. 2013;(3):83‑85. (In Russ.).

Реформирование здравоохранения страны, структурная и функциональная реорганизация медицинской помощи, разработка и внедрение новых перспективных технологий и методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации требуют постоянного совершенствования и расширения профессиональной компетентности каждого врача в сфере своей деятельности, от которой зависят качество оказания медицинской помощи на различных уровнях и результативность работы как конкретного медицинского учреждения, так и в конечном итоге всей системы здравоохранения в целом. Современному специалисту необходимо учиться всю жизнь, на протяжении всего профессионального пути систематически обновлять теоретические знания и непрерывно овладевать широким и сложным диапазоном практических навыков и умений, чтобы адаптироваться к быстро развивающимся технологиям медицинских специальностей и новым видам деятельности в постоянно усложняющихся условиях. В связи с этим предоставление разнообразных возможностей и создание оптимальных условий для эффективной подготовки и развития медицинских кадров в системе последипломного образования приобретает особую значимость и актуальность.

Значительную роль в непрерывном профессиональном образовании в здравоохранении наряду с другими учреждениями играют научные организации. Учебно-педагогическая работа составляет одно из важных направлений деятельности крупнейшего в стране многопрофильного РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН, накопившего за 50 лет с момента создания большой опыт подготовки врачебных и научных кадров по различным специальностям в системе послевузовского (ординатура, аспирантура) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации). Центр располагает современным оснащением и высококвалифицированными кадрами, которые, будучи действующими профессионалами-клиницистами и опытными педагогами, непосредственно разрабатывают и внедряют новые прогрессивные методы и технологии и проводят обучение специалистов.

Современные рациональные подходы к последипломному обучению в РНЦХ основаны на интеграции учебного, лечебного и научного процессов, единстве и органической связи теории с практикой, предусматривают гибкость, мобильность, индивидуализацию и практическую направленность обучения, обеспечивают максимальное приближение учебной деятельности к профессиональной с учетом потребностей здравоохранения и новейших достижений медицинской науки и техники.

Образовательный процесс строится на андрагогических принципах, таких как совместная деятельность обучающегося с обучающим по организации процесса обучения, начиная с формулировки учебных целей и составления плана подготовки, опора на уровень подготовленности и профессиональный опыт обучающегося, личную инициативу и активность в получении знаний, умений и навыков, осознанность обучения, способность работать в команде, актуализация результатов обучения, мотивация к обучению, определяющая в немалой степени его эффективность.

При проектировании индивидуальных учебных планов учитываются образовательные потребности, когнитивные способности и личностные особенности конкретного обучающегося. Это позволяет рационально распределить учебное время, обеспечить комфортный темп работы и самостоятельное определение обучающимися своих возможностей (планирование уровня «трудности»), обеспечить каждому из них активную практическую работу, построить гибкое содержание обучения, дифференцированно подходить к выбору наиболее целесообразных и адекватных учебным целям форм, методов и средств обучения и оценивания результатов.

Методы подготовки разнообразные: лекции, семинарские и практические занятия, «круглые столы», беседы, консультации, обходы, тематические, предоперационные и послеоперационные обсуждения больных. Основной метод обучения - участие в операциях и диагностических исследованиях, так как приобретение необходимых навыков и умений возможно только при непосредственном участии каждого обучающегося в клинической работе. Безусловно, занятия на специальных тренажерах создают инновационные возможности отработки практических навыков, однако они не способны имитировать реальную обстановку, например, в операционной с ее непредсказуемыми сложностями и индивидуальными особенностями больных.

Клинические условия обеспечивают многообразие способов вовлечения обучающихся в соответствующую практическую деятельность, которая развивает их способности к решению проблем, формирует целостный подход к лечению больных. Проблемно-ориентированное обучение профессиональным навыкам является неотъемлемой частью учебного процесса. Практике обучаются путем вдумчивого и критического погружения в нее. Повышению качества подготовки способствует «обучение на ошибках»: недаром «признание и познание ошибок» Н.И. Пирогов считал главным достоинством клинического учителя. Эффективной формой учебной работы являются клинические конференции: обсуждение клинических наблюдений, анализ лечебно-диагностической тактики в конкретных ситуациях способствуют развитию у обучающихся клинического мышления, составляющего основу любой практики. Только сочетая теоретические знания с профессиональным суждением, специалист может приложить общее клиническое знание к практическому лечению конкретного больного и принять взвешенное решение.

При обучении широко используют подготовленные ведущими специалистами Центра учебные пособия, методические рекомендации, атласы, видеоматериалы. В учебный процесс активно внедряют современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Существенным компонентом обучения является самостоятельная подготовка, для чего рекомендуют научную и учебно-методическую литературу и предоставляют возможность пользоваться библиотекой РНЦХ, автоматизированными системами поиска тематической отечественной и иностранной библиографии, медицинским архивом.

Важная роль в успешной подготовке кадров принадлежит крупнейшей отечественной научной школе, сформированной и действующей в РНЦХ. Еще Н.И. Пирогов утверждал, что преподавание только тогда будет полноценным, когда учебная работа будет органически сочетаться с научной, и только тогда школа достигнет своего назначения, когда вышедший из нее ученик будет понимать, что такое научная истина, когда он научится вырабатывать ее у самого себя сознательно и самостоятельно, а академик Б.В. Петровский считал, что нашей бедой является разделение здравоохранения на три части - научную, учебную и практическую, каждая из которых выполняет свои функции, цели и задачи, которые подчас не совпадают, и чем скорее будут сломаны искусственные барьеры, тем больший эффект будет получен. С учетом этого в учебные программы РНЦХ обязательно включают материалы научных исследований, обучающиеся принимают участие в различных научных мероприятиях, на которых они получают необходимые знания и непосредственно приобщаются к идеям, принципам научной школы, стилю мышления, способам постановки задач и изложения результатов исследования. В итоге некоторые врачи, прошедшие подготовку в РНЦХ, проявляют интерес к научной работе и поступают в аспирантуру или работают над диссертациями через соискательство. Преемственность и непрерывность подготовки специалистов на последипломном этапе способствуют повышению ее результативности.

В целях совершенствования подготовки медицинских кадров в РНЦХ осуществляют мониторинг качества и научный анализ результатов обучения, причем оценку качества предоставляемых образовательных услуг проводят с учетом мнения самих обучающихся через определение степени удовлетворения их образовательных потребностей по данным анонимного анкетирования. Качество обучения - это сложный комплекс взаимосвязанных факторов, роль каждого из которых может иметь широкие параметры, причем каждый этап последипломного обучения имеет определенные задачи, организационные и образовательные технологии и соответственно критерии эффективности. Мультиатрибутивная модель категорий качества, метод экспертных оценок, сопоставление мнений обучающихся и руководителей подготовки позволяют конкретизировать и детализировать субъективную оценку качества обучения респондентами.

По результатам проведенного исследования, большинство ординаторов (90,9%), аспирантов (96,2%) и все курсанты считают, что за время обучения в РНЦХ их теоретическая подготовка улучшилась, и отмечают существенную роль учебно-методического обеспечения. Самым информативным источником теоретических знаний, по мнению всех респондентов, является общение со специалистами РНЦХ в процессе работы. Большинство ординаторов (80,1%) и аспирантов (90,4%) считают, что за время обучения они приобрели практические навыки, необходимые для самостоятельной работы по специальности. Взаимоотношения между обучающимися и руководителями, особенно на принципах учебного партнерства, несомненно, влияют на весь процесс подготовки специалиста, его результат и оценку качества, поэтому важен тот факт, что 74,2% ординаторов и 84,6% аспирантов удовлетворены вниманием к ним со стороны руководителей. По мнению значительной части респондентов, обучение в РНЦХ проходит в психологически комфортных условиях. Большинство ординаторов (79,6%) и практически все аспиранты (96,2%) в целом удовлетворены качеством своей подготовки, считают обучение в РНЦХ интересным и плодотворным.

Среди критериев эффективности повышения квалификации врачей-специалистов основным является оценка отдаленных результатов обучения (не ранее чем через год после завершения подготовки): определение дополнительных возможностей, открывшихся перед специалистом в результате обучения, полнота и масштабы внедрения приобретенных им знаний, умений и навыков в повседневную практическую работу. Об эффективности обучения в РНЦХ свидетельствуют положительные изменения квалификационной категории и/или должности 64,2% респондентов, расширение диапазона, увеличение объема и уровня сложности выполняемых ими оперативных вмешательств, диагностических исследований, активное внедрение курсантами (99,6%) новых методов и технологий в лечебный (77,6%) и диагностический (70,3%) процессы, в организацию работы (29,5%) и педагогическую деятельность (27,3%).

Таким образом, сложившаяся система последипломного обучения врачебных и научных кадров в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН предоставляет все необходимые возможности для непрерывного развития профессиональной компетентности специалистов, позволяет готовить не просто конкурентоспособных квалифицированных профессионалов, а творческих личностей, способных приобретать нужные знания, применять их на практике, создавать на их основе новые методы диагностики, лечения, подготовки других специалистов, а также является рациональной формой внедрения в практику здравоохранения современных медицинских технологий, более эффективных, безопасных и экономически выгодных.

Поступила 15.08.12

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail