Эхинококкоз до сих пор является распространенным заболеванием среди населения эндемичных районов, таких как Средняя Азия, Азербайджан, Австралия, Греция, Турция, Ставропольский край, Крым [4, 6]. «Излюбленной» локализацией гидатидных кист являются печень (52-76%, по данным разных авторов) и легкие (от 38 до 69%). Сочетанное поражение наблюдается у 18-33% больных, при этом наиболее часто отмечается поражение печени и легких - до 45,6% больных [1-3].
Диагностика эхинококкоза не представляет больших трудностей и основывается на данных анамнеза (проживание в эндемичных зонах), иммунологического анализа, ультразвукового исследования (УЗИ) и компьютерной томографии (КТ). Радиологическими признаками эхинококковых кист являются наличие кальцинатов в стенке (по типу яичной скорлупы), многокамерность, неровность стенок. Лечение оперативное. Терапия альбендазолом и мебендазолом - лишь дополнение к хирургическому вмешательству. В задачи хирургического лечения входит полное удаление паразитарных кист, а также интраоперационная профилактика рецидива болезни в результате возможной диссеминации сколексов [1, 3, 5].
В связи с этим особый интерес представляют наблюдения сочетанного эхинококкового поражения и результаты лечения таких больных.
Больная Р., 58 лет, поступила в ККБ №1 с жалобами на периодические тупые боли в правой нижней конечности, гипостезию кожи в области верхней трети правого бедра, тупую тянущую боль в правом подреберье. При обследовании на доклиническом этапе (КТ) выявлены дегенеративно-дистрофические изменения поясничного отдела позвоночника: пресакрально справа на уровне S II-III, распространяясь книзу и вправо и не отделяясь от грушевидной мышцы, определяется кистозное образование размером 59×52×60 мм, по переднебоковым поверхностям которого контурируются ветви внутренней подвздошной артерии. В задних отделах образования определяются мелкие включения извести. Задними отделами образование тесно прилежит к передней поверхности правых отделов S II-III с узурацией кости (рис. 1).
Полученные данные обследования позволили предположить наличие у больной сочетанного эхинококкового поражения печени и крестца. Больной выполнено оперативное вмешательство: атипичная резекция печени, иссечение эхинококковой кисты области крестца. Осложнений вмешательства не было, течение послеоперационного периода гладкое. Данные патогистологического исследования: в препаратах из крестца и печени хитиновая оболочка паразита и фиброзная капсула. Больная выписана на 13-е сутки после операции.
Контрольное обследование (УЗИ, КТ, МРТ) через 1,5 и 9 мес после операции: печень несколько уменьшена в размерах - состояние после атипичной резекции; диффузно неоднородна; очаговых изменений в паренхиме не выявлено; внутри- и внепеченочные желчные протоки не расширены (рис. 2).
Представленное наблюдение, на наш взгляд, демонстрирует необходимость более широкого внедрения симультанных оперативных вмешательств при сочетанном эхинококковом поражении.