- Издательство «Медиа Сфера»
Остеомиелит представляет собой гнойное или гнойно-некротическое поражение костной ткани, костного мозга, надкостницы, окружающих мягких тканей и принципиально может поражать любую кость, однако наиболее часто в воспалительный процесс вовлекаются длинные трубчатые кости [2]. Остеомиелит костей черепа - редкое заболевание, распространенность его составляет 1,5%, а среди наблюдений остеомиелита плоских костей - 3% [5, 6]. По данным зарубежных авторов, ежегодно регистрируется от 57 до 95 наблюдений остеомиелита черепа [5]. Летальность при возникновении интракраниальных осложнений достигает 20-40% [1, 8]. Недостаточность клинического опыта, особенности строения и расположения костей черепа (губчатая структура кости, соседство с важными анатомическими структурами и головным мозгом, небольшой массив покрывающих кости мягких тканей) приводят к определенным трудностям в диагностике и лечении остеомиелита черепа. Ранняя диагностика и адекватное лечение данного заболевания позволят предотвратить развитие неврологических осложнений и существенно уменьшить летальность.
Причиной остеомиелита черепа могут быть осложненная травма, перенесенное оперативное вмешательство на костях черепа, гнойные заболевания мягких тканей головы и придаточных пазух носа [5-7]. Гематогенный остеомиелит черепа возникает крайне редко по причине устойчивости к инфекции плоских костей. Предрасполагающими факторами развития остеомиелита черепа, ведущими к снижению васкуляризации кости, являются сахарный диабет, анемия, диспротеинемия, воздействие ионизирующего излучения, опухолевое поражение кости, остеопороз, болезнь Педжета [5-7]. Остеомиелит черепа может наблюдаться в любом возрасте, но преимущественно им страдают дети и молодые люди. Наиболее часто поражаются лобная, височная и теменная кости [1, 3]. Остеомиелит черепа протекает в острой, подострой и хронической формах, характеризующихся определенными клиническими и структурными изменениями [3]. При этом в зависимости от характера и распространенности патологического процесса различают поверхностный и глубокий остеомиелит, последний подразделяется на ограниченный и диффузный [3]. Поверхностная форма остеомиелита черепа характеризуется вовлечением в патологический процесс поверхностной костной пластинки, в то время как при глубоких остеомиелитах поражаются все слои кости. Поражение наружной костной пластинки часто приводит к формированию поднадкостничного абсцесса, который при расплавлении надкостницы становится подапоневротическим, а затем и подкожным. Поражение внутренней костной пластинки делает возможным распространение гнойно-септического процесса на оболочки и вещество мозга, что обусловливает возникновение зачастую фатальных интракраниальных осложнений в виде менингита, абсцесса мозга, тромбоза синусов, менингита. Диффузные формы глубоких остеомиелитов возникают, как правило, при тромбофлебите диплоических вен, что приводит к «метастазированию» инфекции и обширному поражению кости [1-3].
Клиническая картина остеомиелита черепа зависит от этиологии, распространенности и характера патологического процесса и характеризуется преобладанием местных воспалительных изменений. Поражение наружной костной пластинки характеризуется отеком мягких тканей и формированием подкожного или подапоневротического абсцесса, глубокой - локальной головной болью, болезненностью при постукивании по пораженной области [1, 4]. Хронический остеомиелит черепа нередко проявляется формированием свища. При возникновении внутричерепных осложнений присоединяются общемозговая и очаговая симптоматика, выраженные признаки интоксикации, ухудшается общее состояние больного.
Рентгенологическая картина остеомиелита черепа проявляется лишь по прошествии 2-3 нед от начала заболевания, позволяет диагностировать преимущественно грубые изменения и характеризуется неоднородностью костной структуры при остром процессе и утолщением, секвестрацией, нечеткостью контуров, дефектом кости в случае хронизации [2, 5]. В связи с определенными недостатками метода на современном этапе целесообразно использовать компьютерную и магнитно-резонансную томографию, позволяющую выявить структурные изменения кости и окружающих мягких тканей даже на ранних стадиях заболевания.
Лечение остеомиелита черепа подразделяется на хирургическое и общее. Радикальное оперативное лечение проводят при условии стихания воспалительного процесса, оно заключается в остеонекрэктомии и хирургической обработке окружающих мягких тканей. При поверхностном остеомиелите кусачками удаляют пораженную кость до ее неизмененных структур, рану санируют растворами антисептиков, дренируют и ушивают наглухо.
В случае глубокого остеомиелита широко обнажают остеомиелитический очаг, удаляют секвестры наружной и внутренней костных пластинок, скусывают пораженные края кости до визуально неизмененных тканей, проводят ревизию эпидурального пространства и удаляют все гнойные грануляции с поверхности твердой мозговой оболочки, рану дренируют и ушивают наглухо. Краниопластику производят не ранее чем через 6 мес при условии отсутствия прогрессирования воспалительного процесса в кости [1, 3, 7]. Хирургическое лечение дополняют антибактериальной, дезинтоксикационной, корригирующей терапией.
Приводим клиническое наблюдение.
Больной Я., 22 лет, поступил в клинику с направляющим диагнозом: нагноившаяся атерома лобной области. При поступлении предъявлял жалобы на отек лица, наличие болезненного уплотнения в области лба. Из анамнеза: считает себя больным в течение 2 сут, когда без видимой причины отметил появление описанных выше жалоб. Данное заболевание - впервые, ранее никаких изменений в лобной области не отмечал. В детстве перенес ушиб области лба, за медицинской помощью не обращался. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Температура тела 37 °С. В области лба слева на границе с волосистой частью головы имеется умеренно болезненный инфильтрат плотной консистенции размером 3×1,5 см, кожные покровы над ним не изменены. Симптом флюктуации отрицательный. Лабораторных признаков воспаления не выявлено. Так как на момент поступления убедительные данные, свидетельствующие о процессе, отсутствовали, начата антибактериальная, противовоспалительная терапия. Однако в ходе динамического наблюдения (в течение суток от момента госпитализации) отмечена отрицательная динамика со стороны местного статуса в виде прогрессирования воспалительных явлений, в связи с чем больной оперирован в экстренном порядке: под внутривенным наркозом произведено вскрытие гнойника. Интраоперационно выявлен подкожно расположенный гнойник объемом до 20 мл, в дне раны имелся дефект наружной костной пластинки лобной кости с неровными краями, лишенный надкостницы, диаметром до 2 см. Произведены биопсия кости и посев со стенок гнойника. Операция завершена санацией и дренированием раны салфетками, смоченными антисептическим раствором. С учетом интраоперационных данных в раннем послеоперационном периоде больному с целью уточнения диагноза выполнена компьютерная томография черепа (см. рисунок),
Приведено наблюдение острого гематогенного остеомиелита лобной кости у молодого человека, не отягощенного хроническими заболеваниями. Гематогенный характер патологического процесса установлен с помощью исключения других возможных путей попадания инфекции в кость. Клиническая картина заболевания не позволяла установить диагноз остеомиелита лобной кости в предоперационном периоде, однако и не соответствовала полностью локальному гнойному процессу в мягких тканях лобной области. В качестве дополнительного инструментального метода исследования с целью уточнения диагноза мы использовали компьютерную томографию, позволившую детально изучить изменения кости. Онкологическая настороженность потребовала выполнения также сцинтиграфии скелета и гистологического исследования. Комплексное консервативное лечение, проводимое в послеоперационном периоде, позволило добиться полной ликвидации воспалительных явлений и перехода раневого процесса во вторую фазу. Радикальное хирургическое лечение предпочтительнее выполнять в условиях отделения нейрохирургии при полном стихании воспалительного процесса, в связи с чем пациенту рекомендована консультация нейрохирурга.
Таким образом, распространенность остеомиелита черепа невелика, однако топографоанатомические особенности данной области, опасность интракраниальных осложнений диктуют необходимость своевременной диагностики и адекватного лечения данного заболевания. Ранняя диагностика остеомиелита черепа с привлечением современных инструментальных методов обследования, радикальная хирургическая обработка в сочетании с рациональной антибиотикотерапией позволят значительно улучшить результаты лечения таких больных.