Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чиж И.М.

Война и Медицина

Авторы:

Чиж И.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1277

Загрузок: 28

Как цитировать:

Чиж И.М. Война и Медицина. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2010;(5):4‑8.
Chizh IM. War and Medicine. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2010;(5):4‑8. (In Russ.)

Великая Отечественная война перевернула жизнь людей, поломала их планы, отозвалась разрухой и незаживающим горем. Нет такой семьи, людского очага, который бы не затронула война, тоской и печалью не дала о себе знать, несчастьем не заявила бы о себе.

Большего патриотизма, чем тот, с которым воевали и умирали солдаты Великой Отечественной войны за Родину, за мать, за жену и детей, история вряд ли знает. Умирая, они не просили, не требовали наград и почестей, но были уверены, что Родина и народ будут помнить их подвиг вечно.

Да, слишком большую цену заплатил наш народ за Победу. Миллионы погибших в боях, замученных в лагерях смерти, сотни и тысячи разрушенных городов, деревень, голод, холод и разруха - все это было и мы тому свидетели.

И несмотря на все эти нечеловеческие лишения, страна выстояла и победила, сломала хребет немецкому фашизму, спасла Европу и мир от коричневой чумы.

В год, когда мы отмечаем 65-летие великой Победы, следует напомнить о нашем долге перед памятью павших, перед ветеранами войны, и, следует подчеркнуть особо, перед подвигом наших медиков, нашей медицины и здравоохранения, сохранивших миллионы человеческих жизней: бесспорно, это был настоящий подвиг. Достижения медицины и здравоохранения нашей страны в Великую Отечественную войну - славная страница истории, непреходящая ценность для следующих поколений. На фронте и в тылу было сделано очень многое, чтобы организовать помощь раненым воинам, не допустить возникновения эпидемий, сберечь подрастающее поколение, создать службу охраны здоровья рабочих оборонных предприятий, обеспечить население медицинской помощью.

В предисловии вышедших с началом войны «Указаний по военно-полевой хирургии» начальник Санитарного управления Красной Армии Ефим Иванович Смирнов

Рисунок 1. Е.И. Смирнов
и главный хирург Красной Армии Николай Нилович Бурденко
Рисунок 2. Н.Н. Бурденко
писали: «Своевременное возвращение в действующие войска бойцов и командиров, выбывших временно вследствие ранений или болезней, - основная задача санитарной службы Красной Армии.

Нужны два непременных условия для того, чтобы процент возвращения в строй был выше 75. Первое условие - это единое понимание происхождения и развития болезней, профилактики и лечения их, единое понимание принципов хирургической работы в полевой санитарной службе. Второе условие - преемственность в лечении раненых и больных на этапах санитарной эвакуации. Преемственность в лечении предполагает краткую и четкую медицинскую документацию.

Эти два условия и составляют основу «военно-медицинской полевой доктрины».

И далее они доводили до своих подчиненных весьма важную, вытекавшую из опыта войн прошлого закономерность: «В условиях полевой санитарной службы объем работы и выбор методов хирургического вмешательства и лечения определяются чаще не столько медицинскими показаниями, сколько положением дел на фронте, количеством поступающих больных и раненых и их состоянием, количеством врачей, особенно хирургов, на данном этапе, наличием автотранспортных средств, полевых санитарных учреждений и медицинского оснащения, временем года и состоянием погоды».

Вот с такими основополагающими нормативными требованиями, зафиксированными официально и доведенными до личного состава, в то время санитарная службы Красной Армии и вступила в Великую Отечественную войну.

Вышесказанное остается по своей значимости «альфой» и «омегой» и для медицинской службы военного времени сегодняшнего дня.

Положение дел на фронте для Красной Армии в разные периоды войны было неодинаковым. Если в первом из них - преобладали бои и операции оборонительного характера, связанные с вынужденным отходом наших войск и утратой значительной по своим размерам территории страны, то последующие два периода характеризовались коренным переломом в ходе войны в пользу Вооруженных Сил СССР, освобождением ранее оккупированных немецкими войсками территорий, изгнанием их за пределы Советского Союза и из оккупированных государств Западной Европы, а затем окончательным разгромом противника на его собственной территории.

Нет смысла напоминать те неимоверно тяжелые условия начального периода войны, которые определяли ход мобилизационного развертывания медицинских подразделений, частей и учреждений, организацию всех сторон деятельности медицинской службы.

Организационный период ее формирования по штатам военного времени был завершен в течение первых 2-4 месяцев с момента начала войны, и в ходе этого периода она опиралась в решении своих задач на весьма ограниченные силы и средства, на медицинские формирования мирного времени.

Мы сейчас можем лишь догадываться о тяжести тех мучительных нравственных переживаний, которые одолевали воспитанных на высочайших идеалах профессиональной добросовестности военных медиков действующей армии, не имевших возможности выполнить должным образом свой долг перед сотнями и тысячами раненых воинов. Ведь не секрет, - на поле боя, остававшемся за противником, умирали невынесенные тяжелораненые, а тем из них, да и легкораненым, кому повезло выбраться из пекла неравного боя, не удавалось в установленные сроки попасть на тот или иной этап медицинской эвакуации. Появился ничем не предусмотренный и никем не организованный самотек, до войны так называемый «самотек» раненых. Вместо регламентированного принципа этапного лечения с эвакуацией по назначению медицинской службе был навязан условиями обстановки некогда ею же отвергнутый принцип эвакуации «во что бы то ни стало».

В первые месяцы войны и в последующие годы основное внимание войсковой медицинской службы было направлено на организацию и осуществление своевременного выноса раненых с поля боя.

Рисунок 3. Оказание медицинской помощи раненому бойцу.

«Ни один раненый не должен остаться на поле боя!» - это требование звучало в многочисленных приказах Наркома обороны, командующих фронтов и армий, в директивах Главного военно-санитарного управления и медицинских начальников всех степеней.

Рисунок 4. Проведение предохранительных прививок против брюшного тифа и холеры. Калининский фронт. 1943 г.

Важнейшим документом, оказавшим положительное влияние на решение этой проблемы, явился приказ Наркома обороны Сталина №281 от 23 августа 1941 года. Им был определен порядок представления к высоким государственным наградам военных санитаров и носильщиков за вынос с поля боя определенного количества тяжелораненых с их оружием. Таким образом, их «боевая работа» была впервые официально приравнена к совершению профессионального подвига.

Десятки тысяч представителей и представительниц этого младшего звена медицинской службы были удостоены орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги» и других наград.

Относительно быстро, благодаря неимоверным усилиям руководства медицинской службы в центре и на местах, помощи ему со стороны командования, органов здравоохранения страны, система медицинского обеспечения боевых действий войск приобретает должную стройность и эффективность.

В сжатые сроки были сформированы не только штатные, но и многие принципиально новые полевые медицинские подразделения, части и учреждения. Непрерывно увеличивалась госпитальная коечная сеть, шло ее перераспределение между фронтом и тылом, рос удельный вес в составе госпитальных баз армий и фронтов полевых подвижных госпиталей и специализированных эвакуационных госпиталей.

Расширялся парк эвакотранспортных средств: конных, автомобильных, авиационных и железнодорожных. Медицинские формирования всех звеньев пополняются опытными кадрами специалистов. Создается институт не только главных медицинских специалистов Красной Армии, но также фронтов, армий, эвакуационных пунктов. Все это вскоре позволило организовать медицинское обеспечение боевых действий войск на основе принципа этапного лечения раненых и больных с их эвакуацией по назначению. Квалифицированная и специализированная медицинская помощь максимально возможно приближается к полю боя, к армейским и фронтовым оперативным объединениям.

Организация завершающего этапа лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных воинов возлагается на органы гражданского здравоохранения. Выполнение этой исключительно важной для восстановления боеспособности и трудоспособности выбывших из строя военнослужащих задачи обеспечивалось развертыванием на территории всех, теперь уже бывших, союзных республик мощной, широко разветвленной сети специализированных лечебных учреждений - эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР.

При этом, несмотря на отвлечение значительной части людских и материальных ресурсов на решение задач по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил страны, органы гражданского здравоохранения продолжали осуществлять в гораздо более сложных, чем в довоенное время, условиях всесторонние меры по охране здоровья населения страны и по обеспечению ему всех видов медицинской помощи.

Особое значение приобретали мероприятия, проводимые среди населения, эвакуированного из зоны военных действий, среди рабочих и служащих предприятий оборонной промышленности, развертываемых в восточных районах страны, меры по охране материнства и детства, здоровья сельских тружеников и, наконец, по восстановлению системы и средств здравоохранения гражданского населения на территориях, освобождаемых Красной Армией от вражеской оккупации.

Большая роль в формировании эвакогоспиталей и в улучшении их работы принадлежала Всесоюзному комитету помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров Красной Армии во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А.А. Андреевым, учрежденным специальным постановлением Политбюро партии от 8 октября 1941 г. Подобного рода комитеты были созданы в областях, краях и республиках СССР. В тот же день приказом по Наркомздраву СССР было объявлено об образовании в его структуре Главного управления эвакогоспиталей, которое возглавил Сергей Иванович Миловидов.

Огромное значение приобрела противоэпидемическая работа. В годы войны гигантская миграция огромнейших людских масс в сочетании с резкой перенаселенностью, нехваткой жилья, катастрофическим ухудшением условий жизни, голодом открывала «зеленую улицу» эпидемическим болезням.

Осенью и зимой 1941-1942 годов врачи начали регистрировать увеличение числа больных сыпным тифом, а также дизентерией, брюшным и возвратным тифом: стране грозил настоящий эпидемический пожар. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 2 февраля 1942 года во всех республиках, краях, областях, городах и районах были созданы чрезвычайные противоэпидемические комиссии, наделенные широкими полномочиями; прокуратуре предписывалось привлекать к строгой ответственности нарушителей санитарного порядка. Основная тяжесть борьбы с возникновением эпидемий ложилась на плечи медиков, а нарком здравоохранения СССР Г.А. Митерев

Рисунок 5. Г.А. Митерев
назначался уполномоченным ГКО по противоэпидемической работе.

Благодаря, главным образом, стараниям медиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний. Впервые в мире в нашей стране «не сработал» обязательный, казалось бы, закон о связи войн и эпидемий. «Эпидемический пожар» удалось предотвратить, инфекции не прошли, и это спасло сотни тысяч, миллионы человеческих жизней.

Каковы же были общие итоги совместной, содружественной работы военных и гражданских медиков в Великой Отечественной войне? Чему учит нас приобретенный при этом опыт?

В 1993 г. вышло в свет статистическое исследование «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах», осуществленное сотрудниками Института военной истории МО РФ. В нем впервые были представлены также важнейшие, считавшиеся ранее секретными показатели, касающиеся размеров безвозвратных и санитарных потерь, а также исходов лечения раненых и заболевших воинов в годы Великой Отечественной войны.

По данным военно-медицинской статистики, санитарные потери ранеными и больными достигали 22 326 905 человек (в т.ч. ранеными - 14 685 593 чел.). Из их числа в строй возвращается 17 157 243 человека - (76,9%), увольняется с исключением с учета или отправляется в отпуск 3 798 158 (17%) и умирает 1 371 504 человека (6,1%).

Если обратиться к указанным выше более чем 17 млн возвращенным в строй воинам, то при среднемесячной суммарной списочной численности действовавших во время войны фронтов и отдельных армий, равнявшейся 5 779 человек, лечебными учреждениями армий, фронтов и тыла страны воссоздается почти три общих состава (2,94) этих оперативных объединений.

Вот тот самый зримый, прямо скажем, выдающийся вклад отечественного здравоохранения в победу Вооруженных Сил нашей страны над вооруженными силами Германии и ее сателлитов. Поэтому были глубоко правы авторы многотомного труда «Вторая мировая война» (М., 1966), утверждавшие, что «успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, в возвращении их в строй и к труду, по своему значению и объему равны выигрышу крупнейших стратегических сражений».

Какой же ценой были достигнуты эти выдающиеся результаты? А цена эта была самой высокой - человеческая жизнь и особенно для медиков действующей армии. Молох войны не щадил никого. Враг не считался с гуманитарным правом на войне, с Женевскими конвенциями, под защиту которых попадали жертвы войны и медицинский персонал.

По данным 29 фронтов, боевые потери медицинского корпуса составили 210 601 человек, из них безвозвратные - 84 793 человека, или 40,3%. Наибольшие боевые потери были среди представителей младшего звена медицинской службы, работавшего непосредственно на поле боя или вблизи него, - 88,2% от общего числа потерь, в том числе санитаров-носильщиков - 60%. Общие боевые потери санитаров и санитаров-носильщиков насчитывали 127 098 человек, из которых 47 553 (37,4%) составили безвозвратные; санинструкторов соответственно - 58 459 и 22 723 (38,9%) человека; среднего медицинского персонала - 17 141 и 9198 (53,7%) человек; врачей - 7903 и 5139 (67,3%) человек.

Нижайший наш поклон праху погибших, умерших от ран и болезней, а также ушедших в мир иной по возрасту наших коллег - участников «немилосердной той войны».

Не менее напряженной, результативной и поучительной была работа органов гражданского здравоохранения в ее другой, не менее ответственной сфере. Речь идет о мерах, принимавшихся Наркомздравом СССР, РСФСР, других союзных республик, органами здравоохранения краев и областей по охране материнства и детства, здоровья работников предприятий оборонной промышленности, оказанию поликлинической и больничной помощи населению, лечению инвалидов труда, обеспечению эпидемического благополучия в стране, восстановлению системы здравоохранения в освобожденных от временной оккупации районах, а также по научной разработке актуальных для военного времени медико-биологических проблем и организации подготовки медицинских кадров.

Именно деятельность государственной системы гражданского здравоохранения - а в годы войны незыблемым законом было единство целей гражданского здравоохранения и военно-медицинской службы - обусловила многие бесспорные достижения и в тылу, и на фронте.

…Время сглаживает остроту событий. После окончания войны прошло шесть с половиной десятилетий. Давным-давно заросли поля былых сражений, отстроены разрушенные города.

Но и сейчас, через шестьдесят пять лет, война все еще не стала далекой историей, она и сейчас еще дает о себе знать горечью воспоминаний, ноющими ранами, болью невозвратимых утрат. До сих пор мы ощущаем «эхо войны» - ее ужасные демографические последствия: «выбитые» поколения мужчин; женщины, так и не ставшие матерями; инвалиды, чья жизнь оказалась намного короче предназначенного природой; человеческие судьбы, которые опалило, изломало, исковеркало военное лихолетье... Огромная рана, нанесенная нам войной, ноет и болит до сих пор.

Конечно, сегодня, спустя шесть с половиной десятилетий, опасность, нависшую над страной в годы войны, мы воспринимаем не так остро. Однако на самом деле страшный меч уничтожения был занесен тогда над всем народом: фашистское нашествие угрожало жизни и здоровью от каждого бойца на фронте до ребенка в далеком тылу. И кто знает, во сколько раз выросли бы наши прямые и косвенные потери, если бы наша страна не поставила бы тогда заслон смертельной угрозе здоровью народа: не организовала бы всенародную помощь раненым, не сберегла бы самый ценный свой капитал - детей, допустила бы возникновение опасных эпидемий. Многие десятки миллионов людей, над которыми был занесен меч уничтожения, были спасены тогда нашей страной. Хочу особо подчеркнуть, что в гигантской армии спасения, действовавшей в те тяжелейшие годы войны, первыми шли военные и гражданские медики.

Бесспорно, достижения медицины и здравоохранения нашей страны во время Великой Отечественной войны представляют огромную ценность, они по праву вошли в историю отечественной и мировой медицины.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.