Хирург-гуманист, видный клиницист и организатор здравоохранения, опередивший свое время… (Памяти академика АМН СССР Ю.Ю. Джанелидзе (1883–1950). К 140-летию со дня рождения)
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2023;16(4): 449‑454
Прочитано: 894 раза
Как цитировать:
«Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».
Теодор Бильрот
Юстин Юлианович Джанелидзе (рис. 1) был одним из руководящих советских хирургов, широко известен в нашей стране и заслуженно пользовался неоспоримым авторитетом как крупный ученый, одаренный клиницист, достигший вершин мастерства в своей специальности, как талантливейший педагог и выдающийся организатор здравоохранения. Его научные труды, отражающие широкое знание соответствующей медицинской литературы, отличаются тщательным изучением фактов и оригинальным научным их толкованием.
Рис. 1. Академик Ю.Ю. Джанелидзе.
Ю.Ю. Джанелидзе обладал особым темпераментом и энтузиазмом в хирургии. Это был человек, «заражавший» своей любовью к медицине не только студенческую молодежь, но и убеленных сединами маститых врачей, перед которыми он выступал в операционной, на лекциях, съездах и конференциях в качестве хирурга, ученого, председателя или докладчика.
С чувством глубокой благодарности вспоминают по сей день доктора Джанелидзе потомки его больных, и, конечно, не могут забыть имя выдающегося профессионала, гуманиста и отзывчивого человека хирурги и другие специалисты, которые ежедневно самоотверженно работают, спасая тысячи пациентов.
Юстин Юлианович родился в 1883 г. в Кутаисской губернии (Грузия) в семье крестьянина. В 1903 г. поступил на медицинский факультет Харьковского университета, из которого был исключен в феврале 1905 г. по политическим мотивам. Осенью 1905 г. Ю.Ю. Джанелидзе поступил в Женевский университет (основан в 1559 г. в Швейцарии), который успешно окончил в 1909 г. Здесь же им была выполнена диссертационная работа («К вопросу о тератомах и опухолях яичка», 1909), в которой с большой тщательностью изучены история и литература вопроса, дано подробное описание клинической картины и оперативного лечения этой патологии [1].
Вернувшись в Россию в 1910 г., Ю.Ю. Джанелидзе сдал государственные экзамены в Москве. Позже уехал в Петербург и поступил ассистентом на кафедру госпитальной хирургии клиники ЖМИ (сегодня это СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) (рис. 2, 3), которой заведовал в тот период известный в стране профессор А.А. Кадьян [1, 2].
Рис. 2. Мемориальная доска с бюстом Ю.Ю. Джанелидзе на территории СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.
Рис. 3. Мемориальная доска на здании кафедры общей хирургии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.
С первого же года самостоятельной работы Юстин Юлианович проявил себя способным и талантливым хирургом. Осенью 1911 г. он успешно прооперировал пациента с ранением сердца, который был представлен в Русском хирургическом обществе им. Н.И. Пирогова. Далее последовала публикация этого случая. Это была первая печатная работа молодого хирурга.
Хирургия крупных внутригрудных сосудов как в России, так и во всем мире в начале XX столетия находилась в фазе экспериментальной разработки. Случаи хирургического лечения патологии и повреждений этих сосудов у человека в мировой практике были весьма редкими. Большой интерес вызвала успешная и первая в мире операция молодого отечественного хирурга Ю.Ю. Джанелидзе (1913), который зашил колото-резаную рану восходящей аорты. Хотя операция прошла успешно, Юстин Юлианович предупреждал, что «…к показаниям хирургического лечения травматических повреждений аорты необходимо относиться весьма осторожно» [1]. В том же 1913 г. на XII Пироговском съезде врачей Ю.Ю. Джанелидзе сделал доклад «Ранения сердца по данным хирургического отделения Петропавловской городской больницы» в Санкт-Петербурге, в котором отобразил 19 случаев ранений сердца (11 больных были оперированы). Выздоровление наступило у 3 больных, что составило 27% оперированных [2].
До Первой мировой войны он опубликовал еще 2 работы: «К технике предварительного обескровливания при операциях на черепе» и «Случай зашивания раны восходящей аорты». К этому времени молодой хирург уже овладел методикой исследования мочевых органов, вел самостоятельный прием по урологии. В клинике А.А. Кадьяна Ю.Ю. Джанелидзе проработал до августа 1914 г., до призыва в армию, где работал врачом санитарного поезда [3]. В мае 1918 г. вернулся в клинику Санкт-Петербурга. В том же году Юстин Юлианович перешел на кафедру общей хирургии вначале младшим, а с 1919 г. старшим ассистентом. В 1921 г. Ю.Ю. Джанелидзе стал профессором хирургической клиники.
В марте 1920 г. Ю.Ю. Джанелидзе сделал доклад в Хирургическом обществе им. Н.И. Пирогова на тему «Вывихи тазобедренного сустава и их вправление при положении больного на животе». Этот способ с полным на то основанием носит его имя [1]. Спустя год им был предложен способ вправления вывихов плеча при положении пациента на боку. С 1921 г. он стал профессором. Ю.Ю. Джанелидзе по-прежнему привлекала хирургия сердца, и в 1924 г. он опубликовал работу, посвященную отдаленным результатам хирургического лечения ран сердца. Другой труд, изданный в 1925 г., был посвящен повреждению венечных сосудов при сердечных ранениях [2].
В течение многих лет Юстин Юлианович основательно разрабатывал проблему неотложной хирургии брюшной полости. Он в числе первых хирургов нашей страны стал оперировать острый аппендицит во все сроки, отказавшись от прежней тактики, предусматривавшей обязательное хирургическое лечение лишь в первые 48 ч от начала заболевания. Ю.Ю. Джанелидзе был неутомимым пропагандистом своевременного распознавания и правильного лечения острых воспалительных заболеваний органов брюшной полости.
Юстин Юлианович был большим знатоком лечения травмы и организации травматологической помощи населению. Им был предложен оригинальный способ вправления вывихов плеча и бедра, описан способ сшивания надколенника при переломах. Он обстоятельно изучал последствия огнестрельных ранений грудной клетки (инородные тела, бронхиальные свищи, хронические эмпиемы) и опубликовал работы в этой области. Он был крупным специалистом по лечению ожогов и отдал много сил при разработке этой важной проблемы. Ю.Ю. Джанелидзе предложил также блокаду аортального сплетения при стенокардии. Этот способ получил распространение и, по отзывам многих авторов, давал хорошие результаты.
В 1925 г. на XVII съезде российских хирургов Ю.Ю. Джанелидзе сделал доклад на тему «Влияние кожных разрезов на заживление язвенных процессов». Ю.Ю. Джанелидзе был мастером пластических операций. Из его научных трудов в этой сфере пользуется известностью фундаментальная монография «Свободная пересадка кожи в России и Советском Союзе» (1945). Его книга «Раны сердца и их хирургическое лечение», которая в 1927 г. вышла в свет, была посвящена анализу собранных в литературе 1000 ранений сердца и формирований сердечного шва [4] (рис. 4).
Рис. 4. Знаменитая книга профессора Ю.Ю. Джанелидзе.
Такова была его первая большая монография, которая до сих пор не потеряла своего значения и представляет собой классическое исчерпывающее пособие, без которого невозможно было обойтись на тот момент исследователю, занимавшемуся этим вопросом. Книга была высоко оценена коллегами. Профессор В.С. Левит писал: «Если задача рецензента состоит в том, чтобы отмечать положительные и отрицательные стороны разбираемой книги, то пишущий эти строки попал в затруднительное положение, так как вынужден был отказаться от перечисления дефектов — их в монографии Ю.Ю. Джанелидзе почти не оказалось. Написанная живым литературным языком книга эта от первой до последней страницы читается легко и с большим удовольствием. Много ценного и интересного найдет в ней и молодой ассистент, который вынужден будет экстренно оперировать раненого в сердце больного, и опытный хирург, прооперировавший одного или двух больных» [5]. Следует отметить, что книга сохранила свою ценность и до настоящего времени.
Работая в области хирургии сердца, Ю.Ю. Джанелидзе одновременно занимался хирургией кровеносных сосудов, опубликовав (совместно с З.В. Оглоблиной) в 1926 г. работу «Эмболэктомия», в которой сообщил о двух случаях удаления эмбола из бедренной артерии [1].
В 1927 г. Ю.Ю. Джанелидзе перешел в госпитальную хирургическую клинику 1-го ЛМИ и стал заведующим кафедрой. Начав с кожной пластики, Юстин Юлианович перешел к пластике других тканей, в первую очередь костной. Статья «Лечение врожденных псевдоартрозов голени», опубликованная в 1928 г., была результатом этой работы. Он предлагает модификацию проволочного шва надколенника, дающую прочный шов и быстро возвращающую конечности нормальную функцию [2].
По инициативе Ю.Ю. Джанелидзе был основан Ленинградский институт неотложной хирургии, носящий сегодня его имя. Юстин Юлианович был организатором и первым председателем Совета неотложной хирургии в Ленинграде. Огромное внимание он уделял Институту, который начал действовать с 1919 г. как небольшой стационар. Сначала он заведовал хирургическим отделением, а потом стал главным врачом клиники. Первого февраля 1932 г. больница была преобразована в Научно-практический институт скорой помощи, научным руководителем которого стал на тот момент хорошо известный ленинградский профессор Ю.Ю. Джанелидзе [3].
В 1936 г. вышел сборник, посвященный 25-летию научно-врачебной и общественной деятельности заслуженного деятеля науки профессора Ю.Ю. Джанелидзе. В этой работе был подытожен довоенный многолетний хирургический опыт ученого-новатора.
В течение 30-х годов XX века он занялся проблемой лечения ожогов, изучая ее совместно с патофизиологами и биохимиками. В 1938 г. Ю.Ю. Джанелидзе выступил в Харькове на XXIV Всесоюзном съезде хирургов с докладом «Ожоги и их лечение».
В 1939 г. Ю.Ю. Джанелидзе занял должность главного хирурга Военно-морского флота, где проявил свой большой организаторский талант. В 1940 г. Ю.Ю. Джанелидзе перешел в только что открытую Военно-морскую медицинскую академию (ВМА), возглавив кафедру госпитальной хирургии [3] (рис. 5).
Рис. 5. Ю.Ю. Джанелидзе (1940-е гг.).
В начале Отечественной войны он работал в блокированном Ленинграде, отдавая все силы делу помощи раненым, а в конце 1941 г. вместе с ВМА переехал в г. Киров. Однако, как отмечалось выше, он неоднократно бывал в Ленинграде во время войны для оказания помощи раненым.
Ю.Ю. Джанелидзе и М.Г. Каменчик опубликовали знаменитый труд «Тысяча случаев оперативного лечения ран сердца» в журнале «Новый хирургический архив» (1941). Был выполнен трудоемкий обзор мировой литературы по данному вопросу с результатами лечения различных авторов, среди них были представлены 10 операций, выполненных лично Юстином Юлиановичем. Ю.Ю. Джанелидзе также активно разрабатывал и внедрял в клинику методики хирургического лечения аневризм различных крупных сосудов, таких как сонная, подключичная и бедренная артерии. Позднее он предложил специальный сосудистый инструмент для перевязки крупных сосудов у раненых с аневризмами. При этом минимизировался риск паралича и гангрены в послеоперационном периоде. Данное изобретение было представлено в 1943 г. и получило одобрение выдающихся отечественных хирургов-новаторов того времени (Н.Н. Бурденко, С.С. Гирголава, П.А. Куприянова и др.).
В 1943 г. Ю.Ю. Джанелидзе выступил с большим докладом об инородных телах легких и плевры. В другой своей работе, опубликованной в 1949 г., он касается удаления инородных тел из мышцы сердца, сообщив о 9 случаях удаления осколков. В 1948 г. выходит его монография «Бронхиальные свищи огнестрельного происхождения». И в 1949 г. ему была присуждена Сталинская премия [1]. За годы войны он издал еще одну монографию «Свободная пересадка кожи в России и Советском Союзе», эта работа представляет большой интерес и в настоящее время.
Известно, что проблемы анестезии в первой половине XX столетия разрабатывались совместными усилиями хирургов и анестезиологов. Благодаря развитию анестезиологии стали возможными более тяжелые и глубокотравмирующие больного операции, особенно на органах грудной полости. Отметим, что в 1946 г. советская хирургическая общественность отметила 100-летие открытия наркоза. Отечественные хирурги высоко оценили значение вопросов обезболивания. В это время появилось несколько фундаментальных работ по общему обезболиванию (В.М. Мыш, И.С. Жоров, А.В. Вишневский, А.А. Вишневский, С.С. Юдин и др.) [6].
Последние годы жизни Ю.Ю. Джанелидзе посвятил хирургии сердца, оперативному лечению не только повреждения, но и заболеваний сердца и перикарда. Ю.Ю. Джанелидзе успешно применил операцию кардиолиза в 1948 г. при лечении хронического сдавливающего перикардита, внеся в нее свои видоизменения. В этом же году он оперировал боталлов проток. Через год он печатает труд, посвященный 7 случаям оперативного лечения адгезивного перикардита. Интересна также предложенная Ю.Ю. Джанелидзе чресстернальная блокада plexus aorticus для устранения острых приступов стенокардии [5].
Термические ожоги кожи и мягких тканей — один из наиболее тяжелых видов травм человеческого организма. Разрабатывая этот раздел травматологии, Ю.Ю. Джанелидзе на конференции в 1948 г. коснулся вопроса лечения ожогов и выдвинул вместе со своими сотрудниками ряд актуальных вопросов: а) определение обожженной поверхности; б) борьба с ожоговым шоком; в) патофизиологические процессы в организме при ожогах; г) лечение ожогов; д) питание обожженных пациентов и др. [7]. Последним научным трудом Ю.Ю. Джанелидзе является разработка нового оперативного метода лечения грудной жабы (1950) [1].
Ю.Ю. Джанелидзе — автор глав многих учебных пособий по хирургии. Его перу принадлежит более 100 научных работ по самым разным вопросам клинической и фундаментальной хирургии [2].
Ю.Ю. Джанелидзе не замыкался в тесные рамки какой-либо одной области хирургии, а охотно оперировал и культивировал в своих клиниках разнообразную «большую хирургию», но все же особенно любовно он относился к пластическим операциям, которые в его руках достигали истинного совершенства. Четкими, красивыми, продуманными движениями он превращал операционное поле в художественно выполненный анатомический препарат, в котором отчетливо были видны малейшие детали. Таковы были его пластика сухожилий, операции при контрактуре Дюпюитрена, при ложных суставах и т.п.
Идеал, к которому следует стремиться хирургам, — это проведение операции в полном молчании. В клинике, которой руководил профессор Ю.Ю. Джанелидзе, все операции проходили без единого слова. Его ассистенты так внимательно следили за каждым этапом хирургического вмешательства, что и без словесных приказаний знали, что надо делать. Ю.Ю. Джанелидзе никогда не обращался к операционной сестре со словами «дайте мне то-то». Обычно он протягивал молча руку и сразу же получал нужный инструмент или материал. Работа у операционного стола протекала в полной гармонии. Присутствовать на таких операциях было истинным удовольствием [1].
Однажды один из учеников спросил Ю.Ю. Джанелидзе, каким путем можно достигнуть такой идеальной согласованности в работе операционной и не может ли он рекомендовать соответствующую литературу. Вопреки ожиданиям ученый порекомендовал внимательно прочитать книгу Константина Сергеевича Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и добавил при этом, что, подобно тому, как артист готовится к роли, нужно заранее готовиться к операции, предусмотрев все ее детали. Все участники операции, в том числе операционная сестра, должны были знать как план, так и последовательность хода предстоящего вмешательства настолько подробно, чтобы во время операции необходимость в словах совершенно отпала.
Сам Юстин Юлианович, применяя метод операций «без слов», стремился главным образом к тому, чтобы достичь полной гармонии при работе у операционного стола. Несомненно, при этом способе исключается и возможность капельной инфекции ран. Марлевые маски, даже если состоят из двух и четырех слоев, как показали специальные исследования, не исключают вероятность капельного инфицирования операционной раны.
Авторитет Ю.Ю. Джанелидзе, безусловно, был очень велик среди коллег и пациентов. Напомним, что 6 марта 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в деле развития советской хирургии и улучшения постановки хирургической помощи в лечебных и учебных заведениях на действующих флотах и флотилиях в период Отечественной войны главному хирургу ВМФ, генерал-лейтенанту медицинской службы, профессору Юстину Юлиановичу Джанелидзе было присвоено звание Героя социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот». С 1946 г. Ю.Ю. Джанелидзе был председателем правления Всесоюзного общества хирургов [8]. Он обладал прекрасными педагогическими и организационными способностями. Юстин Юлианович по праву считался одним из самых блестящих деятелей хирургического общества Н.И. Пирогова. Его заключения как председателя общества, так и его доклады поражали глубиной содержания и блеском изложения.
Это был человек большого таланта, редкостного трудолюбия, огромной эрудиции. Имя Ю.Ю. Джанелидзе заслуженно называют рядом с именами выдающихся российских и советских хирургов. К сожалению, 14 января 1950 г. [8] в возрасте 66 лет скоропостижно скончался от сердечного приступа крупнейший деятель советского здравоохранения, выдающийся хирург, блестящий педагог и организатор, академик АМН СССР, лауреат Государственной премии, генерал-лейтенант медицинской службы профессор Ю.Ю. Джанелидзе. Так выглядит неполный перечень его званий и регалий. Покоится ученый в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище [1] (рис. 6).
Рис. 6. Могила Ю.Ю. Джанелидзе на «Литераторских мостках» (Волковском кладбище, некрополь) в Санкт-Петербурге.
Следует добавить, что после смерти ученого, в 1953—1959 гг., были изданы пять томов его сочинений, которые не потеряли популярности и в современном мире. Отметим также, что в Советском Союзе (к 100-летию со дня рождения ученого) была выпущена памятная медаль в честь Ю.Ю. Джанелидзе (1983).
Прошло более 70 лет с тех пор, как перестало биться сердце замечательного советского хирурга-новатора Ю.Ю. Джанелидзе. Блестящий хирургический талант, многогранная, неутомимая, кипучая научная деятельность, мудрость Учителя многих поколений отечественных врачей создали Юстину Юлиановичу славу крупнейшего деятеля не только советской, но и мировой хирургии.
Перечень трудов, проводившихся под руководством Ю.Ю. Джанелидзе, включал такие проблемы, как ургентная хирургия органов живота, раны, ожоги, травматические повреждения костей, хирургия сердца, крупных магистральных сосудов и др. Все эти проблемные вопросы Юстин Юлианович решал с подлинным блеском, смело прокладывая новые пути в медицине. Оперируя пациентов, проникая в самые «потаенные уголки» человеческого организма, академик АМН СССР Ю.Ю. Джанелидзе искал и находил ответы на неизученные еще вопросы. Перефразируя прекрасные слова великого Карла Маркса, можно особо подчеркнуть, что Ю.Ю. Джанелидзе не шел широкой столбовой дорогой, а, не страшась трудностей, карабкался по каменистым тропам к сияющим вершинам науки. Сегодня мы должны еще раз вспомнить нашего предшественника и дорогого Учителя, отметив его память новыми успехами в хирургии, которой он посвятил всю свою насыщенную и благородную жизнь. Можно справедливо отметить, что научное творчество Юстина Юлиановича, полностью отданное на благо хирургии и медицине в целом, может служить ярким примером для начинающих коллег.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.