Внутрисосудистое стентирование является эффективным малоинвазивным способом лечения заболеваний, связанных с нарушением кровоснабжения различных органов. Стентирование артерий успешно применяется для лечения ишемической болезни сердца (ИБС), облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей (НК), брюшной жабы, аневризмы аорты, а также с целью профилактики ишемического инсульта [1, 9].
Эффективность рентгенэндоваскулярного восстановления кровотока по венам илеокавального сегмента при лечении хронической венозной недостаточности (ХВН) также доказана многими авторами.
S. Raju и соавт. [10] в 2002 г. представили результаты лечения 304 больных с рентгенэндоваскулярной (РЭВ) коррекцией кровотока по подвздошным венам (ПВВ) при их обструкции путем стентирования, которые показали высокую эффективность рентгенэндоваскулярного метода лечения ХВН Н.К. Авторы утверждали, что процедуру можно выполнять в амбулаторных условиях. Однако малоинвазивное лечение не исключает последующей необходимости в реконструктивной хирургической операции для коррекции рестеноза или ассоциированного рефлюкса.
В отечественной литературе описаны единичные случаи стентирования ПВВ, которое авторы применяют для лечения посттромбофлебитической болезни (ПТФБ). Свой первый опыт стентирования ПВВ врачи 1-й городской клинической больницы Москвы описали в 2003 г. [8]. В межрегиональном клинико-диагностическом центре Казани венозное стентирование выполняют с 2007 г., однако к 2011 г. выполнено лишь 13 операций [5]. Лечебно-реабилитационный центр Минздрава России обладает опытом 12 операций стентирования проксимальных венозных сегментов при окклюзивной форме ПТФБ [2]. На XX ежегодной сессии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева в 2016 г. авторы из Санкт-Петербургского государственного университета и клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства РФ представили 2 клинических случая стентирования общей подвздошной вены (ПВВ) при синдроме Мей—Тернера [6].
В литературе описаны случаи гибридного лечения ПТФБ — двустороннее стентирование подвздошных вен (ПВВ) с последующим наложением дистальной артериовенозной фистулы для улучшения процесса рассасывания тромбов [5]. Врачи из 1-й городской клинической больницы Москвы также предлагают гибридный подход к лечению ПТФБ — стентирование ПВВ с последующим хирургическим удалением из просвета бедренной вены посттромботических масс и созданием новых клапанов [7].
Проф. радиологии Р.Ф. Донделинже из университетского госпиталя бельгийского города Льеж в 2003 г. привел результаты стентирования полых вен десяткам больных при тромботических и компрессионных окклюзиях и стенозах, сделав заключение, что венозное стентирование необходимо выполнять баллонно-расширяемыми стентами [3].
S. Raju и соавт. [11] проанализировали результаты стентирования глубоких вен НК у 504 пациентов (из них в 24 случаях выполнено двустороннее стентирование), которые свидетельствовали об эффективности РЭВ-лечения ПТФБ как самостоятельного метода, не требующего проведения дополнительной реконструктивной хирургической операции для устранения рефлюкс-глубоких вен.
Нарушение кровотока по венам илеокавального сегмента могут вызвать сдавление или повреждение их в результате хирургических манипуляций по поводу генитального пролапса. В первую очередь это связано с использование различных перфораторов для проведения и фиксации протезов, а также выполнение основных этапов операции «слепым» путем, основанным только на знании анатомии и тактильных ощущениях [4].
В литературе отсутствуют данные о стентировании наружных ПВВ при их механической экстравазальной компрессии.
В данной работе мы представляем клинический пример стентирования наружной ПВВ у пациентки с механической экстравазальной компрессией, возникшей после перенесенной операции по поводу генитального пролапса.
Пациентка Ч., 44 лет, поступила в хирургическое отделение Центральной городской клинической больницы Реутова с диагнозом неокклюзивный илеофеморальный флеботромбоз левой Н.К. Пациентка предъявляла жалобы на выраженный напряженный отек левой НК.
Из анамнеза выявлено, что 2,5 мес назад, до настоящей госпитализации, пациентка перенесла сакроспинальную гистеропексию Cyrene, пластику шейки матки, переднюю кольпоррафию и кольпоперенеоррафию по поводу «С» пролапса III степени, цистоцеле II степени, гипертрофии шейки матки. В течение первых суток после операции у пациентки развился напряженный отек левой Н.К. При допплерографии диагностирован неокклюзирующий тромбоз левых наружной ПВВ и общей бедренной вены (ОБВ) и назначена антикоагулянтная терапия (АКТ) и эластичное бинтование левой Н.К. Пациентка выписана из стационара и продолжила консервативную терапию под наблюдением врача поликлиники. Амбулаторное лечение в течение 2,5 мес, заключавшееся в подкожном введении фраксипарина, последующем приеме ксарелто, было неэффективно, напряженный отек левой НК сохранялся и значительно нарушал качество жизни женщины. При УЗИ органов малого таза и допплерографии вен левой НК, а также учитывая данные анамнеза — характер оперативного вмешательства и возникновение отека в 1-е сутки после операции, поставлен предварительный диагноз субтотальное сужение левой наружной ПВВ с нарушением гемодинамики левой НК. На рис. 1 представлена допплерография левых наружных ПВВ и артерий. Визуализируется субтотальное сужение левой наружной ПВВ.
Принято решение выполнить ангиографию вен левой Н.К. Под контролем УЗИ выполнена пункция и катетеризация по Сельдингеру левой подколенной вены. При флебографии выявлено сужение просвета левой наружной ПВВ до 98%. На рис. 2 представлена первичная ангиография левой наружной ПВВ.
Баллонная ангиопластика баллоном диаметром 9 мм была неэффективной, сохранялся остаточный стеноз до 70%. На рис. 3 и 4 представлены рентгенография этапа баллонной ангиопластики левой наружной ПВВ и ангиография левых ОБВ и наружной ПВВ после баллонной ангиопластики.
Выполнено стентирование левой наружной подвздошной артерии баллоннорасширяемым стентом CID 9×19 мм давлением 16 атм с удовлетворительным ангиографическим результатом. При контрольной флебографии сохраняется остаточный стеноз до 20%. На рис. 5 представлена ангиография левых ОБВ и наружной ПВВ после стентирования.
В течение первых суток после стентирования отек левой НК купирован на 90% (по данным измерения окружности голени и бедра до и после операции и сравнения со здоровой конечностью). Пациентка выписана из стационара на следующие сутки после операции в удовлетворительном состоянии.
При контрольной допплерографии на 5-е сутки после стентирования признаков тромбоза левых ОБВ и наружной ПВВ не выявлено, проходимость стентированного сегмента сохранена. При выполнении пробы Вальсальвы функция клапанного аппарата ПВВ и бедренных вен сохранена.
На рис. 6 представлены результаты допплерографии наружной ПВВ на 5-е сутки после стентирования.
В современной клинической практике стентирование вен илеокавального сегмента эффективно применяется для лечения ПТФБ. Возникновение осложнений в виде нарушения кровотока по ПВВ после операций на тазовых органах встречается в 3% случаев, по данным разных авторов, и могут быть корригированы РЭВ-методами лечения.
Конфликт интересов отсутствует.