Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Отдаленные результаты различных видов открытых паллиативных операций при атрезии легочной артерии с дефектом межжелудочковой перегородки
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2013;6(2): 69‑74
Прочитано: 1220 раз
Как цитировать:
При некоторых анатомо-гемодинамических вариантах атрезии легочной артерии (АЛА) с дефектом межжелудочковой перегородки (ДМЖП) первичная радикальная коррекция порока невозможна и выполнима только после ряда предварительных паллиативных вмешательств [1, 9, 12]. Одним из вариантов многоэтапной коррекции АЛА с ДМЖП является концепция «реабилитации» гипоплазированных истинных легочных артерий [2—4, 11]. При этом идеальное паллиативное вмешательство (в рамках данной концепции) должно обеспечить адекватный рост и развитие легочного сосудистого русла в короткие сроки и без необходимости повторных паллиативных вмешательств, а также быть простым в техническом исполнении, иметь как можно меньше интра- и послеоперационных ранних и отдаленных осложнений, нулевую летальность, а в конечном итоге привести к радикальной коррекции порока [3]. Продолжаются дискуссии об оптимальном варианте первичного паллиативного вмешательства: открытые операции; различные варианты системно-легочных анастомозов (СЛА) [3, 6, 7, 9]; реконструкция пути оттока из правого желудочка (РПОПЖ) без пластики ДМЖП [1, 4, 8]; рентгенэндоваскулярные вмешательства: баллонная ангиопластика легочных артерий (ЛА), стентирование ЛА, транскатетерная перфорация клапана ЛА, стентирование открытого артериального протока [5, 10]. В связи с существующими особенностями (низкую естественную продолжительность жизни при сложном врожденном пороке сердца, мультивариантность подходов к хирургической коррекции, высокий риск хирургического вмешательства, осложнения послеоперационного периода) изучение вопроса хирургического лечения АЛА с ДМЖП имеет большое значение для повышения качества помощи пациентам педиатрической группы.
Цель исследования — провести сравнительный анализ клинико-лабораторных особенностей и динамики развития центрального легочного русла после выполнения двух видов открытой паллиативной коррекции: СЛА и РПОПЖ без закрытия ДМЖП у пациентов с атрезией ЛА и ДМЖП.
В ФГБУ «ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России с 1999 по 2009 г. первичные открытые паллиативные вмешательства при АЛА с ДМЖП выполнены 66 пациентам в возрасте от 3 дней до 14 лет, в том числе СЛА (1-я группа); у 38 (57,6%) больных и РПОПЖ без закрытия ДМЖП (2-я группа) — у 28 (42,4%). По исходной демографической и антропометрической характеристике группы были сопоставимы (табл. 1).
По результатам проведенных обследований все пациенты относились к I или II типам по классификации J. Somerville [12] и к типу А или В по классификации C. Tchervenkov, N. Roy [13]. Состояние большинства пациентов при поступлении оценивалось как тяжелое или крайне тяжелое, наиболее часто встречался IV функциональный класс (ФК) по NYHA; 59,1% пациентов с 0—I ФК не было; основными жалобами являлись цианоз и одышка в покое, усиливающиеся при нагрузке. Исходно у пациентов, подвергшихся первичному паллиативному вмешательству, подтверждено наличие десатурации (методом пульсоксиметрии), выявлены явления полиглобулии и полицитемии (по лабораторным данным), по которым имелись статистически значимые различия между группами. Выявлена гипоплазия центрального легочного русла в обеих группах, но при сравнении степени развития центрального легочного русла в абсолютных и индексированных размерах на всех уровнях (по данным ангиокардиографии и ангиокардиометрии) различия не обнаружены (p>0,09). Кратко полученные данные представлены в табл. 2.
Показаниями к выполнению паллиативной коррекции порока были тяжелое соматическое состояние, выраженная десатурация, малый возраст и низкая масса тела ребенка, малые размеры левых отделов сердца, гипоплазия центрального легочного русла, мультифокальный тип легочного кровотока. Экстренные вмешательства составили 22,7% (12 пациентов из 1-й группы и 3 — из 2-й группы; p=0,042). Общая летальность после первого этапа лечения составила 16,7%: 4 пациента умерли после СЛА, 7 — после РПОПЖ (р=0,18). У большинства пациентов послеоперационный период протекал с осложнениями. При исследовании нелетальных случаев (n=55) выявлено, что наиболее часто у пациентов наблюдалась сердечная недостаточность, требующая кардиотонической поддержки более 1 сут — 70,9%; дыхательная недостаточность (искусственная вентиляция легких более суток) — 45,5%, дисфункция почек — 21,8%, появление геморрагической мокроты/признаков отека легкого — 18,2%. Следует отметить, что у пациентов встречалась комбинация нескольких осложнений. Во 2-й группе послеоперационный период чаще протекал с явлениями сердечной недостаточности (р=0,015). По остальным параметрам статистически значимые различия между группами не отмечены. Медиана длительности госпитального периода после операции в 1-й группе составила 14 сут, во 2-й группе — 15 сут (p=0,61).
Статистический анализ проводили для количественных признаков с использованием критерия Манна—Уитни, для качественных признаков; с использованием двустороннего точного критерия Фишера, для повторных изменений — с использованием критерия Вилкоксона.
Результаты наблюдения за больными в 1-й и 2-й группах представлены на рис. 1.
Демографическая и антропометрическая характеристика групп пациентов представлена в табл. 3,

Следует отметить, что в 1-й группе пациентов только у 1 пациента отмечено быстрое ухудшение состояния через 2 мес после коррекции со снижением ФК со II до IV вследствие тромбоза анастомоза. Выявлено статистически значимое улучшение ФК в каждой группе с течением времени, более выраженное во 2-й группе (р=0,005). При сравнении ФК перед вторым этапом хирургической коррекции между группами статистически значимых различий не выявлено (р=0,9).
В отдаленном периоде исследованы те же клинические, лабораторные и инструментальные параметры. При сравнении насыщения крови кислородом между группами на каждом этапе (табл. 4)
При сравнении лабораторных показателей (гемоглобин, гематокрит) в динамике внутри каждой группы выявлено статистически значимое снижение уровня гемоглобина и гематокрита только во 2-й группе (после РПОПЖ без закрытия ДМЖП). Это связано с поступлением преимущественно венозной крови антеградным путем из правого желудочка в легочное русло, т.е. происходит увеличение доли эффективного легочного кровотока (табл. 5).
При сравнении всех ангиометрических показателей между группами в отдаленном периоде перед радикальной коррекцией порока не выявлено статистически значимых различий по всем параметрам между группами. При рассмотрении параметров роста легочного русла внутри каждой группы в динамике (до первичной операции и в отдаленном периоде перед вторым этапом хирургической коррекции) выявлены закономерности, которые представлены в табл. 6.
При изучении динамики изменения роста ЛА в 1-й группе пациентов (после СЛА) выявлен прирост абсолютных размеров главных ЛА на всех уровнях, что может свидетельствовать не только об их развитии после паллиативного увеличения кровотока, но и о естественном росте ЛА при увеличении возраста ребенка. При статистической обработке индексированных параметров обнаружены различия преимущественно по нижнедолевым индексированным параметрам (р<0,05). Считается, что наиболее показательным параметром роста и развития истинного легочного русла после паллиативных вмешательств являются размеры нижнедолевых ветвей главных ЛА, так как они не подвергаются деформации и стенозу в зоне наложения швов анастомозов и редко входят в зону спаечного процесса после выделения сосудов [3, 6, 7], что и подтверждается данными нашего исследования.
При изучении динамики изменения роста ЛА во 2-й группе пациентов (после РПОПЖ без закрытия ДМЖП) выявлен прирост как абсолютных, так и индексированных размеров главных ЛА на всех уровнях, кроме уровня устьев главных ветвей ЛА. Эти закономерности объясняются тем, что после операции РПОПЖ часто возникают устьевые стенозы в результате развития спаечного процесса в зоне вмешательства — деформации устьев ЛА при продолженной пластике легочного ствола до бифуркации; за счет фиброза и/или кальциноза, имплантированной ксеноперикардиальной заплаты/кондуита, а также в случае наложения дополнительных швов в области дистального анастомоза на тонкостенные ЛА при хирургическом гемостазе. В данной группе пациентов стенозы в зоне дистального анастомоза заплаты/кондуита имелись в 9 случаях. Но при этом дистальные участки главных ЛА сохраняют способность к росту и развитию за счет прямого симметричного антеградного потока крови из ПЖ, увеличения объемной нагрузки на истинные ЛА.
Подытоживая результаты нашего исследования, можно констатировать следующее:
— паллиативные операции (СЛА и РПОПЖ без закрытия ДМЖП) приводят к улучшению соматического статуса, статистически значимому уменьшению ФК (NYHA) и увеличению насыщения крови кислородом;
— после СЛА наблюдается статистически значимое увеличение индексированных размеров нижнедолевых ветвей ЛА (нижнедолевой индекс McGoon, индекс Redy) и отсутствие увеличения индексированных размеров главных ветвей ЛА (индекс McGoon, индекс Nakata) вследствие деформации главных ветвей на уровне фиксации шунта и спаечного процесса в зоне вмешательства;
— после РПОПЖ без закрытия ДМЖП появляется преимущественный рост главных ветвей ЛА (увеличение индекса McGoon, индекса Nakata), но отсутствует рост как абсолютных, так и индексированных размеров устьев правой и левой ЛА, так как прогрессируют стенотические изменения после формирования линии швов в данной зоне;
— более безопасные непосредственные результаты коррекции дает операция формирования СЛА. Несмотря на то что вмешательство выполняется в группе пациентов более младшего возраста и со значительной долей экстренных вмешательств, данный тип коррекции сопровождается меньшими летальностью (10,5%) и частотой развития сердечной недостаточности;
— более эффективные отдаленные результаты коррекции дает операция РПОПЖ без закрытия ДМЖП: в этой группе отмечается значимое повышение уровня насыщения крови кислородом (которое сохраняется в отдаленном периоде) и снижение уровня гемоглобина и гематокрита за счет создания физиологичного симметричного антеградного кровотока из венозного желудочка и увеличения доли эффективного легочного кровотока; прослеживается симметричный рост основных ветвей легочной артерии, а в результате того, что имеется свободный венозный доступ в ЛА, появляется возможность устранения стенозов ЛА эндоваскулярными малоинвазивными методиками и сокращения числа этапов открытых хирургических вмешательств. Кроме того, в данной группе всем 100% пациентов, обследованных повторно, удалось выполнить радикальную коррекцию порока (15 — вторым этапом, а 1 — третьим после повторной РПОПЖ), в отличие от пациентов после СЛА, среди которых радикальную коррекцию порока удалось выполнить только у 22 (73,3%) из 30 обследованных.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.