Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мыльников А.В.

Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Система кредитов в медицинском образовании

Авторы:

Мыльников А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2012;5(1): 98‑99

Просмотров: 182

Загрузок: 2

Как цитировать:

Мыльников А.В. Система кредитов в медицинском образовании. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2012;5(1):98‑99.
Myl'nikov AV. Credit system in medical education. Kardiologiya i Serdechno-Sosudistaya Khirurgiya. 2012;5(1):98‑99. (In Russ.).

?>

Подписав в 2003 г. «Болонскую декларацию» Россия задала высшей профессиональной школе практически невыполнимую задачу, что породило много слухов и «толкований» применения кредитной системы в высшей школе. Оговоримся сразу, что в этом материале речь пойдет о послевузовской подготовке врачей, и не о какой европейской системе перезачета зачетных единиц (ECTS) речи не будет. Но преподавателям так «полюбился» данный термин, что он стал также легитимен, как дистанционное обучение (приказ №137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Министерства образования РФ). Положение: «внедрение системы образования в течение всей жизни» было воспринято педагогическим сообществом как переход на непрерывное профессиональное образование.

Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК) приступила к реализации концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО), выпустив более 50 национальных руководств по специальностям.

В то же время высшей медицинской школой не предусмотрена система непрерывного профессионального образования врачей. Врач, получивший диплом, после прохождения интернатуры и профессиональной переподготовки, ординатуры или аспирантуры, и получивший диплом о профессиональной переподготовке, обязан 1 раз в 5 лет (приказ Минздравсоцразвития РФ №415н от 07.07.07 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения») пройти цикл профессиональной подготовки по специальности и получить сертификат специалиста (данный документ юридической силы не имеет). После получения данного документа врач предоставлен сам себе до следующей (через 5 лет) сертификации. Однако высшая школа однозначно утверждает, что врач должен повышать свою квалификацию практически ежедневно. Как же быть? Мы считаем, что система непрерывного профессионального образования, о которой так долго все говорят, становится объективной реальностью.

Потеряв монополию на медицинские кадры, государство так и не научилось эффективно повышать квалификацию своих служащих. Другое дело компании, которые работают в области медицины и сталкиваются с подбором, обучением и удержанием квалифицированных медицинских кадров. Во многих из них существуют отделы, где врачи проходят тестирование при приеме на работу и имеют возможность повышать свою квалификацию, используя систему дистанционного обучения. Большие корпоративы имеют возможность приглашать профессорско-преподавательский состав медицинских вузов для чтения лекций на актуальные темы. Однако эти учебные часы не идут в зачет ни слушателям, ни преподавателям.

В Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова осуществляется внедрение первого этапа перехода на систему непрерывного профессионального образования врачей. В настоящее время три кафедры университета принимают так называемые «кредиты» как зачетные единицы в системе послевузовского повышения квалификации врачей. Эти зачетные единицы в виде «кредитного сертификата» принимаются кафедрами при зачислении на сертификационный цикл врача, прошедшего собеседование (зачет) по темам, которые кафедра предоставила в виде видеолекций, изданных как электронное учебное пособие, имеющее гриф УМО и допущенное в качестве учебного пособия, содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту по соответствующей дисциплине. Эти издания имеют вкладыш, который может быть заполнен соискателем, и свидетельствовать об усвоении данного материала. Комиссия, состоящая из трех преподавателей кафедры, при подаче данного «кредитного сертификата» осуществляет проверку знаний данной тематики и принимает решение зачесть данный материал слушателю, зачисленному на цикл послевузовского дополнительного образования. Число «кредитов» принимаемых кафедрой соответствует количеству часов, отведенных на усвоение данного материала, и является величиной условной.

Электронные учебные пособия в виде видеолекций являются авторским материалом, изданным издательством соответствующим тиражом, и распространяются как в свободной продаже, так и через представительства компаний, спонсировавших выпуск данных изданий.

Создание электронных учебных пособий осуществляется как по инициативе авторов, так и в плановом порядке, в виде написания учебных пособий на кафедре.

В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова в центре непрерывного профессионального образования создана рабочая группа, которая осуществляет подготовку к изданию электронных учебных пособий в виде видеолекций. Для системы послевузовской подготовки врачей уже выпущены учебные пособия: «Алгоритмы ЭКГ диагностики — в практике врача общей практики» (20 кредитов) — автор Т.В. Чегаева, «Организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики» (10 кредитов) — автор Е.И. Черниенко, «Урология для интерниста» (15 кредитов) — автор В.В. Борисов, «Ишемическая болезнь сердца, актуальные вопросы» (20 кредитов) — автор А.Л. Сыркин, «Диагностика и лечение болезней почек» (20 кредитов) — автор Е.М. Шилов, «Школа гепатолога. Лекции по клинической гепатологии» (10 кредитов) — автор Н.А. Мухин, «Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке» и «Кардиомегалии» (по 2 кредита) — автор В.И. Бурцев, «Цикл лекций по терапии для врачей общей практики» (10 кредитов) — автор А.А. Стремоухов. Данные учебные материалы соответствуют государственному образовательному стандарту по подготовке врачей. Количество кредитов может быть принято в зачет модулей циклов повышения квалификации.

На наш взгляд, подготовку и издание электронных учебных пособий в виде видеолекций, которые могут быть использованы как «кредиты» в системе непрерывного профессионального образования врачей, должны возложить на себя профессиональные сообщества.

Кафедры принимают решение о принятии каждого отдельного учебного пособия как зачетного на кафедральном совещании и утверждают это решение на учебно-методическом совете учебного заведения.

В настоящее время профессиональные медицинские журналы приступили к изданию приложений в виде электронных учебных пособий — видеолекций, которые могут быть использованы как «кредиты» в системе непрерывного профессионального образования врачей. К каждому диску придается отрывной «кредитный сертификат», который после заполнения может быть предъявлен на кафедре при зачислении на цикл профессиональной подготовки. Срок действия данного «кредитного сертификата» не должен превышать 5 лет.

Многие могут возразить, что могут нарушаться авторские права, лекционные материалы могут быть использованы «конкурентами» в коммерческих целях, «пиратское» копирование может быть использовано против авторов, более того в преподавательской среде распространено использование «чужих» видеоматериалов для своих занятий. Во-первых, авторские права защищены издательством (защиты от перезаписи в настоящее время не существует), во вторых — учебный материал, и если кто то захотел увеличить тираж и довести его до сведения своих коллег, то от этого выиграют наши пациенты, в-третьих — появилась возможность заявлять в расписании своих занятий часы для дистанционного (возможно в записи) чтения лекций преподавателей из других вузов (на хоздоговорной основе). Такое положение дел удовлетворяет как слушателя, получающего учебный материал, преподавателя, имеющего возможность доносить свой материал на более широкий круг слушателей, так и государство — ответственное за повышение качества оказания медицинской помощи населению.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail