Сайт издательства «Медиа Сфера» 
	 содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
 
   
    Интервенционная эндоскопия при опухолях трахеи и бронхов
Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2016;22(6): 23‑26
Прочитано: 2063 раза
Как цитировать:
Число пациентов с опухолями трахеи и бронхов имеет тенденцию к увеличению [1—4].
Основная проблема, возникающая при лечении этой категории пациентов, — восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей [1, 5—8].
Эндоскопические вмешательства позволяют в кратчайшие сроки восстановить и поддержать проходимость трахеи и бронхов. Но они относятся к категории сложных, поскольку связаны с высоким риском развития асфиксии при удалении опухоли, особенностями проведения анестезиологического пособия и выполняются в специализированных отделениях [3, 5—10].
На базе клиники кафедры госпитальной и детской хирургии НГМУ в отделении торакальной хирургии ОКБ Новосибирска в период с 2003 по 2016 г. на лечении находились 44 пациента с сужением трахеи и (или) бронхов опухолевой этиологии (у 28 — опухоль локализовалась в трахее, у 16 — в бронхах). Среди пациентов было 24 мужчины и 20 женщин в возрасте от 16 до 79 лет.
Обязательным являлось выполнение томографии трахеи и бронхов, фиброларинготрахеоскопии с целью определения локализации, протяженности опухолевого поражения, выполнения биопсии опухоли.
Причины стеноза трахеи и топография изменений трахеи и бронхов представлены в табл. 1 и 2.
     
      
     
      
Гистологическая верификация была проведена на догоспитальном этапе у 30 пациентов (20 — с опухолью трахеи и 10 — с опухолью бронхов). В остальных случаях гистологическая верификация осуществлялась при обследовании в стационаре. Более чем у 50% (28) пациентов опухолевое поражение носило злокачественный характер.
У 4 пациентов с локализацией опухоли в нижней трети трахеи опухоль распространялась на карину бифуркации трахеи в 2 случаях, оба главных бронха — в 1 случае, правый главный бронх — в 1 случае.
Со стенозом трахеи 1-й степени было 2 пациента, стенозом 2-й степени — 11, стенозом 3-й степени — 15. Со стенозом бронха 2-й степени было 4 пациента, 3-й степени — 6, просвет был полностью перекрыт опухолью у 4 пациентов. У 3 пациентов опухоль выстояла в трахею. В 1 наблюдении опухоль, флотируя при дыхании и частично перекрывая просвет бронха противоположного легкого, вызывала эпизоды острой дыхательной недостаточности.
У 16 пациентов с сужением трахеи был стеноз 2—3-й степени, что указывает на наличие дыхательной недостаточности вплоть до критического уровня.
Эндоскопические методы были основными при лечении данных пациентов. Вмешательству во всех случаях предшествовало эндоскопическое исследование. Объем выполненных оперативных вмешательств представлен в табл. 3.
     
      
У 22 пациентов вмешательства проводились в условиях тотальной внутривенной анестезии на основе пропофола или тиопентала натрия и фентанила в стандартных дозировках с использованием высокочастотной ИВЛ на фоне миоплегии дитилином или тракриумом. Этим пациентам выполнены срезание опухоли тубусом ригидного бронхоскопа, петлевая эксцизия опухоли, бужирование трахеи и установка силиконового стента. В остальных случаях вмешательства проводились под контролем фибробронхоскопа в условиях местной анестезии с внутривенной седацией мидазоламом или сибазоном.
Петлевая эксцизия опухоли выполнена в случаях с узким основанием опухоли в смешанном режиме при помощи диатермической петли для полипэктомии и фибробронхоскопа, который проводился через тубус ригидного бронхоскопа. Перед установкой силиконового стента у пациентов с опухолью на широком основании или с циркулярными опухолевыми стенозами выполнялось удаление опухоли путем ее срезания или бужирования суженного участка трахеи. Оптимальным считаем расширение просвета трахеи до 10—12 мм, что позволяет беспрепятственно расправить в зоне стеноза стент типа Dumon. Длина устанавливаемых стентов была 4 и 6 см, а наружный диаметр от 17 до 15 мм (17 мм — у 1 пациента, 16 мм — у 3, 15 мм — у 1 пациента).
У 14 пациентов для стентирования трахеи и бронхов применены металлические саморасправляющиеся стенты. При использовании этих стентов предварительного расширения просвета трахеи не требовалось. Стент проводился в участок сужения по тонкой струне-проводнику, установленной максимально дистально (нижнедолевой бронх справа или слева). Далее под эндоскопическим контролем производилось его раскрытие в нужной позиции.
При опухолевом поражении главных бронхов, карины бифуркации трахеи и нижней трети трахеи стент устанавливался в трахею и в главный бронх, наименее пораженный опухолью. Стентирование трахеи и левого главного бронха проведено 2 пациентам, трахеи и правого главного бронха — также 2 пациентам, левого главного бронха — 1 пациенту, правого главного бронха — 1 пациенту. Установка стента с «выключением» из дыхания легкого, пораженного опухолью в большей степени, преследовало цель улучшить качество жизни и обеспечить полную проходимость одного из главных бронхов. Всем пациентам были имплантированы стенты M.I. Tech (Южная Корея) длиной 4 см (6 пациентам), 6 см (9 пациентам) и 8 см (1 пациенту), диаметром 12 мм (2 пациентам), 16 мм (3 пациентам), 20 мм (5 пациентам) и 22 мм (6 пациентам).
Осложнений при стентировании трахеи и бронхов не было. При удалении опухолей трахеи и бронхов осложнения развились у 4 пациентов. Во всех случаях наблюдалось умеренное кровотечение.
Повторные вмешательства выполнены 2 пациентам. У пациента с аденокистозным раком щитовидной железы через 2 года после стентирования отмечен рецидив нарушений дыхания. При эндоскопическом исследовании выявлено разрушение полимерного покрытия стента. Проведено стентирование стент в стент. В другом наблюдении произошла дислокация стента. Выполнена коррекция положения стента.
1. Эндоскопические вмешательства при опухолях трахеи и бронхов позволяют в кратчайшие сроки восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей.
2. Выбор способа анестезии зависит от протяженности участка сужения, локализации и планируемого объема оперативного вмешательства.
3. Преимущества саморасправляющихся металлических стентов: полный контроль за расправлением стента и коррекцией его положения при необходимости, выполнение вмешательства под внутривенной седацией, без интубации трахеи и искусственной вентиляции легких.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.