- Издательство «Медиа Сфера»
Одна из главных проблем хирургического лечения больных с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и хиатальными грыжами — коррекция размеров пищеводного отверстия диафрагмы [1—4]. Частота рецидива заболевания после традиционной крурорафии колеблется от 10 до 42% [2, 5—7]. Причина неудач хирургических вмешательств обусловлена гипотрофией мышечных ножек или их чрезмерным натяжением при пластике [2, 4]. Для предотвращения повторной дислокации желудка в средостение с 90-х годов XX века для закрытия дефектов хиатального отверстия применяются полимерные и биоматериалы [2, 5, 8].
Материал и методы
В период с 2007 по 2009 г. в ленинградской областной клинической больнице прооперированы 98 пациентов с хиатальными грыжами. Во всех случаях выполняли традиционную «шовную» крурорафию. При анализе результатов через 12—24 мес хирургического лечения рецидив заболевания был выявлен в 8 (8,1%) случаях. Полученные данные оказались неудовлетворительными и обусловили необходимость совершенствования методики операции. Для повышения надежности хирургических процедур при закрытии дефектов пищеводного отверстия диафрагмы в клинике стали использоваться протезирующие материалы.
С 2010 по 2011 г. хирургические вмешательства по поводу данной патологии были осуществлены 93 больным. В 47 (50,5%) случаях использовались полимерные имплантаты. Во всех наблюдениях применялась методика mesh-reinforced. У 42 (89,3% от общего числа пациентов с mesh-хиатопластиками) человек полимерный протез U-образной формы фиксировался позади пищевода на предварительно сшитые ножки диафрагмы. При больших размерах (более 8 см) хиатального окна 5 (10,7%) раз выполняли комбинированную переднюю и заднюю крурорафию, значительно уменьшавшую натяжение тканей. В подобной ситуации зону швов позади и спереди от пищевода укрепляли 2 имплантатами полулунной формы. При обоих способах протезы перекрывали линию швов на 2—2,5 см и располагались на расстоянии 2—3 мм от внутреннего края диафрагмальных ножек для исключения их контакта со стенкой пищевода. Циркулярные имплантаты не применяли в связи с риском уменьшения отверстия для пищевода и возникновения дисфагии при «старении» полимера. Калибровку хиатального окна осуществляли пищеводным зондом 60Fr. В 36 (76,6%) случаях использовали сетчатые протезы из «тяжелого» полипропилена (Prolen), в 11 (13,4%) — из комбинированного (Ultrapro) материала.
В 46 (49,5%) случаях в период с 2010 по 2011 г. хирургические вмешательства по поводу грыж пищеводного отверстия диафрагмы ограничивались традиционной крурорафией. Применение mesh считали излишним при хорошо развитых мышечных ножках и размерах хиатального окна менее 5 см.
Результаты
В группе 47 больных с mesh-хиатопластиками в срок от 9 до 24 мес рецидива заболевания и осложнений, связанных с применением методики (дисфагии, пролежней пищевода, болевого синдрома), не отмечено. После операций без протезирующих материалов повторное смещение желудка в средостение в указанный отрезок времени выявлено в 2 (2,2%) случаях.
Выводы
Выполнение mesh-хиатопластик при больших размерах пищеводного отверстия диафрагмы или гипотрофии ее мышечных ножек позволяет существенно повысить надежность реконструкций гастроэзофагеального перехода. Расположение и фиксация протеза без контакта с пищеводом является важным условием безопасного применения данной методики в антирефлюксной хирургии.