Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бащинский С.Е.

Москва

Структура научных публикаций

Авторы:

Бащинский С.Е.

Подробнее об авторах

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2011;17(4): 50‑55

Просмотров: 280

Загрузок: 9

Как цитировать:

Бащинский С.Е. Структура научных публикаций. Эндоскопическая хирургия. 2011;17(4):50‑55.
Bashchinskiĭ SE. The structure of scientific publications. Endoscopic Surgery. 2011;17(4):50‑55. (In Russ.).

?>

Большинство медицинских журналов, следуя многолетней традиции, придерживается стандартного стиля подачи материалов. Публикации в научных журналах подразделяются на виды или жанры.

Основные виды (жанры) научных публикаций:

— Оригинальная статья

— Обзор литературы

— Редакционная статья

— Описание случая (серии случаев)

— Лекция

— Письмо в редакцию

Каждому из жанров присущи свои особенности изложения материала. Важнейшая часть материалов, публикуемых научными журналами, — оригинальные статьи. Так принято называть публикации, посвященные изложению результатов проведенных авторами исследований.

Требования к информации, содержащейся в научных статьях, можно сформулировать одной фразой: информация должна быть достаточной для того, чтобы читатель мог самостоятельно воспроизвести результаты исследования, а также оценить и интерпретировать сделанные автором наблюдения. Эти требования подробно изложены в ряде документов [1], получивших широкое международное признание, важнейший из которых — «Единые требования к рукописям, представляемым в биомедицинские журналы» [2]. Авторам научных статей настоятельно рекомендуется ознакомиться с ними, тем более что все документы есть в свободном доступе в Интернете, а их перевод на русский язык выпущен в составе отдельного сборника [3].

Однако информация — это еще не статья. Любая научная статья стремится (должна, по крайней мере) пополнить копилку человеческих знаний. И здесь для целей дальнейшего изложения нужно провести различие между знанием и информацией. Знание — осмысленная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач. По сравнению с информацией знание имеет более тесную связь с результатами действий. К примеру, человек обладает знаниями о том, как выпекать хлеб, только если сам может его испечь. Если же у кого-то есть только ингредиенты хлеба и рецепт его приготовления, то он обладает информацией, исходными сведениями для знания. Так и научная статья представляет собой потенциальное знание. Информация превращается в знание посредством практического опыта и коммуникаций между людьми. Статья в научном журнале — один из видов коммуникаций, поэтому ее важнейшая задача — привлечь внимание читателя и убедить его, что содержащаяся в ней информация достойна стать частью нового знания.

Коммуникативные качества научных публикаций

В основе всех словесных коммуникаций, в том числе научных, лежат законы, сформулированные еще в античные времена. Речь идет о риторике — искусстве убеждения словами.

Нередко в качестве образцов хорошего научного стиля приводят труды Н.И. Пирогова или И.П. Павлова. Следует иметь в виду, что вплоть до начала XX века риторика была частью классического образования. Одно из лучших классических русских руководств — «Искусство спора» С.И. Поварнина сегодня можно найти в Интернете в открытом доступе.

В новейшее время упоминания о риторике в контексте научных публикаций приобрели, в основном, негативный оттенок. В середине 90-х годов XX века появились лингвистические исследования научных медицинских текстов, документировавшие широкое (и, по-видимому, не вполне осознанное) применение авторами разнообразных риторических приемов [4—7]. Осознание неизбежности применения риторики в научных статьях стало для многих шокирующей новостью и вызвало бурную дискуссию на страницах Британского медицинского журнала [8, 9].

Риторику, как и большинство человеческих инструментов, можно обратить и во зло, и во благо — все зависит от намерений автора и его этических установок. Это осознавали еще в Древней Греции. Вот, например, какие аргументы приводит Горгий Леонтийский в пользу важности риторики: «Мне часто случалось вместе с братом и другими врачами посещать больных, которые либо не хотели пить лекарство, либо никак не давались врачу делать разрез или прижигание, и вот врач оказывался бессилен их убедить, а я убеждал, и не иным каким искусством, а одним только красноречием. Далее, я утверждаю, что если бы в какой угодно город прибыли оратор и врач и если бы в Народном собрании или в любом ином собрании зашел спор, кого из двоих выбрать врачом, то на врача никто бы и смотреть не стал, а выбрали бы того, кто владеет словом, — стоило бы ему только пожелать» [10].

Сократ скептически (и не без оснований) относился к Горгиеву «искусству». Их дискуссия была настолько поучительна, что позднее Аристотель включил этические принципы в качестве одной из основ своего учения о риторике.

Согласно Аристотелю, убедительность ритора складывается из 3 компонентов: этос, логос и пафос [11]. Применительно к практике научных публикаций этос (нравственные принципы) проявляет себя в личности автора, который должен предстать объективным, здравомыслящим, хорошо разбирающимся в теме статьи, а также в вопросах научной и медицинской этики. Хорошо известно, что статья, в заглавии которой стоят фамилии известных ученых, уже сама по себе вызывает доверие читателей. Логос (мысль, заключенная в речи, и выражающее ее слово) — это система аргументации, включающая набор фактов (результаты исследования), выстроенный в логической последовательности, а также их интерпретацию. Наконец, пафос (чувство, вложенное в текст) — это апелляция к эмоциям читателя, в основе которой лежат общие ценностные установки, например спекуляции по поводу клинической значимости результатов или их влияние на будущие исследования.

Для желающих расширить свои познания в области логики и обучиться грамотному построению аргументов есть хорошие руководства [12].

Структура научных статей (Введение, Методы, Результаты, Обсуждение) восходит к сформулированным Аристотелем элементам эффективной речи, состоящей из вступления, повествования, доказательства и эпилога. Кроме того, эта структура отражает логику процесса научных открытий.

Именно в силу этих соображений авторам рекомендуется придерживаться принятой в науке традиции изложения материалов. Считается, что основоположником этой традиции был Луи Пастер.

Согласно этой традиции, каждая оригинальная научная статья состоит из 4 основных частей: введения, методов, результатов и их обсуждения. Кроме того, в каждой статье обязательно должно быть название, перечисление авторов, краткое содержание (реферат) и список литературы.

Основные элементы оригинальной статьи:

— название статьи,

— перечисление авторов,

— краткое содержание (реферат),

— введение,

— материал и методы,

— результаты,

— обсуждение,

— литература.

В последние годы стало обязательным представлять статьи в журналы в электронном виде. Многие журналы просят авторов вместе с электронной версией статьи присылать специальную электронную форму — паспорт статьи, или мета-данные, которые содержат ключевую информацию: название статьи, сведения об авторах, реферат, ключевые слова на русском и английском языках. После публикации статьи ее мета-данные рассылаются в различные поисковые системы и библиографические базы данных. Образец электронной формы мета-данных статьи, разработанный издательством Медиа Сфера можно скачать по адресу: http://www.mediasphera.ru/baschinski//medsphera-meta.zip.

Название статьи

Грамотно написанное название повышает шансы статьи быть прочитанной или найденной при поиске в библиографических базах данных.

В научных изданиях название статьи указывает на предмет исследования и привлекает внимание читателя.

Правильно сформулированное название может помочь при написании текста статьи. Однако после завершения работы над статьей имеет смысл еще раз взглянуть на название — соответствует ли оно содержанию работы.

Еще раз оцените, точно ли расставлен смысловой акцент в названии статьи? Обычно это связано с порядком слов в названии. Самое важное следует поставить на первое место, например новый метод лечения или диагностики.

Существуют 3 варианта структуры названия.

1. Как единое предложение: «Многоцентровое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование лечения застойной сердечной недостаточности метопрололом».

2. Как сложноподчиненное предложение, разделяемое двоеточием: «Метопролол в лечении застойной сердечной недостаточности: результаты многоцентрового рандомизированного плацебо-контролируемого исследования».

3. Как два предложения, составляющие заголовок и подзаголовок: «Лечение застойной сердечной недостаточности метопрололом (заголовок). Многоцентровое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование (подзаголовок)».

Последний способ может быть неприемлем для некоторых журналов. Второй способ предпочтителен по двум причинам. Во-первых, он короче. Во-вторых, сделан акцент на новом способе лечения — это привлекает больше внимания.

Обратите внимание, что структура (дизайн) исследования отражена в названии. В клинических работах упоминание структуры исследования помогает читателю сориентироваться в уровне доказательности содержащихся в работе данных. Слово «рандомизированное» всегда следует выносить в название, если этот процесс применялся для разделения участников на группы. Такие исследования особенно ценны, поэтому вынесение термина в заглавие облегчает нахождение статьи в библиографических базах данных.

Иногда в название можно внести дополнение, уточняющее определенные условия проведения исследования или группу больных, например:

«Лечение застойной сердечной недостаточности метопрололом в амбулаторных условиях» или «…у больных старше 75 лет».

Это особенно оправдано, когда хорошо известные методы диагностики или лечения применяются в малоизученных популяциях или необычных условиях.

Название должно:

— быть понятным, простым и кратким — не более 10—12 слов (чем короче, тем лучше);

— точно отражать содержание статьи;

— не должно содержать аббревиатур, кроме самых общепринятых: ДНК, ЭКГ, СПИД. Допустимы такие символы как рН, °С. Допустимы аббревиатуры, заменяющие длинное наименование, состоящие из нескольких терминов, как, например, режимы химиотерапии (ВАМП, МОПП);

— не должно быть декларативным, т.е. не должно содержать результатов или выводов исследования;

— начинаться с предмета исследования, но не сообщать о его результатах и выводах;

— начинаться с ключевого слова и содержать основные ключевые слова;

— желательно упомянуть структуру исследования. Если же контролируемое исследование было рандомизированным, это обязательно следует указать;

— если проводилось не на человеке, следует привести название вида животных или других организмов.

Названия часто содержат лишние слова. При сокращении подчас получаются нескладные трудночитаемые цепочки существительных в родительном падеже. Нужно стараться, чтобы существительных в родительном падеже было не больше 2—3 подряд.

В названии следует избегать употребления слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки, например:

— к вопросу о…

— изучение

— определение

— результаты

— предварительные данные по...

Название редакционной статьи или лекции может быть менее традиционным и не столь скучным, как у оригинальных работ. Здесь вполне уместно позаимствовать некоторые журналистские приемы для сочинения бросающихся в глаза и интригующих названий.

Например: «β-блокаторы — новое слово в лечении застойной сердечной недостаточности». Или еще сенсационнее: «β-блокаторы: спасательный круг для миллионов больных сердечной недостаточностью?»

Перечисление авторов

Единые требования к рукописям, представляемым в биомедицинские журналы, содержат следующие рекомендации по подготовке этого раздела.

Право называться автором должно основываться на: 1) значительном вкладе в концепцию и структуру исследования или в анализ и интерпретацию данных; 2) написании текста статьи или внесении в него принципиальных изменений; 3) одобрении окончательной версии, которая сдается в печать. Все три условия должны быть соблюдены.

При проведении многоцентровых исследований, которые выполняются коллективом авторов, последние должны избрать из своей среды лиц, которые будут нести прямую ответственность за данные, приведенные в статье.

В случае представления в редакцию рукописи, написанной коллективом авторов, отвечающий за переписку с редакцией журнала автор должен четко указать порядок перечисления авторов, а также всех авторов поименно и название рабочей группы.

Участие, заключающееся только в обеспечении финансирования или получении материала в исследовании, представляемом в статье, не оправдывает включения в состав авторской группы. Общее руководство исследовательским коллективом также не признается достаточным для авторства.

Каждый автор должен принимать в работе участие, достаточное для того, чтобы принять на себя ответственность за часть опубликованного материала.

Порядок, в котором будут указаны авторы, определяется их совместным решением, по поводу чего авторы должны быть готовы дать надлежащие разъяснения.

Реферат

Реферат (резюме) — краткое изложение основных положений статьи. Большинство журналов накладывают ограничения на объем реферата, чаще всего — не более 250 слов. Многие современные журналы требуют готовить структурированный реферат. Он наиболее информативен, поскольку повторяет структуру статьи и в нем отражены все ее разделы. Написание такого реферата может потребовать много времени и сил у начинающего автора. Но эти усилия оправданы. Во-первых, большинство читателей прочитывают только этот раздел, и лишь немногие знакомятся с ней полностью. Во-вторых, реферат как составная часть мета-данных статьи попадает во все реферативные базы данных и поисковые системы, где индексируется журнал, опубликовавший статью. Тщательно написанный и информативный реферат имеет шанс привлечь намного большую аудиторию, чем число читателей (подписчиков) журнала, а статьи с таким рефератом чаще упоминаются и цитируются в работах других авторов.

Введение

Основной смысл введения — объяснить читателю, зачем была предпринята работа. Во введении следует представить краткое видение проблемы. Введение призвано ответить на такие вопросы: почему важна рассматриваемая проблема, что уже известно и сделано, и какой вклад должна внести данная работа.

Приступая к написанию введения, следует помнить о выводах, которые вы собираетесь сделать в конце статьи. Это придает логическую стройность работе. Очень плохое впечатление производят статьи, в которых во введении провозглашаются одни цели, а в обсуждении и выводах авторы забывают о них, или они отходят на второй план. Начинающим авторам бывает полезно после завершения работы еще раз взвесить, а к той ли статье написано введение?

Самые насущные вопросы диктуются клинической практикой. Например, статья может начинаться так: «Мы обратили внимание, что ни один из наблюдаемых в нашей клинике пациентов с циррозом печени никогда не злоупотреблял кальвадосом. В медицинской литературе мы не нашли сведений о влиянии этого напитка на функцию печени. Настоящее исследование предпринято с целью проверки нашей гипотезы о гепатопротекторном действии кальвадоса».

Однако значительно чаще статьи базируются на проведенных научных исследованиях.

Из введения должно стать понятно, что содержится нового в статье. Никому не интересно читать хорошо известные факты. Например: «Мнения различных исследователей относительно взаимодействия алкоголя и местноанестезирующих средств разделились. В одних работах было показано, что алкоголь потенцирует действие местных анестетиков [1—4], другие исследователи приходили к прямо противоположным выводам [5—9]. В этой статье мы приводим результаты собственных наблюдений».

Гораздо лучше такой вариант: «Предшествующие исследования взаимодействия алкоголя и местных анестетиков дали противоречивые результаты [1—3]. Эти исследования были небольшими по объему и методологически несовершенными. Мы предприняли попытку изучить этот вопрос на большой и достаточно разнородной группе пациентов с применением слепого метода оценки результатов».

Во введении следует продемонстрировать знакомство с контекстом изучаемой проблемы, процитировав ключевые исследования. В большинстве случаев достаточно привести 2—4 ключевые публикации по проблеме. Более обстоятельно остановиться на особенностях, достоинствах и недостатках своего и исследований других авторов следует в разделе «обсуждение». Распространенная ошибка — обилие ненужных ссылок. Это связано с искушением блеснуть эрудицией и привести полностью все известные источники. Например: «Связь курения сигарет и рака легких доказана в большом количестве исследований [1—20]».

Обилие литературных ссылок — не признак учености, а наоборот, неуверенности в знаниях. Умение выделить ключевые и самые необходимые для данной работы ссылки — признак научной зрелости автора.

Важнейшее свойство хорошего введения — его краткость; чаще всего не более 150—200 слов.

Демонстрируя знакомство с контекстом проблемы, во введении следует избегать фраз типа: «в доступной нам литературе не встретилось…». Лучше прямо написать, какая именно литература была доступна: может быть это монографии 5—10-летней давности? Но самое лучшее — указать, где и как проводился поиск информации, например: «Поиск в базе данных MEDLINE с 1978 по 2000 г. по ключевым словам…».

Убеждая читателей в значимости своей работы, следует соблюдать чувство меры и избегать ритуальных фраз, типа «ИБС является одной из ведущих причин заболеваемости и смертности в промышленно развитых странах». Эти общие фразы абсолютно не информативны. Даже в советские времена, когда ритуальные действия поощрялись обществом, статьи, начинающиеся фразой «В соответствии с решениями Апрельского пленума ЦК КПСС…», не имели решающих преимуществ при публикации.

Не следует начинать издалека. Читатели специализированного журнала как минимум закончили медицинский вуз и читали медицинские учебники, поэтому фраза «кровь имеет важнейшее значение для обеспечения гомеостаза» неуместна в научных публикациях.

В последние годы стало модным обосновывать значимость проблемы зарубежными эпидемиологическими данными. Например: «Смертность от сердечной недостаточности в США составляет 30% в год». Следует попытаться найти отечественные данные, а если их нет или они ненадежны, так и указать. Например, приведя зарубежные эпидемиологические данные, дополнить: «Надежных данных о заболеваемости в целом по России нет, но в Ивановской области она составляет…[1]». Или «Нам не удалось найти аналогичной статистики для России, но по отдельным сообщениям [4—6], заболеваемость составляет 30—60 случаев на 100 000 населения в год». Если просто, без комментариев привести зарубежные эпидемиологические данные, у читателя может возникнуть ощущение, что масштабы проблемы сходны и в нашей стране. А это может быть очень неточным допущением.

Закончить введение лучше всего одной-двумя фразами с описанием цели или основных гипотез исследования и особенностей избранной методики или структуры исследования.

Методы исследования («Материал и методы») и результаты

Важнейший критерий истинности в науке — воспроизводимость наблюдений и экспериментов. Чтобы это стало возможным, любая статья, претендующая на публикацию в научном журнале, должна содержать достаточно детализированное описание результатов исследования и методов (условий), с помощью которых эти результаты были получены. Для того, чтобы убедительно описать методы и результаты, авторы должны быть знакомы с методологией научных исследований. Применительно к медицине, эта методология изложена в руководствах по клинической эпидемиологии и биостатистике [13—16]. Эти дисциплины не входят в стандартный курс медицинских вузов, поэтому предполагается, что авторы должны изучить их самостоятельно, прежде чем приступить к планированию и выполнению собственных исследований.

Структура и последовательность изложения материалов для написания этих разделов достаточно подробно описаны в уже упоминавшихся общедоступных документах [1]. Самые общие и краткие рекомендации по оформлению методов и результатов исследования изложены в Единых требованиях к рукописям, представляемым в биомедицинские журналы.

Методы

Данный раздел должен включать только те методы, которые планировалось использовать во время составления плана или протокола исследования. Всю дополнительную информацию, полученную в процессе проведения исследования, следует отнести в раздел «Результаты».

Отбор и описание участников исследования

Ясно и подробно следует описать, каким образом отбирались больные или лабораторные животные для наблюдений и экспериментов (в том числе в контрольные группы), включая критерии отбора и исключения. Укажите также популяцию, из которой производился отбор больных. Ввиду того, что значимость таких переменных, как возраст и пол объекта исследования, не всегда точно определена, необходимо объяснить, почему именно они были использованы для отбора участников. Например, почему в исследование были включены только лица определенной возрастной группы или исключены женщины. В основе отбора участников должно лежать ясное понимание того, как и почему исследование должно проводиться именно по этому пути.

Опишите, в каких условиях проводилось исследование: в условиях городской поликлиники или консультативной поликлиники национального специализированного центра, на улицах города или в школе.

Техническая информация

Опишите методы, аппаратуру (в скобках укажите производителя) и процедуры в деталях, достаточных для того, чтобы другие исследователи могли воспроизвести результаты исследования. Приведите ссылки на общепринятые методы, включая статистические (см. ниже); дайте краткое и ссылки на подробное описание уже опубликованных, но еще недостаточно известных методов; опишите новые и существенно модифицированные методы, обоснуйте их использование и оцените их ограничения.

Точно укажите все использованные лекарственные препараты и химические вещества, включая их международное название, дозы и пути введения. Авторы, представляющие обзоры литературы, должны включить в них раздел, в котором описываются методы, используемые для нахождения, отбора, получения информации и синтеза данных. Эти методы также должны быть приведены в резюме.

Будьте готовы к тому, что редакция журнала может попросить доступ к исходным данным вашего исследования, чтобы рецензенты могли убедиться в правильности анализа. У достойного исследователя исходные материалы исследования хранятся неограниченное время.

Статистика

Описывайте статистические методы настолько детально, чтобы грамотный читатель, имеющий доступ к исходным данным, мог проверить полученные Вами результаты. По возможности, подвергайте полученные данные количественной оценке и представляйте их с соответствующими показателями ошибок измерения и неопределенности (такими как доверительные интервалы). Не следует полагаться исключительно на статистическую проверку гипотез, например на использование значений р, которые не отражают всей полноты информации о размере эффекта. При описании структуры исследования и статистических методов ссылки должны приводиться по возможности на известные руководства и учебники (с указанием страниц). Дайте определения статистическим терминам, сокращениям и большей части символов. Укажите, какие компьютерные программы, доступные для широкого пользователя, применялись в Вашей работе. В случае использования нестандартного программного обеспечения опишите особенности его алгоритмов и дайте ссылки на более подробные публикации.

Результаты

Представляйте свои результаты в тексте, таблицах и на рисунках в логической последовательности. Не повторяйте в тексте все данные из таблиц или рисунков; выделяйте или суммируйте только важные наблюдения. Избыточные или дополнительные материалы, а также технические детали можно поместить в раздел «Приложения», в котором они будут доступными, однако не станут мешать плавному повествованию статьи. Кроме того, такая информация может быть опубликована только в электронной версии журнала.

Суммируя количественные данные в разделе «Результаты», необходимо приводить не только относительные (например, проценты), но и абсолютные их значения, а также указывать, какие статистические методы были использованы для их анализа. Ограничьтесь теми таблицами и рисунками, которые необходимы для подтверждения основных аргументов статьи и для оценки степени их обоснованности. Используйте графики в качестве альтернативы таблицам с большим числом данных; не дублируйте материал в графиках и в таблицах. Избегайте употребления статистических терминов, таких как «рандомизированный» (что означает случайный способ отбора), «значимый», «корреляции» и «выборка», для обозначения нестатистических понятий.

Обсуждение

Времена, когда результаты научных исследований говорили сами за себя, уже давно прошли. Интерпретация полученных результатов стала ключевой частью исследовательской работы, поскольку ученые сегодня имеют дело уже не с самоочевидными фактами, а с вероятностными событиями.

Раздел обсуждения предназначен для авторской интерпретации полученных результатов. Любая человеческая деятельность, в том числе научная, связана с набором индивидуальных и групповых ценностей, а также явных и неявных предположений. Анализ полученных данных в контексте имеющихся знаний с учетом собственных ценностей и предположений — это и есть авторская интерпретация. Навыки убедительного обсуждения научных результатов — это большое искусство, которое приобретается с опытом. Знакомство с риторикой, логикой и аргументацией — ценное подспорье в формировании этого опыта. Камень преткновения даже для опытных ученых — собственные до конца неосознанные ценности и предположения. Как утверждал американский ученый Чарльз Пирс, «смысл науки состоит в изучении собственных предположений».

Вот несколько общих советов для начинающих авторов:

1. Начните раздел с обсуждения самых важных результатов, а именно с новизны информации, полученной в исследовании. Например, можно начать с фразы «Мы обнаружили, что...», а затем, указав на основной результат, объяснить его важность.

2. Обсуждение должно отвечать на вопрос «Как полученные данные могут быть использованы на практике?» и не дублировать раздел результатов.

3. Сфокусируйте обсуждение на сопоставлении собственных и данных литературы с точки зрения новизны и оригинальности своей работы. Если данные литературы многочисленны, очень привлекательным может быть систематическое их обобщение в виде графика или таблицы для более наглядного сопоставления с полученными вами данными.

4. Пытайтесь предвидеть возможные критические замечания. Для этого укажите на уязвимые места в своей работе (например, методологические) и объясните, почему, несмотря на известные самим авторам недостатки, полученные данные должны внушать доверие.

5. Укажите на преимущества полученных вами результатов по сравнению с полученными до сих пор.

6. Рассмотрите альтернативные способы объяснения полученных результатов и обоснуйте, почему они менее убедительны, чем ваша основная интерпретация.

Выводы (заключение)

Статью следует завершать выводами, но не обязательно выносить их в отдельный раздел. Основное правило: выводы должны основываться на полученных результатах и не содержать необоснованных спекуляций. Содержание этого раздела должно быть увязано с целями и задачами, заявленными во вступительной части статьи — только в этом случае публикация приобретет целостность и убедительность.

В некоторых журналах практикуют — по примеру Британского медицинского журнала — публикацию небольшой таблички с перечислением того, что а) было известно до данного исследования и б) что добавляет данное исследование к нашим знаниям. Даже если журнал не требует такой таблицы, подумайте над этими вопросами.

Литература

Этот раздел — обязательный элемент научной публикации оригинального исследования. При его оформлении следует придерживаться правил, которые публикуются в каждом научном журнале. Для придания стилевого единообразия в разных журналах отдается предпочтение одному из двух подходов. Первый подход заключается в формировании списка опубликованных работ в порядке их первого упоминания в тексте статьи, второй — в алфавитном порядке фамилий авторов. Солидные журналы очень серьезно относятся к стилевому оформлению пристатейных ссылок, поэтому несоответствие принятым требованиям часто приводит к возвращению рукописи авторам для доработки.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail