Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Логинов В.А.

Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Значение деятельности Михаила Никифоровича Никифорова (1858-1915) для Московского университета (к 155-летию со дня рождения)

Авторы:

Логинов В.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2013;75(6): 59‑61

Просмотров: 632

Загрузок: 8


Как цитировать:

Логинов В.А. Значение деятельности Михаила Никифоровича Никифорова (1858-1915) для Московского университета (к 155-летию со дня рождения). Архив патологии. 2013;75(6):59‑61.
Loginov VA. The significance of Mikhail Nikiforovich Nikiforov's activities (1858-1915) for Moscow University (on the occasion of the 155th anniversary of his birth). Russian Journal of Archive of Pathology. 2013;75(6):59‑61. (In Russ.)

Михаил Никифорович Никифоров родился 23 октября 1858 г. в семье московских мещан. После окончания с серебряной медалью Третьей Московской гимназии (1878) он поступает на медицинский факультет Императорского московского университета (ИМУ) [1].

Любопытно, что годом позже на тот же факультет поступает молодой Антон Чехов. Вполне возможно, что студенческие пути впоследствии знаменитого писателя и будущего известного ученого в области патологической анатомии неоднократно пересекались.

В 1883 г. Михаил Никифорович заканчивает обучение на медицинском факультете с отличием и получает степень лекаря и звание уездного врача. С декабря 1885 г. М.Н. Никифоров — помощник прозектора при кафедре патологической анатомии [2]. В этот период судьба сводит его с Иваном Федоровичем Клейном, руководителем курса патологической анатомии в ИМУ и организатором медицинского образования, бывшим (1878—1880) и будущим (1888—1906) деканом медицинского факультета [3]. И.Ф. Клейн становится учителем, единомышленником и соратником М.Н. Никифорова на многие годы. Совместная работа двух выдающихся университетских ученых позволила создать крупную и самобытную отечественную научную школу, представителями которой были В.И. Кедровский, Е.И. Марциновский, М.М. Покровский, Д.П. Кишенский, К.В. Власов, В.С. Девицкий, М.А. Скворцов [4].

Сразу после своего появления на кафедре патологической анатомии медицинского факультета ИМУ М.Н. Никифоров активно включился в работу по реформированию системы преподавания и под руководством профессора И.Ф. Клейна начал собирать коллекцию демонстрационных материалов. Впоследствии (1896) коллекция Никифорова, составлявшая уже почти 4000 экземпляров и включавшая множество уникальных для того времени фотографических материалов, вызовет возгласы восторга, восхищения и даже зависти у многих светил мировой медицинской науки, прибывших в Москву на XII Международный съезд врачей [5].

Несколько десятилетий своей недолгой жизни Михаил Никифорович посвятил собиранию и систематизации демонстрационных патологоанатомических препаратов. На основе коллекции им был создан атлас (1895) и первый отечественный учебник по специальности «Основы патологической анатомии» (1885). До 1931 г. этот востребованный учебник выдержал 9 изданий, т.е. переиздавался в среднем каждые 4 года. Хорошим дополнением к учебнику стала и книга «Микроскопическая техника» (8-е издание вышло в 1919 г.) [6, 7]. Кроме того, лучшие лекции профессора М.Н. Никифорова были изданы Московским университетом отдельным тиражом [8]. Все его монографии долгое время были настольными книгами прозекторов и патологоанатомов не только в России, но и за рубежом.

В 1886 г. М.Н. Никифоров организует преподавание «демонстрационного курса бактериологии» для санитарных врачей [9]. В мае 1887 г. М.Н. Никифоров был утвержден в степени доктора медицины после успешной защиты в Московском университете диссертации «О патолого-анатомических изменениях селезенки при возвратной горячке» [10]. В докторской работе М.Н. Никифорову впервые удалось досконально описать гистогенез некрозов селезенки при возвратном тифе. В 1888 г., будучи деканом, И.Ф. Клейн оставляет должность прозектора при Старо-Екатерининской больнице. Его преемником на этом посту становится М.Н. Никифоров. Параллельно он выполняет большую методическую работу для организации преподавания патологической анатомии на кафедре медицинского факультета ИМУ [9].

Для совершенствования знаний в области патологоанатомии в 1887—1889 гг. М.Н. Никифоров несколько раз командируется администрацией ИМУ в Германию [2]. Основное место работы молодого доктора за границей — Фрейбург, лаборатория Э. Циглера, однако в ходе поездок ему удается подробно познакомиться в первоисточниках и с деятельностью научных звезд того времени Р. Вирхова, П. Эрлиха [2, 4, 5, 9]. По возвращении в Россию Михаил Никифорович активно внедряет достижения немецких коллег в преподавательский процесс на медицинском факультете ИМУ. В 1887 г. Никифоров разрабатывает оригинальный способ окраски спирохет в мазках крови. В следующем году он предлагает оптимальный состав смеси для фиксации мазков («смесь Никифорова»). Оба нововведения сразу же находят свое место в арсенале патологоанатомических методов. Использование оригинальных методик позволило М.Н. Никифорову окрасить возбудителей возвратного тифа прямо в ткани селезенки человека. До него лишь Роберту Коху удавалось это сделать в тканях органов обезьяны [4, 5].

Свойственный любому большому ученому здоровый скептицизм заставлял Михаила Никифоровича самостоятельно проверять многие выводы своих коллег. Так, в 1890 г., изучив строение и развитие грануляционной ткани, он опровергает теорию Э. Циглера об участии лейкоцитов в ее образовании. В это же время профессор М.Н. Никифоров первым в мировой практике дает описание гистогенеза хорионэпителиомы, где доказывает несостоятельность связи развития этой опухоли со злокачественной децидуомой [4]. В 1890 г. М.Н. Никифоров успешно завершает разработку метода культивирования анаэробных микроорганизмов «в висячей капле», опережая на три года аналогичные исследования П. Вейса [4, 9]. Данный метод также быстро занимает ведущее место в арсенале распространенных аналитических медицинских технологий на несколько десятилетий.

В 1906 г. профессор И.Ф. Клейн, учитель Михаила Никифоровича, уходит на пенсию [3], полностью передав руководство кафедрой своему молодому единомышленнику. В отчете Императорского московского университета за 1913 г. (май месяц) можно прочитать следующий текст: «Совет университета постановил ходатайствовать пред министерством народного просвещения об учреждении при Московском университете Общества московских патологоанатомов» [11]. Необходимо отметить, что время для принятия такого решения было отнюдь не благоприятное. Ректор университета, историк М.К. Любавский, вынужден был выполнять свои обязанности в непростой общественно-политической атмосфере, революционная ситуация назревала, грозя разразиться беспощадным и кровавым бунтом и разрушить устои старого общества. Во многих своих докладах ректор ИМУ в тот период не уставал повторять: «В руину превращается быстро старый университет» [12, 13].

Правительство, решавшее свои узкие политические задачи, совсем оставило свои заботы о Московском университете и принимало лишь меры для изоляции студенчества от участия в политической жизни страны [12]. Ректор М.К. Любавский вынужден был проводить в жизнь многие непопулярные среди студенчества и части профессуры административные меры [12, 13]. Но даже в столь тяжелое для научной жизни время создавалось и новое для университетского образования, развивались и упорядочивались фундаментальные исследования, конечно, с учетом традиций, сложившихся в Московском университете за столетия существования. Так, например, организуется празднование 200-летней годовщины со дня рождения М.В. Ломоносова. Тогда же представительная делегация Московского университета участвует в церемонии открытия Музея изящных искусств им. Александра III, в организацию которого внесли свою лепту многие профессора ИМУ. Большое значение для развития практической медицинской науки и естественного образования в Московском университете также сыграло открытие в Гигиеническом институте на Девичьем поле отделения лучевого лечения [14].

Таким образом, несмотря на сложность общероссийской ситуации в тот период существования ИМУ, администрацией поддерживались и развивались самые передовые научные подходы. Решение такой задачи было по силам только личностям, обладавшим значительным авторитетом в структуре передового учебно-научного учреждения России. Одним из решений ректора М.К. Любавского по укреплению фундаментального направления развития Московского университета было назначение в марте 1913 г. проректором М.Н. Никифорова, вся жизнь и деятельность которого были неразрывно связаны с медицинским факультетом ИМУ. И, конечно же, упомянутое выше ходатайство Совета университета об организации Общества московских патологоанатомов было подготовлено и принято с участием нового проректора, известного патологоанатома, выдающегося бактериолога, экстраординарного (1894), ординарного (1901) профессора медицинского факультета ИМУ. Михаил Никифорович Никифоров становится первым председателем Общества московских патологоанатомов (1914—1915).

Будучи недолго проректором, профессор М.Н. Никифоров принял решение о восстановлении торжественного университетского акта: празднования дня студенчества в Татьянин день [12, 13]. Это традиционное университетское мероприятие обычно состояло из следующих частей: богослужение, произнесение речей научного содержания, подведение итогов прошедшего года и награждения. В течение нескольких лет мероприятия в этот день не проводились. Причинами были революционные события, внутренние неурядицы и кризис 1911 г., когда несколько известных профессоров, выражая свое несогласие с политикой администрации ИМУ, подали в отставку. Во время заседания Совета университета предложение восстановить торжественный акт вызвало жаркие дебаты [12]. Часть членов совета утверждали, что университет все еще находится в кризисных условиях, что велики в итоге его служения науке и отечеству понесенные им от этого разгрома жертвы, что сейчас не время. Однако ректорату удалось настоять на своей точке зрения. Решающим стал аргумент о том, что процедура празднования Татьянина дня является, по своей сути, ежегодным отчетом вуза о проделанной работе, поэтому большинство членов совета проголосовали за восстановление торжественного мероприятия.

С началом первой мировой войны университет вынужден был перестраиваться, учитывая сложное военное время. В этот трудный для всей страны период огромный преподавательский и организаторский опыт профессора М.Н. Никифорова, заведующего кафедрой патологической анатомии, выпускника медицинского факультета ИМУ очень пригодился. Так, уже через две недели после начала войны Совет Московского университета принимает решение об изменении учебных планов с целью сократить время подготовки врачей с 5 до 3—4 лет [12]. Прямо со студенческой скамьи выпускники-медики ИМУ уходили на фронт. Многие профессора Московского университета в это время читали публичные лекции, все сборы от которых шли в пользу полевых госпиталей.

Увы, время не дало проректору в полной мере применить свои умения и знания для развития университетского образования, в 1915 г. действительный статский советник, профессор ИМУ Михаил Никифорович Никифоров скончался. Но за свою короткую, но очень насыщенную жизнь он сумел сделать для отечественной патологической анатомии, бактериологии и медицинского образования столько, что приобрел значительный авторитет в университетских кругах того времени. Да и в современном медицинском сообществе словосочетания «окраска по Никифорову» и «смесь Никифорова» знакомы любому грамотному специалисту.

Профессор М.Н. Никифоров прожил очень яркую жизнь, вся его деятельность была неразрывно связана с Московским университетом, где известный ученый и педагог прошел путь от студента до заведующего кафедрой и проректора. В 1911 г. в ИМУ был торжественно отмечен 25-летний юбилей научной деятельности профессора М.Н. Никифорова, к которому был издан юбилейный сборник статей [15, 16]. До своих последних дней в июне 1915 г. профессор М.Н. Никифоров успешно совмещал должности директора Анатомо-патологического института на Девичьем поле (с 1897 г.), заведующего кафедрой медицинского факультета (с 1906 г.) и проректора ИМУ (с 1913 г.).

Деятельность Михаила Никифоровича Никифорова, одного из ярких представителей плеяды российских медиков конца XIX — начала XX века, позволила укрепить научный престиж и сохранить структурно-организационную целостность Московского университета как ведущего вуза России в сложной социально-политической ситуации предоктябрьской эпохи.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.