Франк Г.А.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Кнопов М.Ш.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Тарануха В.К.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Академик М.А. Скворцов - один из основоположников патологической анатомии болезней детского возраста (к 140-летию со дня рождения)

Журнал: Архив патологии. 2016;78(5): 56-58

Просмотров : 66

Загрузок :

Как цитировать

Франк Г. А., Кнопов М. Ш., Тарануха В. К. Академик М.А. Скворцов - один из основоположников патологической анатомии болезней детского возраста (к 140-летию со дня рождения). Архив патологии. 2016;78(5):56-58. https://doi.org/10.17116/patol201678556-58

Авторы:

Франк Г.А.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Все авторы (3)

История бережно хранит имена выдающихся деятелей науки, с жизнью и деятельностью которых связано становление и развитие целой отрасли знаний. Сегодня следует с благодарностью вспомнить тех, кто находился у истоков отечественной патологической анатомии болезней детского возраста, кто закладывал фундамент сегодняшних ее успехов. В их числе ведущее место принадлежит одному из основоположников и организаторов этой отрасли медицины, выдающемуся российскому ученому, талантливому организатору здравоохранения, известному общественному деятелю, замечательному педагогу, академику АМН СССР, заслуженному деятелю науки РСФСР, лауреату Государственной премии СССР профессору Михаилу Александровичу Скворцову. В медицине он прошел большой и славный путь от земского врача и прозектора городской больницы до действительного члена АМН СССР.

М.А. Скворцов родился 3 октября 1876 г. в Москве. В 1899 г. окончил медицинский факультет Московского университета и с этого времени работал земским врачом в Калужской губернии. С 1902 по 1911 г. по приглашению профессора М.Н. Никифорова работал ассистентом кафедры патологической анатомии Московского университета. Своим учителем М.А. Скворцов считал М.Н. Никифорова, который по его словам «высоко нес знамя патологической анатомии». Большое влияние на него оказал и А.И. Абрикосов - человек энциклопедических знаний, обладавший редким даром систематизации и необычайным трудолюбием. Дружеские отношения с ним М.А. Скворцов поддерживал всю жизнь. Михаил Александрович высоко ценил и оригинальный талант своего младшего современника И.В. Давыдовского. Однако было бы неправильно думать, что М.А. Скворцов как ученый сформировался только в результате общения с представителями московской школы патологоанатомов. Будучи студентом, он имел возможность слушать лекции знаменитого отечественного педиатра Н.Ф. Филатова, с 1891 г. возглавлявшего первую самостоятельную кафедру детских болезней медицинского факультета Московского университета. Ближайшие ученики Н.Ф. Филатова - Г.Н. Сперанский и В.И. Молчанов - были коллегами М.А. Скворцова по Московскому университету.

В 1911 г. профессор М.Н. Никифоров предложил Михаилу Александровичу место приват-доцента кафедры патологической анатомии Московского университета, но М.А. Скворцов отказался от предложенной ему должности и, оставив работу на кафедре, стал прозектором московской Морозовской детской больницы, где трудился с 1911 по 1946 г. Работа М.А. Скворцова в прозектуре упомянутой больницы сыграла большую роль в его жизни, послужив основой для разработки и создания учения о детской патологии. Именно в прозектуре больницы Михаил Александрович в течение многих лет накапливал богатейший опыт в области патологической анатомии детских болезней, умело сочетая его с широкой эрудицией общего патологоанатома. Здесь он написал свою уникальную монографию «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста».

На базе этой больницы Михаил Александрович создал богатейший музей макроскопических препаратов, относящихся к различным областям патологии детского возраста (инфекционные болезни, врожденные пороки, опухоли, болезни крови и др.). Здесь же им была создана богатая коллекция микропрепаратов. Музей насчитывал 1500 макропрепаратов и 15 000 микропрепаратов.

Одновременно с 1942 по 1947 г. М.А. Скворцов был профессором кафедры патологической анатомии 1-го Московского медицинского института и заведующим лабораторией патологической анатомии детских болезней Института нормальной и патологической морфологии (1942-1952). С 1952 по 1959 г. он руководил лабораторией патологической анатомии детского возраста Института педиатрии АМН СССР, а с 1959 по 1961 г. - отделом патоморфологии заболеваний детского возраста того же института.

Перу М.А. Скворцова принадлежит более 100 научных работ. Заслуживают особого упоминания следующие: «Очерк патологической анатомии детских инфекционных болезней» (1925), «Патологическая анатомия костного и суставного туберкулеза» (1928), «Гистоморфология ревматического миокардита и ее клиническое значение» (1938), «О сосудистых заболеваниях военного времени» (1943), «Морфология и патогенез пупочного сепсиса» (1945), «Патологоанатомические изменения тканей в месте инъекции раствора сульфидина по Планельсу» (1945), «Патологическая анатомия важнейших заболеваний детского возраста» (5-е изд., 1960), был редактором и автором ряда глав 3-го тома «Многотомного руководства по патологической анатомии» (1960) и др.

В начале своей научной деятельности Михаил Александрович систематизировал обширные материалы по основным инфекционным заболеваниям у детей, выпустив в свет книгу «Очерк патологической анатомии детских инфекционных болезней» (1925). В этой книге автор отступил от общепринятого в то время органного изложения изменений и дал яркое и четкое описание патологической анатомии отдельных инфекций: кори, скарлатины, дифтерии и дизентерии. Следует подчеркнуть, что при изложении патологической анатомии этих инфекций автор акцентировал внимание на изменения реактивности ребенка, в частности стойкое снижение ее при кори, скарлатине (нефрит), дифтерии и дизентерии (гипертоксические формы). Проблема изменений реактивности и аллергии у детей интересовала М.А. Скворцова в течение всей жизни и получила дальнейшее развитие в работах его учеников. Его описания патологической анатомии инфекционных болезней у детей стали классическими и вошли в учебные руководства.

Наибольшее научное значение имеет неоднократно переиздававшаяся монография М.А. Скворцова «Патологическая анатомия важнейших заболеваний детского возраста» (1933, 1935, 1938, 1946, 1960). В ней впервые дана патологоанатомическая характеристика детских болезней по нозологическому принципу. При каждом переиздании Михаил Александрович тщательно перерабатывал ее, дополняя новыми оригинальными главами. В 1960 г. дополненная новыми данными монография вышла как 3-й том «Многотомного руководства по патологической анатомии». Многие из глав этой книги не утратили своего значения и в настоящее время, например учение М.А. Скворцова об особенностях ревматизма в детском возрасте, вопросы морфологии пупочного сепсиса, менингококкового менингита, осложненной кори и коклюша и др. Он дал первое развернутое описание ревматического панкардита с встречающимся у детей экссудативным компонентом, описал морфологию септицемии и интерстициальной пневмонии у детей, разработал основы морфологического диагноза пилоростеноза и пилороспазма.

Исследованиям Михаила Александровича по морфологии ревматизма, в которых четко разграничены экссудативные и гранулематозные проявления этого заболевания, была присуждена первая премия Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом. В этой работе М.А. Скворцов показал, что экссудативный компонент ревматического поражения сердца играет существенную роль в декомпенсации миокарда.

Исследования М.А. Скворцова всегда были посвящены актуальным вопросам патологической анатомии детского возраста, разработка которых могла принести пользу клинической педиатрии и вооружить врачей-педиатров теоретическими знаниями. Им изучались наиболее важные формы пороков развития. Особо следует отметить работы о патогенезе пилоростеноза, подтвердившие необходимость хирургического вмешательства при этом заболевании. Михаил Александрович живо интересовался вопросами эмбриологии и тератологии, считая их особенно важными для детской патологии. Учитывая интересы клиницистов-педиатров, М.А. Скворцов в работе, посвященной дифтерии, уделил особое внимание морфологическим изменениям, развитие которых связано с интубацией и трахеотомией, с возможными осложнениями этих манипуляций. Большое значение имели наблюдения Михаила Александровича о пупочном сепсисе, в которых даны сведения по этиологии, патогенезу и патологической анатомии этого заболевания детей первых недель и первых месяцев жизни.

За работу «Патологическая анатомия костного и суставного туберкулеза» (совместно с Т.П. Краснобаевым) М.А. Скворцову была присуждена Государственная премия СССР.

Нельзя не отметить прекрасных выступлений и лекций Михаила Александровича, всегда насыщенных фактическим материалом, отличающихся глубокой обоснованностью выводов, отсутствием какого-либо схематизма, постоянной практической направленностью. Его книги, написанные на высоком теоретическом уровне, характеризуются доступностью изложения сложных и спорных вопросов патогенеза детских заболеваний, проникнуты заботой об интересах врача-педиатра.

Клинико-анатомическое направление деятельности М.А. Скворцова привлекало внимание врачей всех специальностей, чему способствовали также прекрасные ораторские способности, доброжелательное отношение к людям, простота и доступность. Под его руководством выполнено более 250 научных работ, среди них много кандидатских и докторских диссертаций. Им создана школа детских патологоанатомов, продолжавших основное направление творчества Михаила Александровича. Учениками М.А. Скворцова были А.П. Авцын, В.М. Афанасьева, Б.С. Гусман, Т.Е. Ивановская, Е.Н. Тер-Григорова и др.

В статье, посвященной 100-летию со дня рождения академика АМН СССР М.А. Скворцова, его ученики писали: «… Требовательность к себе, сознание своего долга, трудолюбие и чувство ответственности были развиты у Михаила Александровича чрезвычайно сильно. Везде, где он работал, - прозектуре больницы, лаборатории Института морфологии человека АМН СССР или на кафедре патологической анатомии 1-го Московского медицинского института - всегда царила атмосфера четкого трудового ритма. Михаил Александрович сочетал доверие к коллективу с высокой требовательностью. Он постоянно проверял работу своих сотрудников (протоколы, мазки, записи при микроскопии) и глубоко переживал, если обнаруживал небрежность. Он требовал четких формулировок при трактовке материла и заставлял постоянно пересматривать спорные положения. Его любимое изречение - «надо уметь сомневаться». Несмотря на занятость, Михаил Александрович всегда находил время для каждого, кто к нему обращался. Это был чуткий и отзывчивый человек, каждый мечтал работать с ним, присутствовать на проводимых им исследованиях, лекциях и конференциях. Михаил Александрович щедро делился своими знаниями с сотрудниками. Работающие с Михаилом Александровичем врачи и его многочисленные ученики испытывали большую радость от общения с ним. Среди его учеников были не только сотрудники лабораторий и прозектуры, но и десятки патологоанатомов и клиницистов, многочисленные практические врачи - педиатры, терапевты, хирурги. Большой ученый и высокоинтеллигентный, обаятельный человек Михаил Александрович Скворцов всегда будет жить в нашей памяти»​1​᠎.

М.А. Скворцов был человеком высокой культуры, огромной эрудиции не только в области медицины, но и в вопросах литературы, искусства, истории и языкознания. Он являлся членом правления Московского и Всесоюзного обществ патологоанатомов, на которых неоднократно выступал с программными докладами. Награжден орденами Ленина (двумя), Трудового Красного Знамени и медалями.

М.А. Скворцов умер 8 марта 1963 г.

Жизненный и творческий путь М.А. Скворцова - выдающегося ученого и патологоанатома высочайшей квалификации, известного общественного деятеля и замечательного педагога являет собой достойный пример высокой принципиальности и полной самоотдачи в служении отечественной науке.

1Архив патологии. - 1976. - Т.38. - № 8. - С.90.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail