Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Франк Г.А.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Кнопов М.Ш.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Тарануха В.К.

Филиал Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

К 90-летию Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования

Авторы:

Франк Г.А., Кнопов М.Ш., Тарануха В.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2020;82(4): 84‑87

Просмотров: 483

Загрузок: 13


Как цитировать:

Франк Г.А., Кнопов М.Ш., Тарануха В.К. К 90-летию Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Архив патологии. 2020;82(4):84‑87.
Frank GA, Knopov MSh, Taranukha VK. To the 90th anniversary of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education. Russian Journal of Archive of Pathology. 2020;82(4):84‑87. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20208204184

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рос­сий­ская ме­ди­цин­ская ака­де­мия неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния — ве­ду­щее об­ра­зо­ва­тель­ное уч­реж­де­ние стра­ны по под­го­тов­ке су­деб­но-ме­ди­цин­ских кад­ров (к 90-ле­тию со дня об­ра­зо­ва­ния ка­фед­ры су­деб­ной ме­ди­ци­ны). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):5-11

В сентябре 1930 г. на заседании Коллегии Народного комиссариата здравоохранения РСФСР был решен вопрос об организации в Москве института повышения квалификации врачей. В проекте решения коллегии были сформулированы основные задачи института: усовершенствование и специализация врачей, подготовка научных кадров и организаторов здравоохранения. Институт должен был стать головным, т.е. принять на себя руководство учебно-методической деятельностью всех институтов усовершенствования медицинских кадров и возглавить научные работы по данной проблеме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и приказом Наркомздрава РСФСР №792 от 1 декабря 1930 г. была организована Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, которая при своем создании получила наименование Государственный московский институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения, впоследствии (1931 г.) переименованный в Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУВ). Среди его создателей в первую очередь следует назвать наркома здравоохранения РСФСР (союзного наркомата тогда еще не было) Михаила Федоровича Владимирского. Его поддержка и помощь позволили профессорам Г.М. Данишевскому, В.Н. Розанову, В.Т. Талалаеву и Р.А. Лурия в кратчайший срок организовать новый важный для здравоохранения страны институт. Упомянутым приказом обязанности первого директора ЦИУВ были возложены на проф. Григория Михайловича Данишевского.

Первое организационное собрание профессоров института состоялось 20 декабря 1930 г. В числе других в этом собрании приняли участие известные ученые — основатели будущих кафедр института: М.И. Авербах (кафедра глазных болезней), М.П. Киреев (кафедра инфекционных болезней), Р.А. Лурия (первая терапевтическая кафедра), М.С. Маргулис (кафедра нервных болезней), В.Н. Розанов (кафедра хирургии), А.Н. Сысин (кафедра коммунальной гигиены), В.Т. Талалаев (кафедра патологической анатомии).

18 февраля 1931 г. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР утвердил устав института, согласно которому институт определялся как головное учреждение в государственной системе усовершенствования врачей.

Крупнейшие ученые-медики, составляющие гордость отечественной науки, отдавали свои знания и опыт делу усовершенствования и специализации врачей в стенах института. Здесь прежде всего следует упомянуть педагогов-академиков, ученых с мировым именем — это физиологи П.К. Анохин, В.В. Парин, патологоанатом А.И. Абрикосов, нейрохирург Н.Н. Бурденко, офтальмолог М.И. Авербах. В институте преподавали академики АМН СССР: хирурги С.С. Юдин, А.В. Вишневский и А.А. Вишневский, терапевты М.С. Вовси, Б.Е. Вотчал, И.А. Кассирский, А.Н. Крюков, микробиологи З.В. Ермольева, Л.А. Зильбер, гигиенист А.Н. Сысин, акушер-гинеколог М.С. Малиновский, травматолог Н.Н. Приоров, биохимик В.Н. Орехович, онколог А.И. Савицкий, педиатр Г.Н. Сперанский и многие другие.

Центральный институт усовершенствования врачей как любое учебное и научное заведение — это прежде всего люди. И говоря о становлении и развитии ЦИУВ, мы с глубокой признательностью и благодарностью вспоминаем их имена. Среди них такие талантливые руководители кафедральных коллективов, как профессоры А.А. Антоньев (кафедра дерматовенерологии), А.С. Белоусов (кафедра гастроэнтерологии), И.А. Карплюк (кафедра гигиены питания), Ю.Н. Касаткин (кафедра медицинской радиологии), К.Я. Оглезнев (кафедра нейрохирургии), В.Л. Маневич (2-я кафедра хирургии), Г.П. Шульцев (2-я кафедра терапии) и многие другие.

С первых дней в институте проводилась работа по формированию кафедр, созданию материально-технической базы, планированию и организации учебной и научной работы. В течение первого года (1931) в институте было создано 20 кафедр.

В качестве основных клинических баз института были определены Московская городская клиническая больница им. С.П. Боткина, Центральная больница Наркомата путей сообщения, Центральный туберкулезный институт АМН СССР, Центральный институт курортологии, Клиника лечебного питания Института лечебного питания, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Институт онкологии, Институт общей и коммунальной гигиены, Институт эпидемиологии и микробиологии и ряд других научных и лечебных учреждений.

В 1935 г. в ЦИУВ было уже 58 кафедр. За первое 5-летие (1930—1935) были выпущены 14 664 врача и организатора здравоохранения, из них 20% подготовлены на выездных циклах. Из общего числа около 4500 — врачи хирургического профиля, 6000 — врачи-терапевты, 1000 — врачи-педиатры, более 1000 — организаторы здравоохранения.

В марте 1936 г. были организованы методические комиссии по хирургическому, терапевтическому и санитарно-гигиеническому секторам, которые вскоре были реорганизованы сначала в отделения, а затем в деканаты. Таким образом, факультеты в их современном виде действуют в академии с 1936 г. С января 1938 г. в ЦИУВ разрешена защита кандидатских диссертаций на советах факультетов.

Предвоенная пятилетка (1936—1940) характеризовалась для ЦИУВ также интенсивной работой по подбору кадров. В этой деятельности прослеживаются, к сожалению, особенности того периода. Так, за относительно короткий период времени (1936—1937) в ЦИУВ после проф. Д.В. Горфина сменилось пять директоров: Я.Л. Гроссман, Б.С. Гинзбург, С.Ю. Беленький, М.С. Металликов, С.Я. Шумаров, пока, наконец, директором не была назначена Вера Павловна Лебедева (1938—1959). В последующем академию возглавляли заслуженный врач РСФСР М.Д. Ковригина (1959—1986), академик АМН СССР, проф. К.П. Кашкин (1986—1988), проф. В.В. Гаврюшов (1988—1994), академик РАН, заслуженный врач РФ Л.К. Мошетова (1994—2019), член-корр. РАН, проф. Д.А. Сычев (с 2019 г. по настоящее время).

В 1939 г. начались военные действия на финском фронте, что отразилось на тематике проводимых циклов подготовки врачей для оказания высококвалифицированной медицинской помощи бойцам Красной Армии. Тематика большинства циклов насыщается военно-медицинскими вопросами.

Есть события, над которыми не властны время и человеческая память. Одним из таких событий является победа советского народа в Великой Отечественной войне. С 1941 г. вся жизнь института была подчинена требованиям военного времени. В первый месяц войны 99 сотрудников института (А.А. Вишневский, ассистенты И.Р. Степанов, Т.П. Макаренко, В.М. Морозов, Ю.Н. Соколов и др.) ушли на фронт. В октябре 1941 г. факультеты и кафедры института были закрыты. Однако полного свертывания деятельности ЦИУВ и эвакуации не было. В феврале 1942 г. возобновляют работу учебно-научная часть института и ряд кафедр хирургического профиля, восстановлена работа Ученого совета. За все военные годы ЦИУВ подготовил для фронта и тыла более 25 000 квалифицированных медицинских специалистов.

В решение сложных и ответственных задач, вставших перед медицинской службой Вооруженных Сил СССР и здравоохранением страны в годы Великой Отечественной войны, значительный вклад внесла отечественная медицинская наука. Годы войны насыщены фактами, свидетельствующими об активном участии ученых ЦИУВ в научных исследованиях, направленных на развитие системы, способов и средств медицинского обеспечения армии и флота в условиях боевых действий.

90-летний юбилей академии совпал с 75-й годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и мы с благодарностью и признательностью вспоминаем выдающихся сотрудников ЦИУВ, находившихся в период войны на руководящих военно-врачебных должностях. Вот имена некоторых из них: Н.Н. Бурденко — главный хирург Красной Армии, руководил кафедрой нейрохирургии ЦИУВ, М.С. Вовси — главный терапевт Красной Армии, возглавлял кафедру 1-й терапии ЦИУВ, Т.Е. Болдырев — главный эпидемиолог Красной Армии, заведовал кафедрой эпидемиологии ЦИУВ, А.П. Фрумкин — главный уролог Красной Армии, возглавлял кафедру урологии ЦИУВ, Ф.Г. Кротков — главный гигиенист Красной Армии, руководил кафедрой радиационной гигиены ЦИУВ, В.В. Гориневская — главный травматолог Красной Армии, возглавляла кафедру травматологии и военно-полевой хирургии ЦИУВ, Е.И. Смирнов — начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии, был руководителем кафедры организации и тактики санитарной службы ЦИУВ, Б.Е. Вотчал — главный терапевт Волховского фронта, руководил кафедрой 2-й терапии ЦИУВ, впоследствии переименованной в кафедру клинической фармакологии ЦИУВ, Л.В. Громашевский — главный эпидемиолог Закавказского фронта, заведовал кафедрой эпидемиологии ЦИУВ, Н.Н. Приоров — главный хирург эвакогоспиталей Наркомздрава СССР, возглавлял кафедру травматологии и ортопедии ЦИУВ и многие другие. После окончания войны институт приступил к решению мирных задач.

Отечественная медицина богата оригинальными научными школами, которые внесли огромный вклад в развитие организационных и клинических проблем медицинской науки и практики. В ряду крупнейших научных школ достойное место по праву принадлежит тем, которые были созданы заведующими кафедрами нашего института. Вот некоторые из них:

— школа М.И.Авербаха. В ней изучали проблемы глаукомы, трахомы, болезни зрительного нерва, травматизм глаз;

— школа Л.К. Богуша известна разработкой проблем искусственного пневмоторакса и хирургических методов его коррекции, экстраплеврального пневмолиза, кавернотомии, многоэтапной торакопластики при эмпиемах плевры, хирургического лечения туберкулеза;

— школа В.И. Бураковского, в которой изучали главным образом вопросы сердечно-сосудистой хирургии, анестезиологии, патофизиологии операционного и послеоперационного периодов;

— школа Н.Н. Бурденко, где особое внимание уделяли разработке проблем нейрохирургии, военно-полевой хирургии и хирургической эндокринологии;

— школа А.В. Вишневского вошла в историю медицины благодаря всестороннему изучению проблем местного обезболивания, нервной трофики, лечения нагноительных процессов, торакальной и военно-полевой хирургии;

— школа М.С. Вовси была нацелена на проблемы нефрологии, кардиологии и обмена веществ;

— школа З.В. Ермольевой стала хорошо известна в нашей стране в связи с созданием первого отечественного пенициллина, становлением науки об антибиотиках и их широким применением в лечебной практике;

— школа И.А. Кассирского всесторонне разрабатывала проблемы гематологии, ревматологии, кардиологии и тропической медицины;

— школа Ф.Г. Кроткова является первопроходцем в изучении проблем радиационной гигиены и радиационной безопасности в нашей стране;

— школа Н.Н. Приорова известна разработкой проблем травматологии, протезирования, организации ортопедотравматологической помощи;

— школа Г.Н. Сперанского вошла в историю медицины благодаря тщательной разработке проблем физиологии и патологии раннего детского возраста, включая период новорожденности;

— школа С.С. Юдина стала широко известна в стране в связи с тщательным изучением проблем неотложной хирургии, хирургии желудка, пластики пищевода и обез-боливания.

В начале 60-х годов ХХ века институт становится авторитетным учреждением по подготовке научных кадров для здравоохранения многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. С 1963 г. в институте стали регулярно функционировать Московские международные курсы больничных администраторов Всемирной организации здравоохранения.

В 1966 г. ЦИУВ приступил к проведению усовершенствования врачей путем преподавания по телевидению. Эта форма обучения практиковалась более 25 лет.

28 ноября 1966 г. за достигнутые успехи в развитии здравоохранения, медицинской науки, вклад в подготовку медицинских кадров институт был удостоен высшей награды страны — ордена Ленина — и его стали называть Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ).

В 1980 г. за успехи в деле повышения квалификации врачей и международное сотрудничество в последипломной подготовке медицинских кадров институт был награжден почетным знаком «Золотой Меркурий».

В 1994 г. институт был преобразован в Российскую медицинскую академию последипломного образования (РМАПО). РМАПО явилась крупнейшим учебно-методическим и научно-исследовательским центром в области непрерывного профессионального образования в Российской Федерации. Как головное учреждение академия оказывала методическую помощь всем образовательным учреждениям последипломного медицинского образования страны. На базе академии функционирует Центральная аттестационная комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В мае 2016 г. академия была реорганизована в форме присоединения к ней в качестве филиалов Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, Казанской государственной медицинской академии, Новокузнецкого государственного института усовершенствовании врачей, Пензенского института усовершенствования, в связи с чем РМАПО получила наименование Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО).

Прошли годы... Мы чтим память выдающихся ученых нашей академии. Это и экспонаты музея РМАНПО, и книга «Выдающиеся ученые Центрального института усовершенствования врачей», и многочисленные статьи, посвященные им. Однако лучшим памятником нашим учителям является сегодняшний день Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, ее нынешние дела.

Академия сегодня — это крупнейший учебный, научный и методический федеральный центр дополнительного и послевузовского профессионального образования медицинских кадров Российской Федерации. В академии функционирует более 100 кафедр, 5 факультетов (хирургический, терапевтический, педиатрический, стоматологический, профилактической медицины и организации здравоохранения), 4 диссертационных совета по нескольким научным специальностям, академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины, научно-исследовательский институт молекулярной и персонализированной медицины, клиника, центр практической подготовки врачей, музей, фундаментальная библиотека и другие подразделения.

Более 90% лиц, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. В академии работают 20 академиков РАН, 13 членов-корреспондентов РАН, 21 заслуженный деятель науки РФ, 48 заслуженных врачей РФ, 14 лауреатов Государственной премии и премии Правительства РФ, 20 заслуженных работников высшей школы РФ. За последнее 10-летие ежегодный выпуск специалистов, повысивших свою квалификацию в учебных подразделениях академии, составляет более 30 тыс. человек. Каждый год в академии обучаются более 1000 ординаторов и аспирантов. Академия успешно прошла очередную аккредитацию и лицензирование, что дает право осуществлять образовательную деятельность по многочисленным учебным программам послевузовского и дополнительного образования и реализовывать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Сегодня, когда мы отмечаем 90-летие основания Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, следует подчеркнуть следующие моменты. Во-первых, сотрудники РМАНПО всегда были истинными патриотами: они все годы Великой Отечественной войны прошли в одном строю с солдатами и офицерами армии и флота, выполнив до конца свой долг перед Родиной. Во-вторых, ученые нашей академии возглавляли кафедры в разные годы, по-разному сложилась их судьба, но что их всех объединяет, так это безграничная преданность отечественной медицине, стремление сделать все возможное, чтобы уровень медицинской науки страны находился на должной высоте. В-третьих, важно отметить, что нынешний профессорско-преподавательский состав своими солидными научными трудами и плодотворной практической деятельностью сохраняет и развивает лучшие традиции российской медицины.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.