Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Логинов В.А.

Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Творческое наследие И.В. Давыдовского (1887—1968) (к 130-летию со дня рождения)

Авторы:

Логинов В.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2017;79(4): 61‑64

Просмотров: 5471

Загрузок: 247

Как цитировать:

Логинов В.А. Творческое наследие И.В. Давыдовского (1887—1968) (к 130-летию со дня рождения). Архив патологии. 2017;79(4):61‑64.
Loginov VA. The creative heritage of I.V. Davydovsky (1887—1968) (on the occasion of the 130th anniversary of his birthday). Russian Journal of Archive of Pathology. 2017;79(4):61‑64. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol201779461-64

Семья Давыдовских в 1915 г. Второй справа сидит Василий Ипполитович — отец патологоанатома. Рядом с ним сидит Софья — бабушка Ипполита Васильевича, сыгравшая огромную роль в воспитании будущего ученого.

И.В. Давыдовский в молодые годы.

И.В. Давыдовский в последние годы жизни.

Ипполит Васильевич Давыдовский родился в 1887 г. в г. Данилове Ярославской губернии в семье священника. В 1892 г. отец был переведен в село Николо-Корма Рыбинского уезда той же губернии, где Ипполит учился в церковно-приходской школе. В 1896 г. умерла мать, и в воспитании Ипполита большую роль сыграла бабушка по матери.

В 1898 г. Давыдовским пришлось переехать в Ростов той же губернии в связи с конфликтом отца с некой помещицей, лишившей крестьянских детей возможности пользоваться теплым помещением при школе. Отец будущего патологоанатома служил в ростовской церкви Козьмы и Демьяна. В 10 лет Ипполита определили в 1-й класс Ярославской губернской мужской гимназии. Во время учебы он жил у дяди псаломщика и пел в хоре Кирилло-Афанасьевского монастыря, а в 6-м классе за жалованье, еду и жилье устроился репетитором к сыну зажиточного ярославца.

В 1905 г. Ипполит окончил Ярославскую гимназию и поступил в Московский университет. В 1910 г. он успешно завершил обучение на медицинском факультете и начал работать санитарным врачом Новоладожского уезда Петербургской губернии, затем земским врачом в селе Ильинское Ярославской губернии.

В 1912 г. И.В. Давыдовский получает степень доктора и поступает сверхштатным ассистентом на кафедру патологической анатомии к профессору М.Н. Никифорову, занимавшему также должность проректора Московского университета. В следующем году И.В. Давыдовский становится прозектором Яузской больницы (в советское время широко известная как «больница им. Медсантруда»), размещенной еще в 1878 г. на территории усадьбы промышленника И.Р. Баташева. Это медицинское учреждение на долгие годы стало вторым домом выдающегося патологоанатома и сейчас носит его имя (Московская городская клиническая больница № 23 им. И.В. Давыдовского), а на территории установлен памятник ученому.

Первая клинико-анатомическая конференция была проведена И.В. Давыдовским в декабре 1930 г. Подсчитано, что за годы работы в Яузской больнице Ипполит Васильевич провел 612 клинико-анатомических конференций, каждая из которых стала образцом для практикующих врачей. Материалы конференций внесли значительный вклад в развитие отечественной медицины. Клинико-анатомические конференции Давыдовского приобрели огромную популярность в медицинской среде и привлекали не только московских клиницистов и патологоанатомов, но и медиков из многих, зачастую достаточно удаленных районов всего Советского Союза.

Как правило, на конференциях проводился глубокий всесторонний анализ болезней с позиций основных концепций практической и теоретической медицины. Возможно, именно на этих столь популярных мероприятиях, изучая и обсуждая вопросы патогенеза, Давыдовский впервые сделал вывод, что особых механизмов, присущих болезни, не существует, а в основе всех патологических процессов лежат физиологические механизмы, получающие в чрезвычайных условиях особое преломление. Основываясь на собственной практической работе, И.В. Давыдовский справедливо полагал, что патолого-анатомическое отделение в больнице должно быть источником новых фактов и мыслей, центром научно-исследовательской работы, направленной на повышение квалификации врачей всех специальностей, улучшения лечебного дела. «Яузские» конференции Давыдовского стали легендой отечественной патологической анатомии.

Во время Первой мировой войны И.В. Давыдовский сначала был младшим врачом 4-го Сибирского стрелкового полка, а затем заведовал лабораторией Западного фронта. В 1916 г. на страницах «Харьковского медицинского журнала» появилась первая статья ученого «Сыпнотифозная экзантема». В 1918 г., вернувшись с фронта, Ипполит Васильевич становится помощником прозектора на кафедре патологической анатомии и одновременно возвращается к деятельности в Яузской больнице. В это время он проявил себя как блестящий микроскопист и диагност.

В 1921 г. И.В. Давыдовский защитил докторскую диссертацию «Патологическая анатомия и патология сыпного тифа». В 1923 г. этот труд издается на немецком языке. Многие патологоанатомы того времени были разочарованы возможностями прозекторов в четкой диагностики сыпного тифа. Это была крайне актуальная тема для того периода развития патологической анатомии. Давыдовский в своей диссертации изящно доказал, что «диагностика сыпного тифа есть микроскопическая диагностика и что патология сыпного тифа есть прежде всего микроскопическая патология». Им был выдвинут тезис о специфичности сыпнотифозной экзантемы для диагностики этого заболевания. Кроме сыпного тифа И.В. Давыдовский в своих работах дал детальные патолого-анатомические описания других инфекционных заболеваний — паратифа, дизентерии, сепсиса, бешенства, гриппа и др. Для работ И.В. Давыдовского, посвященных инфекционным болезням, характерны не только академическое фактологическое изложение материала, но и стремление проникнуть в биологическую сущность инфекции. Он прозорливо отмечал, что «самое существенное в инфекционной болезни не во внешней причине (инфекте), а в самой реакции организма на эту причину».

В период 1921—1930 гг. Давыдовский был внештатным консультантом Московского отдела здравоохранения по делам прозектур и лабораторий. Под его руководством были организованы районные клинические и химико-бактериологические лаборатории, внедрена первая в стране форма прозекторского отчета. С 1925 г. по инициативе И.В. Давыдовского во всех лечебных учреждениях введена обязательная регистрация биопсий, а с 1929 г. — и обязательная микроскопия удаляемого хирургами материала.

В 1925 г. И.В. Давыдовский организовал и впервые прочел лекционный курс частной патологической анатомии по нозологическому принципу. До 1925 г. частная патологическая анатомия традиционно считалась дисциплиной, изучающей лишь морфологические изменения в органах и системах органов человека. Такой органопатологический принцип являлся преимущественно аналитическим и во многих случаях не позволял проследить общую картину болезни, терялась возможность поиска клинико-анатомических параллелей, отсутствовала синтетическая часть построения симптомокомплексов. И.В. Давыдовский рассматривал органопатологическое преподавание данного предмета по меньшей мере как «неполезное». Поскольку, по мнению И.В. Давыдовского, частная патологическая анатомия являлась введением студентов в клинику соответствующих болезней, то и преподаваться она должна в соответствии с клиникой заболеваний (нозологический принцип). Впоследствии будучи заведующим кафедрой патологической анатомии 2-го Московского медицинского института он завершил начатую работу, написав руководство «Патологическая анатомия и патогенез важнейших заболеваний у человека», выдержавшее несколько прижизненных изданий (1933, 1935, 1938, 1956, 1958) и ставшее настольной книгой для многих патологоанатомов. В 1932 г. Комитет по высшей школе утвердил нозологический принцип преподавания патологической анатомии как обязательный для всех медицинских вузов СССР.

Развивая свои педагогические идеи, Давыдовский в конце концов пришел к выводу о необходимости общебиологического охвата закономерностей при преподавании медицины в целом. Он считал, что медицина — это отрасль естествознания, новая антропология, где биологическое и социологическое слились и одно без другого непознаваемо. Именно в таком ключе написана монография И.В. Давыдовского «Общая патология человека» (2-е издание 1969 г.), содержащая полный курс лекций, прочитанный в различных аудиториях на протяжении более 30 лет. Необходимо отметить, что сын священника, в юности певчий церковного хора, всю свою долгую жизнь строго придерживался материализма в науке. Его методом всегда и во всем была диалектика, что прослеживается при чтении каждой монографии И.В. Давыдовского, а книга 1962 г. «Проблема причинности в медицине (этиология)» является своеобразной квинтэссенцией философских взглядов И.В. Давыдовского. Без преувеличения можно заключить, что Ипполит Васильевич Давыдовский был крупнейшим русскоязычным философом-медиком ХХ века, последовательно внедрявшим диалектический материализм в медицину. При этом он оставался авторитетным, но беспартийным членом советского медицинского сообщества. Очевидно, что не идеологический камуфляж, а принципиальная позиция, обширные знания, эрудиция, проблемный подход, оригинальность мышления и живость языка привлекали и привлекают к творческому наследию выдающегося патологоанатома современных молодых врачей.

С 1930 г. вплоть до кончины И.В. Давыдовский руководил кафедрой патологической анатомии лечебного факультета 2-го ММИ им. Н.И. Пирогова. Он активно занимался преподавательской деятельностью, используя конкретные примеры патологии для знакомства учащихся с философскими основами медицины. Вместе с тем Давыдовский был противником рутинного преподавания и возражал против формального применения философских терминов в обучении студентов и врачей. Особое внимание он уделял лекциям, во время которых неоднократно развертывал дискуссии, где поднимал широкие медико-биологические проблемы, зажигая своим энтузиазмом аудиторию.

В начале Великой Отечественной войны И.В. Давыдовского назначили главным патологоанатомом эвакогоспиталей Наркомздрава СССР. Он создал музей военной патологии, неоднократно выезжал на фронт, устраивал дискуссии по проблемам огнестрельных ран. Участвовал в создании единой военно-полевой хирургической доктрины. В эти годы Ипполит Васильевич провел огромную работу по изучению огнестрельной раны и созданию стройной теории раневого процесса. Занимаясь проблемой сепсиса еще в довоенные годы, позднее И.В. Давыдовский разработал учение о гнойно-резорбтивной лихорадке. Во время Великой Отечественной войны он со всей страстью защищал идею биологического очищения раны. Увлеченный идеями Н.И. Пирогова Ипполит Васильевич перевел на новый уровень учение о нагноении как фазе регенерации раны.

После войны И.В. Давыдовский оставался ведущим организатором патолого-анатомической службы в стране, являясь руководителем Научного общества патологоанатомов, бессменным председателем многочисленных съездов и конференций. В 1944 г. был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР, затем дважды вице-президентом (1946—1950 и 1957—1960) и неоднократно членом президиума. С 1955 г. он был редактором журнала «Архив патологии».

Ипполит Васильевич первым из отечественных патологов занялся биологией старения организма. На базе Института морфологии человека АМН СССР он организовал лабораторию патологии старости, которую возглавлял до 1965 г. Он написал уникальную 300-страничную монографию «Геронтология» (1966), подводящую итоги многочисленных исследований по биологии старения, системно-органной геронтологии и гериатрии (болезни старости). До сих пор многие положения, выдвинутые или отраженные в «Геронтологии», актуальны, дают повод для размышлений и стимулируют научный поиск в этой области. Ипполит Васильевич стал первым российским патологом, кто критически рассмотрел около 200 различных теорий старения организма, накопившихся к 60-м годам прошлого столетия. Он указывал и на возможность существования генетических механизмов старения. Значительно позже появились популяционно-генетическая концепция старения, сведения о генах гибели и долголетия, а также о роли хромосом, соматических мутаций, степени метилирования и репарации ДНК.

Разделяя понятия «старость» и «старение», Давыдовский подтвердил известную точку зрения на то, что фиксированных дат наступления старости нет и биологический и календарный возраст человека не совпадает. Развивая идеи И.И. Мечникова, он также указывал, что детерминация старости охватывает (на уровне индивидуума) весь организм и является, таким образом целостной. Однако старение по Давыдовскому развивается и волнообразно по времени и неравномерно по органной локализации. Детерминация сказывается на качественном уровне старения, связанном с реактивностью и наследственностью организма. В то же время, указывал Ипполит Васильевич, в геронтологии наблюдается синтез «само- и внешней причинной» детерминации. Такая ситуация, по его мнению, открывает возможность влиять на ход старения.

Выдающийся патологоанатом, глубокий мыслитель и философ, создатель самобытной школы и нескольких направлений в медицине, оставивший потомкам столь значимое и затребованное творческое наследие, Ипполит Васильевич Давыдовский скончался от инсульта в 1968 г. и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Вместе с И.В. Давыдовским покоится Наталия Васильевна Давыдовская, урожденная Селиванова (1910—1997), супруга ученого.

Автор сердечно благодарен Татьяне Ипполитовне Давыдовской за теплые беседы в процессе работы над статьей и предоставленные фотографии.

Некоторые сочинения И.В. Давыдовского

Патологическая анатомия и патология сыпного тифа. ч. 1—2, М., 1921—1922.

Патологическая анатомия и патогенез (важнейших) заболеваний у человека. М., 1933.

Клинико-анатомические конференции, их место и значение в системе больничной работы. Арх. пат. анат. 1935, с. 3.

Огнестрельная рана человека. т. 1—2. М., 1950—1954.

Вопросы локализации и органопатологии в свете учения Сеченова—Павлова—Введенского. М., 1954.

К столетию «целлюлярной патологии» Рудольфа Вирхова. Архив патологии. 1956, т. 18, кн. 5, с. 3.

Учение об инфекции. М., 1956; Патологическая анатомия и патогенез болезней человека. М., 1956—1958, т. 1—2.

Компенсаторно-приспособительные процессы (Биологические аспекты проблемы). Архив патологии. 1962, т. 24, № 8, с. 7.

Проблема причинности в медицине (этиология). М., 1962.

Геронтология. М., 1966.

Методологические основы патологии. Вопросы философии. 1968, № 5, с. 84.

Общая патология человека. М., 1969.

Философские основы патологии. Архив патологии. 1969, т. 31, № 6, с. 3.

Избранные лекции по патологии. М., 1975

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.