Свистушкин В.М.

ЛОР-клиника Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, Москва

Морозова С.В.

Кафедра болезней уха, горла и носа ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", Москва

Золотова А.В.

ООО "Центр "Зрение"

Школа мастерства в структуре преподавания оториноларингологии на кафедре болезней уха, горла и носа Сеченовского Университета: опыт и перспектива

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2019;84(5): 89-92

Просмотров : 45

Загрузок : 1

Как цитировать

Свистушкин В. М., Морозова С. В., Золотова А. В. Школа мастерства в структуре преподавания оториноларингологии на кафедре болезней уха, горла и носа Сеченовского Университета: опыт и перспектива. Вестник оториноларингологии. 2019;84(5):89-92. https://doi.org/10.17116/otorino20198405189

Авторы:

Свистушкин В.М.

ЛОР-клиника Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, Москва

Все авторы (3)

Практическая подготовка будущих специалистов, становление их профессиональной компетентности, коммуникативности, способности адаптироваться к процессу работы традиционно являются неотъемлемой частью учебного процесса. В настоящее время необходимость повышения качества подготовки врачей приобретает все большую актуальность. Отработка практических навыков требуется в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности [1, 2]. Важным является формирование в процессе учебы способности собирать клинические сведения, анализировать и систематизировать их, а также построить план индивидуального лечения. Это в свою очередь требует не только достаточного объема теоретических знаний, но и определенного практического опыта, который студенты начинают приобретать еще в процессе обучения в высшем учебном заведении и продолжают накапливать в процессе всей последующей профессиональной деятельности [3, 4].

Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования находится в прямой зависимости от полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, в процессе производственного обучения и производственной практики, отработки и закрепления практических навыков и умений [1—3].

До настоящего времени в подготовке и становлении будущего врача основную роль в формировании практической платформы играет производственная практика, необходимая для формирования практических навыков работы будущих специалистов, закрепления полученных ранее теоретических знаний [2, 3].

Однако любая производственная практика имеет обобщающий характер и проводится в ограниченный период времени. Для формирования студента как будущего специалиста в конкретной отрасли медицины требуется обеспечение возможности доступа к практической деятельности на протяжении клинико-теоретического обучения в течение более длительного периода времени. В результате внедрения такой возможности у студентов укрепляются интерес к специальности, теоретические знания, а также понимание необходимости постоянно их совершенствовать. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, а также сформировать способность собирать информацию о больном, анализировать ее, проводить медицинскую диагностику, интерпретировать все полученные факты в виде развернутого клинического диагноза и прогноза; планировать лечебно-профилактические мероприятия [3]. Именно с этой целью и создан практический курс для студентов медицинского вуза, именуемый «Школа мастерства» (ШМ).

«Школа мастерства» — это ректорский проект Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), направленный на углубленное изучение студентами практической стороны выбранной специальности. Так, если участие в студенческом научном кружке (СНК) предполагает более углубленную теоретическую подготовку, включающую в себя тематические заседания, выступления на российских и международных конференциях, проведение научной работы на кафедре, то ШМ является клинической платформой для практической реализации полученных ранее знаний.

Именно ШМ, позволяющая студенту осуществлять непосредственный контакт с пациентом, медицинской документацией и выполнять манипуляции под руководством курирующего преподавателя-клинициста, способствует грамотному формированию первого врачебного опыта.

Студенты, успешно прошедшие вступительные испытания и поступившие в ШМ, могут лично ознакомиться с клиническими базами, на которых располагается кафедра, участвовать в осмотре больных, обсуждении интересных клинических случаев, присутствовать на обходах, проводимых профессорами кафедры, а также посещать операционный блок для просмотра операций, проводимых в клинике.

Еще одним преимуществом ШМ является интеграция полученных ранее в ходе обучения в университете и при посещении СНК теоретических знаний в клиническую практику. Студенты — члены ШМ («школьники») получают уникальную возможность научиться интерпретировать научные данные на конкретных историях болезни, увидеть сложные и рутинные операции, присутствовать при разборе сложных клинических случаев во время профессорских обходов.

Одной из важных особенностей ШМ является собственная, индивидуально разработанная на каждой кафедре программа обучения. Это позволяет максимально задействовать все ресурсы кафедры, уделить должное время каждому аспекту практического обучения студента, учесть особенности конкретной специальности. Гибкий график посещения занятий позволяет студентам больше времени посещать ШМ в свободное от основных занятий время. Распределение практических занятий по блокам помогает «школьникам» равноценно уделить внимание и время каждому из них.

ШМ по оториноларингологии на кафедре болезней уха, горла и носа лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) начала свою работу в сентябре 2015 г. Школа сразу стала востребованной среди студентов всех курсов — конкурс при поступлении составляет 2—2,5 человека на место. С этого момента обучение прошли 47 студентов, из них 4 являлись учащимися 4-го курса, 21 — 5-го курса, остальные — представители 6-го курса. 42 студента обучались на лечебном факультете, 2 — на педиатрическом и 3 — в Центре инновационных образовательных программ «Медицина будущего». С сентября 2018 г. по настоящее время в ШМ на кафедре болезней уха, горла и носа лечебного факультета проходят подготовку 15 студентов, 9 из них являются пятикурсниками, 6 человек обучаются на выпускном курсе. Два студента представляют педиатрический факультет, остальные — лечебный.

Конечные цели освоения дисциплины «оториноларингология» подчеркивают значимость практической подготовки обучающегося. Студенты, прошедшие подготовку в ШМ на кафедре болезней уха, горла и носа, должны знать:

— этиологию, патогенез ЛОР-заболеваний;

— особенности микрохирургических вмешательств на ухе и гортани;

— возможности и преимущества эндоскопических методов диагностики и лечения заболеваний носа и околоносовых пазух;

— преимущества и возможности лазерной хирургии в оториноларингологии;

— задачи совершенствования известных методов консервативного и хирургического лечения ЛОР-заболеваний;

— диагностические возможности современных методов диагностики в оториноларингологии (КТ, МРТ, компьютерная аудиометрия и вестибулометрия);

— экономическую целесообразность применяемых в практической оториноларингологии методов диагностики и лечения;

— общие принципы обезболивания при обследовании и лечении хирургических больных для обследования и лечения больных с заболеваниями ЛОР-органов.

Программа обучения в ШМ по оториноларингологии включает в себя несколько блоков. Один раз в неделю проводится семинар по определенной теме, которая затем подкрепляется практическими занятиями в клинике. В первом полугодии уделяется внимание общим вопросам осмотра и диагностики. Практические семинары посвящены таким темам, как методы осмотра ЛОР-органов; особенности ЛОР-осмотра в детском возрасте; методы обследования слухового и вестибулярного анализатора; методы эндоскопического обследования ЛОР-органов. Отдельно проводятся теоретические занятия по компьютерной и магнитно-резонансной диагностике заболеваний ЛОР-органов. Данная тема тщательно рассматривается ввиду необходимости обучения студентов правильному самостоятельному чтению и анализу КТ и МРТ-снимков в норме и при различной патологии ЛОР-органов.

Во втором полугодии разбору подлежат конкретные практические темы, необходимые студенту для последующей работы по специальности «болезни уха, горла и носа»: хирургический инструментарий в ЛОР-практике, шунтирование барабанной полости, парацентез барабанной перепонки, хирургический шов при ЛОР-операциях, анатомические особенности и принципы диссекции височной кости.

Следует отметить, что самое пристальное внимание уделяется неотложным состояниям в оториноларингологии, что является крайне важным аспектом в обучении студентов, особенно в рамках практической школы. Носовое кровотечение, инородные тела пищепроводных и дыхательных путей, острый стеноз гортани, риногенные и отогенные внутричерепные осложнения требуют тщательного разбора, так как несвоевременное или неправильное лечение может оказаться жизнеугрожающим для пациентов. Именно поэтому уже со студенческой скамьи важно не только обсуждать теоретические основы экстренных патологий ЛОР-орагнов, но и освоить на практике все принципы ведения указанной группы больных. Разбор различных методов хирургического лечения при неотложной ЛОР-патологии помогает сформировать у студентов алгоритм последовательности действий при той или иной срочной ситуации.

Выездное занятие по сердечно-легочной реанимации (СЛР) проводится в центре практических навыков, где каждый ученик может попробовать свои силы в оказании экстренных реанимационных мероприятий. Отработка базовых практических навыков СЛР шаг за шагом на манекенах способствует не только формированию правильности действий студентов в различных неотложных ситуациях, но и осознанию важности и серьезности проводимых мероприятий.

Следующий блок практической работы ШМ по оториноларингологии включает в себя работу студентов в отделении. Указанный раздел состоит из присутствия и участия при опросе и осмотре пациентов вместе с врачами отделения, разбора дополнительных методов обследования, а также обучения правильному заполнению медицинской документации. Список патологии достаточно широк и включает в себя практически все основные ЛОР-заболевания. При изучении заболеваний носа и околоносовых пазух осваиваются такие практические навыки, как передняя риноскопия (осмотр полости носа), анемизация полости носа, передняя активная риноманометрия, ольфактометрия, анализ компьютерных томограмм околоносовых пазух. Мезофарингоскопия, промывание лакун миндалин, промывание носа методом перемещения, непрямая ларингоскопия, фиброларингоскопия, стробоскопия, внутригортанные вливания, чтение КТ гортани — спектр манипуляций, доступных студентам при диагностике и лечении заболеваний носоглотки и глотки, гортаноглотки и гортани. При патологии уха основные навыки включают в себя отомикроскопию, туалет и промывание уха, расшифровку тональных пороговых аудиограмм, тимпанограмм, рентгенограмм, КТ и МРТ височных костей, исследование проходимости евстахиевой трубы, выполнение прессорной пробы, удаление серной пробки.

Незаменима курация больных с различной ЛОР-патологией под контролем преподавателя, в ходе которой студент наглядно знакомится с характерными клиническими проявлениями заболевания, результатами лабораторно-инструментального обследования курируемого пациента и имеет возможность разработать план лечения.

Регулярное посещение операционного блока позволяет студентам непосредственно наблюдать за проведением различных ЛОР-операций, задавать интересующие вопросы, а также ассистировать врачам, при условии полного знания инструментария и отличной теоретической подготовке. Спектр операций, проводимых в клинике, включает в себя всю возможную хирургическую патологию ЛОР-органов. Благодаря обучению в ШМ студенты могут увидеть и уникальные операции, проводимые в клинике, такие как удаление гломусной опухоли, дренирование эндолимфатического мешка, селективная нейрэктомия, декомпрессия лицевого нерва, декомпрессия орбиты, кохлеарная имплантация, эндоларингеальные операции с использованием лазерной и радиоволновой аппаратуры. Посещение операций также позволяет «школьникам» закрепить и расширить свои знания по хирургическому инструментарию, по ходу различных стандартных ЛОР-операций. Правила поведения в операционной, асептики и антисептики изучаются с особой тщательностью, формируя ответственность и знания, необходимые для последующей работы в операционной.

В отдельный блок выделяется изучение детской оториноларингологии. Для этого студенты — «школьники» посещают детское оториноларингологическое отделение, являющееся базой кафедры болезней уха, горла и носа. Преимуществом данных выездных занятий является возможность ознакомиться с особенностями оториноларингологического осмотра у детей разного возраста, изучить вопросы деонтологии, наблюдать за тем, как происходит общение врачей отделения непосредственно с детьми и их родителями. Во время работы с врачами отделения в перевязочной студенты могут на практике оценить анатомические особенности ЛОР-органов у детей, возрастные особенности в консервативном лечении и послеоперационном периоде различной хирургической ЛОР-патологии. Посещения операционного блока формируют знания об особенностях хирургического лечения патологии уха, горла, носа и гортани у детей. Благодаря возможности самим принимать участие в курации маленьких пациентов у студентов появляются не только новые навыки осмотра и общения, но и высокое чувство ответственности за своих больных. Данное качество очень важно в формировании будущего ЛОР-специалиста.

Помимо посещения детского отделения, студентам предоставляется возможность получить практические навыки на базе отделения неотложной оториноларингологической помощи. Таким образом, семинары, проводимые на кафедре, подкрепляются практической работой с пациентами, имеющими экстренную ЛОР-патологию. Список осваиваемых манипуляций и навыков достаточно широк: репозиция костей носа, вскрытие фурункула носа, гематомы, абсцесса перегородки носа, остановка носового кровотечения, вскрытие паратонзиллярного абсцесса, удаление инородных тел из глотки, остановка кровотечения из миндаликовой ниши, удаление инородных тел, трахеостомия, коникотомия, остановка кровотечения из трахеостомы, удаление инородных тел из носа и уха, пункция верхнечелюстной пазухи. У студентов формируется алгоритм действий при носовых кровотечениях, стенозах гортани, инородных телах пищепроводных и дыхательных путей, отогенных и риногенных осложнениях, флегмоне шеи. Расширяется уровень хирургических знаний в результате посещения неотложных операций, участия в перевязках больных в послеоперационном периоде, наблюдение их в отдаленном периоде, на амбулаторном этапе после выписки.

Перспективы развития ШМ по оториноларингологии достаточно обширны. В будущем планируется проведение олимпиады по практическим навыкам, больше выездных семинаров в центре практических навыков, а также выездные занятия по хирургическим швам на кафедре топографической анатомии. Увеличение занятий по неотложной помощи с последующей практикой на соответствующей базе поможет будущим молодым специалистам чувствовать себя более уверенными в дальнейшей практической работе с пациентами, страдающими экстренной ЛОР-патологией. Также планируется расширить рамки одной школы и проводить совместные занятия со ШМ смежных специальностей, шире обсуждать вопросы профессиональной врачебной этики и деонтологии в конкретных клинических ситуациях.

Таким образом, программа ШМ на кафедре болезней уха, горла и носа объемна, разнообразна и охватывает весь спектр навыков, знаний и умений для формирования профессиональных компетенций по специальности «оториноларингология». ШМ является достаточно молодой и перспективной, а самое главное, актуальной, о чем свидетельствует высокий конкурс при поступлении. Также школа доказала свою эффективную работу: бывшие студенты отмечают, что благодаря полученным знаниям и практическим навыкам они уверенно приступили к своим обязанностям в качестве клинических ординаторов, что выделяло их на фоне остальных обучающихся. При этом из всего числа прошедших обучение более 90% поступили в ординатуру по специальности «оториноларингология» и продолжают по сей день свою работу по выбранной специальности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Свистушкин В.М. — e-mail: svvm3@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-7414-1293

Морозова С.В. — e-mail: doctormorozova@mail.ru

Золотова А.В. — e-mail: zolotova.anna.vl@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3700-7367

Автор, ответственный за переписку: Золотова А.В. — e-mail: zolotova.anna.vl@gmail.com

Свистушкин В.М., Морозова С.В., Золотова А.В. Школа мастерства в структуре преподавания оториноларингологии на кафедре болезней уха, горла и носа Сеченовского университета: опыт и перспектива. Вестник оториноларингологии. 2019;84(5):89-92.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail