Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Дубровин И.А.

Кафедра госпитальной хирургии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Мосоян А.С.

Кафедра судебной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова

Бычков А.А.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Судебно-медицинская оценка повреждений при травме в салоне движущегося легкового автомобиля, оборудованного современными средствами индивидуальной безопасности

Авторы:

Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Мосоян А.С., Бычков А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2338

Загрузок: 105


Как цитировать:

Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Мосоян А.С., Бычков А.А. Судебно-медицинская оценка повреждений при травме в салоне движущегося легкового автомобиля, оборудованного современными средствами индивидуальной безопасности. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(1):16‑20.
Pigolkin YuI, Dubrovin IA, Mosoian AS, Bychkov AA. The forensic medical evaluation of the injuries inflicted inside the passenger compartment of a moving car equipped with the modern personal safety systems. Forensic Medical Expertise. 2018;61(1):16‑20. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20186116-20

Один из важнейших вопросов при травме в салоне движущегося легкового автомобиля - вопрос о местоположении потерпевшего. Ответ на него можно дать после анализа образовавшихся повреждений. Различные источники травмирования водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), неодинаковые интенсивность и направленность инерционных смещений их тел отличаются локализацией частотой возникновения [1—9], что делает их изучение актуальной задачей.

Цель исследования — изучить особенности повреждений у пострадавших в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности, при ДТП.

Задачи исследования: изучение вида, числа и локализации всех повреждений, образующихся у пострадавших при ДТП в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности; поиск критериев, позволяющих устанавливать местоположения пострадавших.

Материал и методы

Материал исследования получен на основе архивных данных Бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы (2006—2010 гг.). Исследовали повреждения у 210 водителей, 60 пассажиров переднего сиденья (ППС), 30 пассажиров заднего левого сиденья (ПЗЛС), 30 пассажиров заднего среднего сиденья (ПЗСС) и 30 пассажиров заднего правого сиденья (ПЗПС).

Использовали сравнительный, морфометрический и статистический методы исследования. Морфометрический анализ включал определение вида повреждений: ссадина, кровоподтек, рана, перелом, повреждения внутренних органов (кровоизлияния, разрывы), их количество и локализацию. Кроме того, учитывали наличие либо отсутствие повреждений каждой области тела.

Результаты и обсуждение

1. Анализ частоты и вида повреждений у водителя и пассажиров показал существенные различия в частоте повреждений мягких тканей, костей скелета и травм внутренних органов (табл. 1).

Таблица 1. Частота и вид повреждений у водителя и пассажиров в салоне легкового автомобиля (в %)
Так, наименьшее число повреждений мягких тканей наблюдалось у ППС за счет максимального количества повреждений костей скелета и травм внутренних органов.

У водителя частота повреждений мягких тканей была меньше, чем у пассажиров задних сидений, но превышала частоту повреждений внутренних органов у тех же пассажиров. Наибольшие различия в частоте травм костей скелета отметили у ППС, ПЗЛС, ПЗСС.

У ПЗЛС выявили максимальное количество повреждений мягких тканей, причем больше, чем у водителя и ППС. Частота повреждений костей скелета и внутренних органов у ПЗЛС оказалась наименьшей, при этом в травмах костей скелета максимальные различия отметили по сравнению с травмами у ППС.

У ПЗСС и ПЗПС наблюдали средние значения частоты формирования повреждений по сравнению с такими же показателями у водителя, ППС и ПЗЛС. Указанные различия не носили достоверный характер.

2. Существенные различия выявили при сравнении повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров (табл. 2).

Таблица 2. Частота повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров в салоне легкового автомобиля (в %)

Повреждения головы чаще формировались у ПЗЛС. Наибольшие различия частоты данных повреждений определили у ПЗЛС по сравнению с водителем и группой ППС.

Повреждения шеи отметили в большем количестве у водителя, у ППС их было значительно меньше, а минимальное количество отмечено у пассажиров задних сидений.

Повреждения на верхних конечностях чаще формировались у ППС. Наибольшая разница частоты повреждений верхних конечностей отмечена по сравнению с группой водителей. В группах ПЗЛС, ПЗСС и ПЗПС значительных различий в частоте повреждений не установили.

Повреждения груди чаще формировались у водителей. Наибольшие различия были зарегистрированы при сравнении с группой ПЗЛС, несколько меньшие с группами ПЗСС и ПЗПС, наименьшие с группой ППС.

Повреждения живота чаще наблюдали у водителей, несколько реже у ПЗПС и ПЗСС, еще реже у ППС и ПЗЛС.

Повреждения таза чаще выявляли у ПЗСС и ПЗПС. Наибольшие различия были при сравнении с группой ППС.

Повреждения на нижних конечностях чаще формировались у ППС. Разница частоты образования таких повреждений оказалась наибольшей по сравнению с группами водителей и ПЗЛС, меньшая — с группами ПЗСС и ПЗПС.

При сравнении частоты (в %) повреждений отдельных частей тела в группах (число степеней свободы равно 6; критическое значение χ2 при уровне значимости p<0,05 составляет 12,592):

— у водителя и ППС χ2=16,446. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;

— у водителя и ПЗЛС χ2=14,291. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;

— у водителя и ПЗСС χ2=13,210. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;

— у водителя и ПЗПС χ2=11,820. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;

— у ППС и ПЗЛС χ2=13,927. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;

— у ППС и ПЗСС χ2=9,970. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;

— у ППС и ПЗПС χ2=10,015. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;

— у ПЗЛС и ПЗСС χ2=4,080. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;

— у ПЗЛС и ПЗПС χ2=4,653. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;

— у ПЗСС и ПЗЛС χ2=0,330. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05.

3. Сравнили правосторонние и левосторонние повреждения различных частей тела у водителя и пассажиров при травме в салоне движущегося легкового автомобиля. Выявили существенные различия в частоте формирования повреждений на голове, шее, предплечьях, груди, животе, тазе, бедрах, стопах (табл. 3).

Таблица 3. Право- и левосторонние повреждения разных частей тела у водителя и пассажиров (в %)

У водителя наиболее часто травмировалась левая сторона тела. Левосторонние повреждения головы и груди значительно превышали соответствующие правосторонние повреждения. Повреждения живота чаще отмечали на правой стороне, а травмы правых и левых конечностей встречались одинаково часто и отличались относительной равномерностью. Отметили важную особенность — постоянство образования повреждений на стопах.

У ППС наиболее часто наблюдали травмы правой стороны тела. Повреждения головы и шеи значительно чаще располагались на правой стороне, а повреждения живота и таза, напротив, чаще слева. Повреждения правых плеча и правой кисти встречались чаще, чем левых. За счет более частой травматизации левого предплечья отметили небольшое преобладание повреждений на левой руке. Число повреждений на правых бедре и голени было больше, чем на левой конечности. Особенностью травмы у ППС можно считать отсутствие повреждений на стопах.

У ПЗЛС чаще, чем у водителя и других пассажиров, наблюдали травмы левой стороны тела, в основном левой половины головы, в меньшей степени травмы предплечья, груди, живота, бедра. Преобладали правосторонние повреждения таза и правой кисти, но не наблюдали повреждений на стопах.

У ПЗСС повреждения несколько равномернее и симметрично располагались на правой и левой сторонах тела. Повреждения на голове и животе с небольшим преобладанием локализовались на левой стороне, а груди и таза, напротив, чаще слева. На конечностях отметили относительно одинаковую частоту право- и левосторонних повреждений. На стопах повреждения отсутствовали.

У ПЗПС чаще, чем у водителя и других пассажиров, наблюдали травмы правой стороны тела. Преобладание правосторонних повреждений груди, живота и таза, верхних конечностей было менее выраженным. Наиболее часто отмечали повреждения правой стороны головы, а также правых нижних конечностей. Повреждения на стопах не характерны для ПЗПС.

Проведенное исследование показало, что признаки общего ударного сотрясения тела не являются постоянными. Кровоизлияния в корни легких были выявлены у 11% водителей, 27% ПЗЛС, 70% ПЗСС и 37% ПЗПС. Кроме этого, у 32% водителей наблюдали кровоизлияния в брыжейку кишечника.

Заключение

Проведенный анализ вида, частоты и локализации повреждений у водителей и пассажиров современных легковых автомобилей, погибших в ДТП в результате фронтального столкновения автомобиля с препятствием, позволил выявить следующие общие и частные закономерности. Эти закономерности помогут диагностировать местоположение пострадавшего в салоне автомобиля.

Общие закономерности:

— отсутствие «классических» повреждений на груди и животе у водителей;

— преобладание наружных повреждений над повреждениями костной ткани и внутренних органов;

— преобладание повреждений головы над повреждениями других частей тела;

— преимущественная травматизация стороны тела на стороне местоположения пострадавшего в салоне автомобиля.

Частные закономерност и:

у водителей:

— меньшая частота формирования повреждений мягких тканей и внутренних органов и бόльшая частота травматизации костей скелета, чем у пассажиров задних сидений;

— бо́льшая частота образования левосторонних повреждений головы и груди, частая травматизация тканей шеи, живота и таза с правой стороны, меньшая травматизация верхних и нижних конечностей с постоянным повреждением стоп;

— нечастое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких;

у пассажиров переднего сиденья:

— наименьшая частота повреждений мягких тканей и максимальная травматизация костей скелета и внутренних органов;

— относительно высокая частота повреждений головы и груди, максимальная травматизация верхних и нижних конечностей и минимальная живота и таза;

— бо́льшая частота образования правосторонних повреждений головы, шеи, левых плеча и кисти, левых плеча и голени, а также более частая травматизация тканей живота и таза с левой стороны, отсутствие повреждений на стопах;

— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела в виде кровоизлияний в корни легких и брыжейку кишечника;

— у пассажиров заднего левого сиденья:

— максимальная частота повреждений мягких тканей и минимальная травматизация внутренних органов;

— максимальная частота повреждений головы и минимальная травматизация живота при средних показателях частоты повреждений других частей тела;

— бо́льшая частота левосторонних повреждений головы и груди, относительно частая травматизация тканей шеи, а также таза с правой стороны, преобладание повреждений на левых конечностях, меньшая травматизация верхних и нижних конечностей, отсутствие повреждений на стопах;

— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких;

у пассажиров заднего среднего сиденья:

— средняя частота повреждений мягких тканей, достаточно частая травматизация костей скелета и незначительная частота травматизации внутренних органов;

— относительно высокая частота повреждений головы, верхних конечностей, груди, живота и таза, относительно невысокая частота повреждений нижних конечностей;

— равномерное образование повреждений на левой и правой сторонах тела;

— отсутствие повреждений на стопах;

— частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела в виде кровоизлияний в корни легких и брыжейку кишечника;

— у пассажиров заднего правого сиденья:

— средние значения частоты повреждений мягких тканей, достаточно частая травматизация костей скелета и невысокая частота травматизации внутренних органов;

— относительно высокая частота повреждений головы, верхних конечностей, груди, живота и таза, относительно невысокая частота повреждений нижних конечностей;

— высокая частота правосторонних повреждений головы, груди, живота, таза, преобладание повреждений на правых конечностях, отсутствие повреждений на стопах;

— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.