Один из важнейших вопросов при травме в салоне движущегося легкового автомобиля - вопрос о местоположении потерпевшего. Ответ на него можно дать после анализа образовавшихся повреждений. Различные источники травмирования водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), неодинаковые интенсивность и направленность инерционных смещений их тел отличаются локализацией частотой возникновения [1—9], что делает их изучение актуальной задачей.
Цель исследования — изучить особенности повреждений у пострадавших в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности, при ДТП.
Задачи исследования: изучение вида, числа и локализации всех повреждений, образующихся у пострадавших при ДТП в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности; поиск критериев, позволяющих устанавливать местоположения пострадавших.
Материал и методы
Материал исследования получен на основе архивных данных Бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы (2006—2010 гг.). Исследовали повреждения у 210 водителей, 60 пассажиров переднего сиденья (ППС), 30 пассажиров заднего левого сиденья (ПЗЛС), 30 пассажиров заднего среднего сиденья (ПЗСС) и 30 пассажиров заднего правого сиденья (ПЗПС).
Использовали сравнительный, морфометрический и статистический методы исследования. Морфометрический анализ включал определение вида повреждений: ссадина, кровоподтек, рана, перелом, повреждения внутренних органов (кровоизлияния, разрывы), их количество и локализацию. Кроме того, учитывали наличие либо отсутствие повреждений каждой области тела.
Результаты и обсуждение
1. Анализ частоты и вида повреждений у водителя и пассажиров показал существенные различия в частоте повреждений мягких тканей, костей скелета и травм внутренних органов (табл. 1).
У водителя частота повреждений мягких тканей была меньше, чем у пассажиров задних сидений, но превышала частоту повреждений внутренних органов у тех же пассажиров. Наибольшие различия в частоте травм костей скелета отметили у ППС, ПЗЛС, ПЗСС.
У ПЗЛС выявили максимальное количество повреждений мягких тканей, причем больше, чем у водителя и ППС. Частота повреждений костей скелета и внутренних органов у ПЗЛС оказалась наименьшей, при этом в травмах костей скелета максимальные различия отметили по сравнению с травмами у ППС.
У ПЗСС и ПЗПС наблюдали средние значения частоты формирования повреждений по сравнению с такими же показателями у водителя, ППС и ПЗЛС. Указанные различия не носили достоверный характер.
2. Существенные различия выявили при сравнении повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров (табл. 2).
Повреждения головы чаще формировались у ПЗЛС. Наибольшие различия частоты данных повреждений определили у ПЗЛС по сравнению с водителем и группой ППС.
Повреждения шеи отметили в большем количестве у водителя, у ППС их было значительно меньше, а минимальное количество отмечено у пассажиров задних сидений.
Повреждения на верхних конечностях чаще формировались у ППС. Наибольшая разница частоты повреждений верхних конечностей отмечена по сравнению с группой водителей. В группах ПЗЛС, ПЗСС и ПЗПС значительных различий в частоте повреждений не установили.
Повреждения груди чаще формировались у водителей. Наибольшие различия были зарегистрированы при сравнении с группой ПЗЛС, несколько меньшие с группами ПЗСС и ПЗПС, наименьшие с группой ППС.
Повреждения живота чаще наблюдали у водителей, несколько реже у ПЗПС и ПЗСС, еще реже у ППС и ПЗЛС.
Повреждения таза чаще выявляли у ПЗСС и ПЗПС. Наибольшие различия были при сравнении с группой ППС.
Повреждения на нижних конечностях чаще формировались у ППС. Разница частоты образования таких повреждений оказалась наибольшей по сравнению с группами водителей и ПЗЛС, меньшая — с группами ПЗСС и ПЗПС.
При сравнении частоты (в %) повреждений отдельных частей тела в группах (число степеней свободы равно 6; критическое значение χ2 при уровне значимости p<0,05 составляет 12,592):
— у водителя и ППС χ2=16,446. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;
— у водителя и ПЗЛС χ2=14,291. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;
— у водителя и ПЗСС χ2=13,210. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;
— у водителя и ПЗПС χ2=11,820. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;
— у ППС и ПЗЛС χ2=13,927. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при р<0,05;
— у ППС и ПЗСС χ2=9,970. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;
— у ППС и ПЗПС χ2=10,015. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;
— у ПЗЛС и ПЗСС χ2=4,080. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;
— у ПЗЛС и ПЗПС χ2=4,653. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05;
— у ПЗСС и ПЗЛС χ2=0,330. Связь между факторным и результативным признаками отсутствует; р>0,05.
3. Сравнили правосторонние и левосторонние повреждения различных частей тела у водителя и пассажиров при травме в салоне движущегося легкового автомобиля. Выявили существенные различия в частоте формирования повреждений на голове, шее, предплечьях, груди, животе, тазе, бедрах, стопах (табл. 3).
У водителя наиболее часто травмировалась левая сторона тела. Левосторонние повреждения головы и груди значительно превышали соответствующие правосторонние повреждения. Повреждения живота чаще отмечали на правой стороне, а травмы правых и левых конечностей встречались одинаково часто и отличались относительной равномерностью. Отметили важную особенность — постоянство образования повреждений на стопах.
У ППС наиболее часто наблюдали травмы правой стороны тела. Повреждения головы и шеи значительно чаще располагались на правой стороне, а повреждения живота и таза, напротив, чаще слева. Повреждения правых плеча и правой кисти встречались чаще, чем левых. За счет более частой травматизации левого предплечья отметили небольшое преобладание повреждений на левой руке. Число повреждений на правых бедре и голени было больше, чем на левой конечности. Особенностью травмы у ППС можно считать отсутствие повреждений на стопах.
У ПЗЛС чаще, чем у водителя и других пассажиров, наблюдали травмы левой стороны тела, в основном левой половины головы, в меньшей степени травмы предплечья, груди, живота, бедра. Преобладали правосторонние повреждения таза и правой кисти, но не наблюдали повреждений на стопах.
У ПЗСС повреждения несколько равномернее и симметрично располагались на правой и левой сторонах тела. Повреждения на голове и животе с небольшим преобладанием локализовались на левой стороне, а груди и таза, напротив, чаще слева. На конечностях отметили относительно одинаковую частоту право- и левосторонних повреждений. На стопах повреждения отсутствовали.
У ПЗПС чаще, чем у водителя и других пассажиров, наблюдали травмы правой стороны тела. Преобладание правосторонних повреждений груди, живота и таза, верхних конечностей было менее выраженным. Наиболее часто отмечали повреждения правой стороны головы, а также правых нижних конечностей. Повреждения на стопах не характерны для ПЗПС.
Проведенное исследование показало, что признаки общего ударного сотрясения тела не являются постоянными. Кровоизлияния в корни легких были выявлены у 11% водителей, 27% ПЗЛС, 70% ПЗСС и 37% ПЗПС. Кроме этого, у 32% водителей наблюдали кровоизлияния в брыжейку кишечника.
Заключение
Проведенный анализ вида, частоты и локализации повреждений у водителей и пассажиров современных легковых автомобилей, погибших в ДТП в результате фронтального столкновения автомобиля с препятствием, позволил выявить следующие общие и частные закономерности. Эти закономерности помогут диагностировать местоположение пострадавшего в салоне автомобиля.
Общие закономерности:
— отсутствие «классических» повреждений на груди и животе у водителей;
— преобладание наружных повреждений над повреждениями костной ткани и внутренних органов;
— преобладание повреждений головы над повреждениями других частей тела;
— преимущественная травматизация стороны тела на стороне местоположения пострадавшего в салоне автомобиля.
Частные закономерност и:
— у водителей:
— меньшая частота формирования повреждений мягких тканей и внутренних органов и бόльшая частота травматизации костей скелета, чем у пассажиров задних сидений;
— бо́льшая частота образования левосторонних повреждений головы и груди, частая травматизация тканей шеи, живота и таза с правой стороны, меньшая травматизация верхних и нижних конечностей с постоянным повреждением стоп;
— нечастое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких;
— у пассажиров переднего сиденья:
— наименьшая частота повреждений мягких тканей и максимальная травматизация костей скелета и внутренних органов;
— относительно высокая частота повреждений головы и груди, максимальная травматизация верхних и нижних конечностей и минимальная живота и таза;
— бо́льшая частота образования правосторонних повреждений головы, шеи, левых плеча и кисти, левых плеча и голени, а также более частая травматизация тканей живота и таза с левой стороны, отсутствие повреждений на стопах;
— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела в виде кровоизлияний в корни легких и брыжейку кишечника;
— у пассажиров заднего левого сиденья:
— максимальная частота повреждений мягких тканей и минимальная травматизация внутренних органов;
— максимальная частота повреждений головы и минимальная травматизация живота при средних показателях частоты повреждений других частей тела;
— бо́льшая частота левосторонних повреждений головы и груди, относительно частая травматизация тканей шеи, а также таза с правой стороны, преобладание повреждений на левых конечностях, меньшая травматизация верхних и нижних конечностей, отсутствие повреждений на стопах;
— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких;
— у пассажиров заднего среднего сиденья:
— средняя частота повреждений мягких тканей, достаточно частая травматизация костей скелета и незначительная частота травматизации внутренних органов;
— относительно высокая частота повреждений головы, верхних конечностей, груди, живота и таза, относительно невысокая частота повреждений нижних конечностей;
— равномерное образование повреждений на левой и правой сторонах тела;
— отсутствие повреждений на стопах;
— частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела в виде кровоизлияний в корни легких и брыжейку кишечника;
— у пассажиров заднего правого сиденья:
— средние значения частоты повреждений мягких тканей, достаточно частая травматизация костей скелета и невысокая частота травматизации внутренних органов;
— относительно высокая частота повреждений головы, верхних конечностей, груди, живота и таза, относительно невысокая частота повреждений нижних конечностей;
— высокая частота правосторонних повреждений головы, груди, живота, таза, преобладание повреждений на правых конечностях, отсутствие повреждений на стопах;
— относительно частое формирование признаков общего ударного сотрясения тела, в основном в виде кровоизлияний в корни легких.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.