Осмотр можно считать одним из самых древних следственных действий. В зависимости от развития общества менялись и нормативные правовые акты, регламентирующие его производство. В настоящее время законодатель не дает определения осмотра в целом как следственного действия. В УПК РФ приводится лишь разъяснение основания производства осмотра места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов как действий, которые производятся в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК РФ). Одновременно с этим УПК РФ раздельно регламентирует порядок производства осмотра в целом (ст. 177 УПК РФ) и осмотра трупа (ст. 178 УПК РФ), приравнивая к последнему и эксгумацию. Такая формулировка дает формальные основания при обнаружении трупа раздельно проводить осмотр места происшествия и осмотр трупа, фиксируя данные действия в разных протоколах.
В криминалистике существуют исчерпывающие рекомендации по поводу организации осмотра, причем традиционно осмотр трупа входит в осмотр места происшествия. Очевидно, что следы действий, увязанных в пространстве и времени, должны описываться как единое целое. Только это даст единую картину произошедшего и сформирует у следователя правильное восприятие места происшествия. Однако в некоторых случаях, например при большом объеме работы и ограниченном времени, следователю разумнее принять решение о раздельном осмотре места происшествия и трупа. Таким образом, формулировки законодательства с учетом рекомендаций криминалистики дают возможность следователю творчески принимать решения по осмотру места происшествия и трупа, достигая максимального эффекта для следствия.
Эти же формулировки УПК РФ часто формируют у судебно-медицинских экспертов убеждение, что их задачей является лишь осмотр трупа, причем никак не связанный с осмотром места происшествия. Теория и практика криминалистики и судебной медицины показывают, что осмотр трупа может проводиться как самостоятельное следственное действие, а также в рамках осмотра места происшествия или в ходе эксгумации, поэтому необходимо регламентировать действия судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа, исключающие неправильную трактовку законодательства. Учитывая объемность и направленность поставленной задачи, это целесообразно проводить не на уровне законодательства, а на уровне внутриведомственных нормативных актов. Наиболее простым вариантом может быть разработка новых «Правил работы специалиста в области судебной медицины (врача) при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)».
Наиболее полным документом этого уровня правового регулирования в настоящее время можно считать «Правила работы врача-специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)» [1], принятые еще в 1978 г., по сути, в другую эпоху жизни России. Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденная приказом Минздрава России №161 от 24.04.03 [2], не отменила настоящих Правил. Она несущественно изменила особенности осмотра трупа на месте его обнаружения при различных видах смерти и даже не упомянула других разделов данных Правил. Не улучшило ситуацию и принятие Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России №346н от 12.05.10 [3]. Если в Инструкции [2] хотя бы присутствовал раздел, посвященный участию врача — судебно-медицинского эксперта в осмотре трупа на месте его обнаружения, куда входили «особенности осмотра трупа при различных повреждениях и видах смерти», то в Порядке [3] осмотр трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения отнесен в раздел «Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа», куда это, исходя из положений УПК РФ, относиться просто не может. Причем Порядок по сравнению с ранее действующей Инструкцией не внес ничего нового и несущественно изменил особенности самого осмотра трупа на месте его обнаружения при различных видах смерти.
Разработка новых «Правил работы специалиста в области судебной медицины (врача) при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)» требует анализа как существующей нормативной правовой базы, так и сложившейся практики. Рассмотрим некоторые из самых спорных моментов, которые должны быть отражены в таком документе.
Прежде всего труп должен максимально полно осматриваться на месте его обнаружения. Как и предполагалось в Правилах 1978 г. [1], в исключительных случаях, когда на месте обнаружения трупа нет условий для его осмотра, труп по возможности осматривают на месте, а затем направляют в морг, где производят детальный осмотр. Однако следует отметить, что осмотр в морге должен проводиться по правилам следственного осмотра как самостоятельное следственное действие. Исходя из положений УПК РФ, он может проводиться только следователем с привлечением специалиста в области судебной медицины с составлением соответствующего протокола, но никак не самим специалистом. Расценивать его как продолжение осмотра трупа на месте происшествия нельзя.
В Правилах 1978 г. [1] отмечалось, что штатный врач — судебно-медицинский эксперт, принимавший участие как специалист в осмотре трупа на месте его обнаружения, вправе участвовать далее в качестве судебно-медицинского эксперта по делу и ему целесообразно поручать производство судебно-медицинской экспертизы этого трупа. С принятием УПК РФ законодатель усилил правовую базу этого положения, указав, что предыдущее участие эксперта в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не является основанием для отвода (ст. 70 УПК РФ). Учитывая особенность судебно-медицинских знаний, участие специалиста в изначальном осмотре трупа и последующее производство им же экспертизы может только повысить качество экспертных заключений.
К положительным моментам Правил 1978 г., отражающим потребности практики, опережающие положения уголовно-процессуального законодательства того времени (УПК РСФСР), можно отнести регламентацию деятельности врача-специалиста в области судебной медицины на месте обнаружения трупа (п. 1.7). Лишь с принятием УПК РФ, давшего определение понятия «специалист», они нашли законодательное обоснование и, естественно, должны быть внесены в новые Правила. Исходя из задачи привлечения специалиста в области судебной медицины к производству осмотра места происшествия, необходимо подчеркнуть, что специалист в области судебной экспертизы при осмотре трупа должен: выявлять признаки, позволяющие судить о времени наступления смерти, характере и механизме возникновения повреждений, и другие данные, имеющие значение для следственных действий; консультировать следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы; оказывать следователю помощь в обнаружении и изъятии следов биологического происхождения, а также предметов, орудий и других объектов, имеющих отношение к повреждениям или особенностям, обнаруживаемым на трупе; обращать внимание, в рамках своей области знаний, следователя на все особенности, которые имеют значение для данного случая; давать пояснение по поводу выполняемых им действий.
Весьма важным для регламентации действий специалиста является тот факт, что, исходя из положений УПК РФ, при осмотре трупа на месте происшествия нельзя производить исследования. Все действия, осуществляемые судебным медиком, с одной стороны, должны быть направлены на максимальную констатацию фактов, а не на их оценку, а с другой — не должны изменять состояние трупа. Следовательно, необходимо очень подробно оговорить методики, используемые специалистом в области судебной медицины. В основу их применения следует заложить научную обоснованность и возможность собрать максимальную информацию о состоянии трупа, не допуская его изменений. Исходя из этого, наиболее приемлемыми будут действия специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения, выражающиеся в констатации и информировании следователя с последующим занесением в протокол антропологических и особых признаков трупа, его позы, положения конечностей, различных следов, предметов, находящихся на трупе, около него и под ним, состояния поверхности, на которой находится труп; положения одежды на трупе и ее состояния; состояния зрачков, роговиц, слизистых оболочек глаз, состояния естественных отверстий (наличие инородных предметов, выделений и пр.); наличия ранних трупных явлений с указанием времени их исследования; степени охлаждения открытых и закрытых одеждой участков тела (на ощупь); температуры тела (электротермометром с указанием, в каком участке тела измерена), температуры в прямой кишке и температуры окружающего воздуха; наличия, расположения, цвета трупных пятен, изменения их цвета при дозированном давлении и быстроты восстановления первоначальной окраски (в секундах); степени выраженности трупного окоченения в различных группах мышц; реакции поперечнополосатых мышц на механическое воздействие; электровозбудимости поперечнополосатых мышц; характера зрачковой реакции на введение в переднюю камеру глаза растворов пилокарпина и атропина; наличия поздних трупных явлений (гниение, жировоск, мумификация и др.), степени их выраженности и анатомическая локализация; наличии повреждений на кистях рук и других особенностей (зажатые волосы и другие предметы); цвета и состояния кожного покрова; наличия на трупе повреждений и их особенностей; наличия на трупе и около него следов биологического происхождения (похожих на кровь, выделения и др.), их описание и указание месторасположения; запаха изо рта (алкоголь и др.) при надавливании на грудную клетку; признаков возможного самостоятельного передвижения пострадавшего после получения травмы или перемещения (изменение положения) трупа; наличия насекомых на трупе и одежде, их характер, места наибольшего скопления.
С учетом необходимости документирования как можно большего числа фактов, которые могут свидетельствовать о причинах смерти и времени ее наступления и невозможности проводить исследования крайне важно оговорить некоторые моменты.
1. При осмотре одежду с трупа не снимают, а только расстегивают и приподнимают, о чем делают соответствующую запись в протоколе.
2. Запрещаются зондирование и другие действия, изменяющие первоначальный вид или свойства повреждений; обмывание водой или удаление другими способами высохшей крови с повреждений и окружающей кожи (во избежание возможной утери вещественных доказательств — находящихся в области повреждений кусочков дерева, металла, стекла, краски, пороховых зерен, копоти выстрела и др.); извлечение орудий и предметов, фиксированных в повреждениях (их надлежит оставлять в исходном положении, обеспечивая сохранность при транспортировке трупов в морг).
3. Передавать следователю обнаруженные в области повреждений инородные тела для приобщения к материалам осмотра можно только в случае их свободного положения в области повреждения. В противном случае при транспортировке трупа они могут быть утрачены.
Очевидно, что соблюдение процессуальных правил осмотра, основанных на научном понимании данного следственного действия, снимает все дискуссии о возможности применения при осмотре трупа методов измерения температуры, например печени, связанных с нарушением целостности трупа.
Несмотря на множество интересных и даже опережающих свое время положений, Правила 1978 г. содержали требования, идущие вразрез с процессуальным законодательством как современным, так и того периода. Так, в п. 2.2 Правил специалисту в области судебной медицины давалось право на основании данных наружного осмотра трупа и места его обнаружения в устной форме отвечать следователю на следующие вопросы: какова приблизительно давность наступления смерти, есть ли признаки изменения положения трупа после наступления смерти, имеются ли на трупе наружные повреждения, каким предположительно орудием (оружием) они нанесены, является ли место обнаружения трупа местом, где были нанесены повреждения, выявленные при осмотре трупа, имеются ли на трупе или на месте его обнаружения следы, похожие на кровь, выделения или иные следы, какова возможная причина смерти. При этом имелась специальная оговорка, что специалистом в области судебной медицины могут быть даны ответы и на другие вопросы, не выходящие за пределы его компетенции и не требующие дополнительных исследований. Однако очевидно, что действия, проводимые без нарушения состояния трупа, направленные лишь на подробное описание его состояния, могут дать весьма приблизительные ответы на поставленные вопросы. Признавая это, Правила 1978 г. специально оговаривали, что «высказывания врача-специалиста в области судебной медицины, основанные только на данных наружного осмотра трупа, являются предварительным мнением и не должны рассматриваться как экспертное заключение (последнее дается после полной судебно-медицинской экспертизы трупа)».
Очевидно, что такие ответы относятся к умозаключениям и не могут быть занесены в протокол осмотра трупа. Однако если речь идет о получении информации следователем, то теоретически она может быть получена только в рамках уголовного судопроизводства. Следовательно, либо в УПК РФ должно быть процессуальное действие, предполагающее дачу специалистом ответов следователю, либо такие действия незаконны. Ближе всего к описанной форме взаимодействия подходит «заключение специалиста», под которым понимается «представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами» (ст. 80 УПК РФ). Однако, хотя УПК РФ и учитывает его в качестве одного из видов доказательств (ст. 74 УПК РФ), самого такого действия УПК РФ не регламентирует. По мнению большинства ученых [4—6], заключение специалиста не связано с исследовательской деятельностью, а имеет консультационный характер, в нашем случае опирающийся на специальные знания судебного медика. Несмотря на отсутствие сторон до возбуждения уголовного дела, а следовательно, и невозможности ими поставить перед специалистом вопросы, все-таки можно предположить, что на осмотре места происшествия специалист в области судебной медицины выполняет две функции, возлагаемые на «специалиста» УПК РФ. Сначала он участвует в качестве «специалиста» в осмотре места происшествия, а затем выступает в качестве «специалиста», дающего «заключение специалиста» на основании данных, полученных ранее им же, но в ином качестве. Однако в этом случае согласно УПК РФ специалист должен писать заключение в письменном виде и формировать его на основе стандартных общенаучных знаний, а не на оценке совокупности оригинальных фактов, полученных при осмотре данного трупа. Эта схема слишком сложна и требует очень четкого контроля, чтобы не перейти черту между констатацией фактов и умозаключением.
С научной точки зрения перспективнее отталкиваться от ориентирующего характера информации, сформированной исходя из проводимых (пусть и ограниченных в методах) исследований трупа, которую может дать специалист в области судебной медицины. Она нужна для формирования версий и раскрытия «по горячим следам». Все это характеризует юридическую форму оперативно-розыскной информации, получаемой в рамках оперативно-розыскной деятельности. Следовательно, проведение предварительных исследований при осмотре трупа логичнее рассматривать как участие специалиста в оперативно-розыскном мероприятии «исследование предметов и документов», предусмотренном ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Эта деятельность не относится к процессуальной и не может регламентироваться в рамках правил организации проведения следственного действия.
Особая роль в разработке новых «Правил работы специалиста в области судебной медицины (врача) при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия)» должна отводиться учету научных основ методик расследования и раскрытия преступлений. Так, исследование электровозбудимости, механического раздражения поперечнополосатых мышц и зрачковой реакции на атропин и пилокарпин целесообразно проводить во всех случаях, так как время наступления смерти на момент обнаружения трупа всегда неизвестно. Согласно положениям криминалистики, оно будет определяться именно в ходе расследования, в том числе и путем проведения судебно-медицинских экспертиз.
Проводимое в Российской Федерации в рамках правовой реформы совершенствование законодательства и ведомственных нормативных правовых актов исключает дублирование функций. Поэтому разработка новых Правил потребует и внесения изменений в Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России №346н от 12.05.10 [3]. Раздел, посвященный осмотру трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения, выходит за рамки предмета правового регулирования указанного Порядка. Его будет целесообразно исключить из него и перенести в разрабатываемые Правила.
Таким образом, реалии современной практики требуют упорядочения деятельности специалиста в области судебной медицины при осмотре трупа на месте происшествия. Сложность и объем области правового регулирования диктуют необходимость реализации этой задачи в форме разработки самостоятельного ведомственного нормативного правового акта, некоторые положения которого представлены в данной работе.