Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Янушевич О.О.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Митронин А.В.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Кузьмина Э.М.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Современные подходы к организации и проведению Итоговой государственной аттестации выпускников МГМСУ по специальности "Стоматология"

Авторы:

Янушевич О.О., Митронин А.В., Кузьмина Э.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(5): 65‑69

Просмотров: 336

Загрузок: 4


Как цитировать:

Янушевич О.О., Митронин А.В., Кузьмина Э.М. Современные подходы к организации и проведению Итоговой государственной аттестации выпускников МГМСУ по специальности "Стоматология". Российская стоматология. 2011;4(5):65‑69.
Yanushevich OO, Mitronin AV, Kuz'mina ÉM. Modern approaches to the organization and carrying of the state final attestation of the graduates from the Moscow State Medical Stomatological University with a stomatological background. Russian Journal of Stomatology. 2011;4(5):65‑69. (In Russ.)

В соответствии с федеральным законом и положением об Итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ в Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ) проведена Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 060105.65 «Стоматология». Аттестация проводилась в три этапа: итоговое тестирование; оценка практических умений (на фантомах, муляжах, у постели и/или кресла пациента); оценка уровня клинической подготовленности выпускника путем собеседования. Утверждена Государственная аттестационная комиссия по специальности «Стоматология» в составе: Б.Н. Давыдов (председатель) - проф., засл. деятель науки РФ, член-корр. РАМН, президент Тверской государственной медицинской академии; Э.М. Кузьмина (зам. председателя) - проф., зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний; Р.И. Стрюк (зам. председателя) - проф., зав. кафедрой внутренних болезней. Секретари ГАК: Г.И. Лукина - доцент кафедры пропедевтической стоматологии; С.Ю. Страхова - доцент кафедры детской терапевтической стоматологии и другие члены комиссии.

Деканатом факультета совместно с комиссией по проведению Итоговой государственной аттестации доведены до сведения студентов программа, форма и условия проведения аттестационных испытаний; подготовлены списки студентов, допущенных до экзаменов, протоколы заседания Государственной аттестационной комиссии. Подготовлены аудитории, компьютерная техника, студенты ознакомлены с типовыми контрольно-измерительными материалами.

Ректор МГМСУ засл. врач РФ, главный специалист по стоматологии Минздравсоцразвития РФ проф. О.О. Янушевич на неоднократных встречах с выпускниками рассказал студентам о предстоящем госэкзамене и новом подходе к первому этапу - итоговое тестирование. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.01.10 №16-3/10/2-486 образовательным учреждениям предложено планирование и проведение тестового этапа Итоговой государственной аттестации осуществлять самостоятельно. Учитывая преимущества электронного тестирования, целесообразно проводить его при Итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета с помощью специализированного программного обеспечения.

1 июня 2010 г. состоялся первый этап Итоговой государственной аттестации выпускников МГМСУ по специальности «Стоматология» - итоговое тестирование, подготовка тестов для которого в этом году впервые стала обязанностью вузов. Для формирования пакета контрольно-измерительных материалов и создания тестов нового типа приказом ректора МГМСУ проф. О.О. Янушевича была сформирована рабочая группа (руководитель - декан стоматологического факультета проф. А.В. Митронин, зам. руководителя - проф. Э.М. Кузьмина).

Первоочередной задачей явилась разработка структуры теста. Было принято решение его логического построения от простого к более сложному, от гуманитарных и медико-биологических дисциплин - к дисциплинам специальности.

Традиционно итоговый тест состоял из 100 тестовых заданий, 30% которых включали вопросы блока гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и общеклинических дисциплин и представляли собой тестовые задания с одним правильным ответом.

В 70% заданий, где представлены профессиональные стоматологические дисциплины, присутствовали вопросы возрастающей сложности: в 40% случаев они были достаточно простыми, с одним правильным ответом, а 20% заданий - в большей степени интегрированными, требующими решения некоторых клинических ситуаций, и поэтому могли иметь несколько ответов. Наиболее сложные 10% заданий профессионального блока требовали определения правильной последовательности, алгоритма действий выполнения лечебно-профилактических манипуляций.

Процент заданий в тесте, касающихся стоматологических дисциплин и компетентности выпускника МГМСУ, зависел от количества общих часов, заложенных в учебном плане по специальности «Стоматология».

Вторая задача, поставленная перед рабочей группой, заключалась в определении формы проведения самого процесса тестирования. Современные информационные технологии требуют новых форм его осуществления, а именно - компьютерного тестирования. Ранее на стоматологических факультетах вузов страны проводили федеральное тестирование, при котором выпускники выполняли задания в тестовой форме, составленные по эмпирическому принципу, - всего 10 вариантов на бумажных носителях. Постоянно высокий процент правильных ответов по результатам тестирования студентов диктовал необходимость разработки новых форм и подходов, позволяющих более объективно выявлять знания выпускников.

Рабочей группой по подготовке контрольно-измерительных материалов был сформирован новый объемный пакет инновационных тестов в количестве, превышающем число выпускников, а компьютерная выборка в трех тестах позволила формировать неповторяющийся набор заданий для многочисленных вариантов (в электронных и бумажных версиях).

В целях демократизации при переходе на новые инновационные формы контроля теоретических знаний выпускников было принято решение о проведении тестирования двумя способами - бумажным и электронным, причем право выбора оставили за студентом.

Для решения третьей задачи, заключающейся в использовании специализированного программного обеспечения этапа тестирования, был привлечен отдел прикладного программного обеспечения управления информационных технологий МГМСУ.

В рамках инновационного проекта №6 с целью создания единого информационного пространства и развития образовательной деятельности университетом были приобретены:

- портал дистанционного образования;

- средство для создания интерактивного учебного материала (электронного курса) Websoft CourseLab;

- комплексная информационная система Вектор.

На базе данного прикладного программного обеспечения формировался процесс создания вариантов тестов и система их проверки.

Для определения количества студентов, желающих пройти тестирование в той или иной форме, был организован опрос на портале дистанционного образования МГМСУ. Кроме того, членами Государственной аттестационной комиссии принимались заявления и в письменном виде. Результаты показали, что 60% студентов выразили желание пройти тестирование на бумажных носителях (тесты были новые и варианты не повторялись), 40% - участвовать в электронном тестировании.

Ответственная и трудоемкая работа по созданию тестов легла на плечи ведущего профессорско-преподавательского состава кафедр факультета, и всего было предложено 2500 заданий. Скорректировать их помогло пробное электронное тестирование выпускников, проведенное на кафедре медицинской информатики в течение апреля-мая 2010 г.Такой вид самоподготовки студентов позволил сделать некоторые выводы и продемонстрировал ряд преимуществ компьютерного тестирования. Это:

- динамика роста обновления знаний студента по мере его подготовки к экзаменационному тестированию;

- свободное владение приемами и навыками работы с порталом дистанционного образования;

- четкое представление студента о структуре теста;

- самостоятельное ознакомление с материалами тестирования;

- проведение анализа заданий теста;

- самостоятельная работа студента в удобное для него время;

- удаление барьера между студентом и компьютером;

- проверка работоспособности программного обеспечения.

Доступ на портал дистанционного образования МГМСУ был открыт для студентов своевременно. Каждый пятикурсник под своим логином и паролем мог попасть на страницу выпускника, где были представлены три пробных теста, и проверить свои силы. Все материалы, используемые для тестирования, были представлены для ознакомления студентов.

Результаты деятельности рабочей группы по созданию тестов по специальности «Стоматология» контролировались ректором МГМСУ проф. О.О. Янушевичем и неоднократно заслушивались на заседаниях ректората.

Первый этап Итоговой государственной аттестации выпускников - тестирование - прошел в торжественной обстановке. Перед началом экзамена с напутственными словами перед выпускниками выступили: ректор МГМСУ засл. врач РФ проф. О.О. Янушевич, президент МГМСУ акад. РАМН проф. Н.Д. Юшук, председатель Государственной аттестационной комиссии проф. Б.Н. Давыдов, декан стоматологического факультета проф. А.В. Митронин. Студентам зачитали инструкцию по заполнению контрольного листа и пожелали удачи.

Каждый студент, проходящий тестирование на бумажных носителях, получал индивидуальный тест. На тестирование был отведен 1 ч 40 мин.

Несмотря на легкую систему проверки, существенной оказалась нагрузка на профессорско-преподавательский состав комиссии, от которого требовались предельное напряжение, внимание и ответственность. Анализ полученных результатов пришлось выполнять вручную.

Компьютерное тестирование проводили на кафедре медицинской информатики. Приветственные слова студентам произнесла заместитель председателя Государственной аттестационной комиссии проф. Э.М. Кузьмина. Была также зачитана инструкция о порядке прохождения электронного тестирования, имеющего свои особенности. Для прохождения теста было выделено 100 мин. Тишина, торжественность и доброжелательность отмечены в течение всего времени проведения тестирования. Сбоев технического и программного характера не было. Экзамен организован и проведен на высоком уровне.

Все студенты последовательно прошли первый этап тестирования, и по его окончании был сформирован пользовательский отчет, представлявший процент правильных ответов на каждый логин студента. Благодаря новым технологиям, для проверки результатов тестирования не потребовалось большого числа членов Государственной аттестационной комиссии, не было потрачено время на получение итоговых оценок, исключен человеческий фактор ошибки.

После окончания тестирования на портале дистанционного образования МГМСУ были выложены его результаты. По результатам тестирования выпускников 5 студентов не справились с заданием - оценка «незачтено». Анализ итогов первого этапа показал правильность подхода и выбора методов итогового тестирования выпускников.

Каждый студент, имея свой логин и пароль, мог ознакомиться с результатами своего тестирования.

По нашему мнению, учитывая преимущества электронного тестирования, целесообразно данный этап Итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета проводить с помощью специализированного программного обеспечения.

Ректоратом университета уделяется большое внимание практической подготовленности студентов и ее контролю. Поэтому особая подготовка и проведение второго этапа Итоговой государственной аттестации выпускников - оценки практических умений - стали предметом пристального внимания Государственной аттестационной комиссии.

Для осуществления второго этапа были переработаны и сформулированы практические навыки, которыми должен владеть выпускник по окончании обучения по профилактической, терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, а также по оказанию неотложной врачебной помощи и проведению клинического обследования пациента с оформлением истории болезни. По каждой из предложенной манипуляции были разработаны критерии оценки по 100-балльной системе.

Второй этап аттестации, где студенты демонстрировали практические умения, проходил в течение 2 дней на трех клинических базах университета (ответственные на стоматологических комплексах за подготовку данного этапа экзамена - профессора А.Ю. Малый, И.Ю. Лебеденко, С.Д. Арутюнов и сотрудники кафедр отлично справились с работой).

В состав экзаменационных комиссий входили высококвалифицированные преподаватели из числа профессоров и доцентов по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, отдельно были сформированы комиссии для оценки реанимационных манипуляций при оказании неотложной помощи. Комплект междисциплинарного задания содержал перечень определенных манипуляций, который необходимо выполнять выпускнику в соответствии с ГОС ВПО. Каждый студент получал задание, которое включало клиническое обследование пациента с оформлением истории болезни, оказание неотложной помощи на фантоме и манипуляции по терапевтической (в том числе профилактической), хирургической и ортопедической стоматологии на стоматологических симуляторах. При оценке выполнения студентами манипуляций на фантомах по предложенным разделам стоматологии учитывалась организация рабочего места, правильность использования средств индивидуальной защиты, выбора инструментов, соблюдение последовательности и качества выполнения практической процедуры.

Для проведения третьего этапа итоговой аттестации подготовлены индивидуальные задания каждому студенту факультета.

Все комплекты аттестационных материалов составлены в виде «Медицинской карты», представляют собой хорошо знакомую каждому студенту типовую форму «клинической задачи». В «Медицинской карте» представлена вся информация о болезнях, которые подлежат диагностике и лечению. Информация изложена в соответствующих разделах, которые врач-стоматолог регистрирует в ходе обследования пациента. Большинство клинических задач опубликовано в учебно-методических пособиях для Итоговой государственной аттестации выпускников медицинских вузов РФ, изданных нашим университетом. Каждая задача снабжена иллюстрациями, которые соответствуют тому этапу обследования больного, на котором эта информация необходима. Все визуализированные характеристики заболевания или иного статуса пациента дублированы в соответствующем разделе «Медицинской карты». Весь объем заданий в форме «Медицинской карты» неоднороден и представляет собой два основных варианта изложения клинической информации. Это - «Медицинская карта стоматологического больного» (форма №043/у) и «Медицинская карта стационарного больного» (форма №003/у). При получении двух таких «Медицинских карт» у выпускников есть время для подготовки и осмысления материала для последующего собеседования с членами комиссии. Каждый выпускник поставлен в равные условия независимо от содержания конкретного комплекта, который станет для него аттестационным. По результатам собеседования выпускников у 1 студента оценка «неудовлетворительно». Итоговая оценка по сдаче аттестационных экзаменов складывалась из результатов всех этапов. По результатам Итоговой государственной атестации 6 выпускников междисциплинарный экзамен не сдали.

Выпускники поблагодарили членов Государственной аттестационной комиссии, ученый совет, ректорат МГМСУ, деканат факультета и выразили глубокое удовлетворение предоставленными образовательными услугами.

Государственная аттестационная комиссия отметила очень хорошую организацию и требовательное проведение Итоговой государственной аттестации и констатировала высокий уровень подготовленности выпускников по специальности «Стоматология» в Московском государственном медико-стоматологическом университете.

Рисунок 1. «Результаты» в руках.

Рисунок 2. Документы хорошо заполнены.

Рисунок 3. Экзамен по демонстрации практических навыков принимает председатель Государственной аттестационной комиссии проф. Б.Н. Давыдов.

Рисунок 4. Демонстрация практических навыков прошла успешно.

Рисунок 5. Идет собеседование.

Рисунок 6. Собеседование.

Рисунок 7. Объявление результатов Итоговой государственной аттстации.

Рисунок 8. Члены Государственной аттестационной комиссии.

Рисунок 9. Выпускники поблагодарили членов Государственной аттестационной комиссии и выразили глубокое удовлетворение предоставленными образовательными услугами.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.