Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шепель Р.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Драпкина О.М.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии

Москалева Н.Б.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Росссийской Федерации», Москва, Россия

Храпылина Л.П.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Росссийской Федерации», Москва, Россия

Булгакова Е.С.

ФГБУ «Научный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия

Участие государства в реализации права на питание. Часть 2

Авторы:

Шепель Р.Н., Драпкина О.М., Москалева Н.Б., Храпылина Л.П., Булгакова Е.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1056

Загрузок: 21


Как цитировать:

Шепель Р.Н., Драпкина О.М., Москалева Н.Б., Храпылина Л.П., Булгакова Е.С. Участие государства в реализации права на питание. Часть 2. Профилактическая медицина. 2020;23(1):7‑14.
Shepel RN, Drapkina OM, Moskaleva NB, Khrapylina LP, Bulgakova ES. Government participation in the realization of the nutrition right. Part 2. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(1):7‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2020230117

Права человека — это неотъемлемые права каждого человека независимо от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Впервые на международном уровне право на пищу было закреплено в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве компонента права на достаточный жизненный уровень: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» [1].

Несколько позже, в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дано определение понятия «право на питание» как «...право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни...» [2].

Среди главных целей Декларации социального прогресса и развития ООН 1969 г. «...ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание...» [3]. Одним из рекомендуемых способов для достижения этой цели служит «принятие мер для резкого увеличения и диверсификации сельскохозяйственного производства, в частности, путем проведения демократических аграрных реформ, с целью обеспечения достаточного и хорошо сбалансированного снабжения продовольствием, справедливого распределения его среди всего населения и улучшения норм питания...».

Необходимость изменений, в том числе в области сельского хозяйства, каждого заинтересованного государства в соответствии с его суверенными соображениями и внутренними законодательствами провозглашены в 1974 г. Всеобщей декларацией о ликвидации голода и недоедания ООН [4]. Согласно этому нормативному документу, «...каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей...». Уже к тому времени общество обладало достаточными ресурсами, возможностями и техникой, чтобы достичь этой цели, однако бедность и голод по сей день имеют место быть. Таким образом, этот международный документ практически объединяет право на питание, право на жизнь и право на достойное существование человека.

Действительно, права человека находятся в тесной связи друг с другом — нарушение права на питание может способствовать ограничению реализации других прав, и наоборот. Так, анализируя права человека, декларированные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., можно утверждать, что право человека на питание взаимосвязано с другими правами человека. Такими как:

Право на здоровье: отсутствие полноценного и качественного питания служит причиной развития ряда заболеваний, тем самым создавая угрозу права на здоровье.

Право на жизнь: люди, которые в силу определенных причин не имеют возможности обеспечить себя питанием, сталкиваются с угрозой смерти от голода или от болезней, обусловленных недостаточным питанием.

Право на воду: реализация права на питание немыслима без доступа к безопасной питьевой воде для личных и бытовых целей.

Право на достойное жилище: при отсутствии в доме условий для безопасного приготовления и хранения пищевых продуктов реализация права на питание ставится под угрозу. Кроме того, высокая стоимость жилья косвенно может снизить расходы человека на питание, тем самым ограничив реализацию права на питание.

Право на образование: голод и недоедание снижают способности детей к учебе; недостаточное питание может служить причиной того, что ребенок не ходит в образовательное учреждение в виду занятости трудом с целью последующего приобретения продуктов питания; кроме того, чтобы быть свободными от голода, люди должны получать навыки производства продуктов питания и владеть знаниями о питательном рационе.

Право на труд и социальное обеспечение: отсутствие занятости и социального обеспечения служат одной из основных причин недостаточного питания и голода. Крайне важно, чтобы минимальный размер оплаты труда был сопоставим со стоимостью потребительской корзины.

Свобода ассоциаций и право принимать участие в государственных делах: крайне важно, чтобы мнение малочисленных этнических и национальных групп (ввиду исторических особенностей питания) было услышано и нашло отражение в государственной производственной политике с целью защиты права на питание.

Право на информацию: реализация права на информацию способствует свободному потребительскому выбору и служит источником получения данных в отношении продовольствия и питания, рынков и распределения ресурсов.

Свобода от наихудших форм детского труда: недостаточное питание и голод способствуют тому, что эта группа населения становится наиболее уязвимой к наихудшим формам труда (проституция, участие в военных действиях). Осуществление права на питание позволит избежать подобных ситуаций.

Право на питание в косвенной форме подтверждается в следующих международных нормативно-правовых документах.

— Статья II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09.12.46 запрещает предумышленное создание для какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их физическое уничтожение [5].

— Статья 23 раздела II Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12.08.49 регламентирует право Договаривающейся Стороны в предоставлении свободного пропуска всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой Договаривающейся Стороны, даже если последняя является неприятелем [6]. Другая Договаривающаяся Сторона должна также разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания. Кроме того, в пунктах 1 и 2 статьи 54 Дополнительного протокола I Женевской конвенции от 12.08.49 о защите гражданского населения во время войны от 08.06.97 запрещено «...использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны...» и «...подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использование гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине...» [7].

— Статья 6 части III Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.66 косвенно гарантирует право на питание путем реализации права на жизнь: «...Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [8].

— В пункте 2 статьи 12 части III Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.79 признается право «...соответствующего обслуживания женщин в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления...» [9].

— В пункте 2 статьи 24 и в пункте 3 статьи 27 части I Конвенции о правах ребенка от 20.11.89 декларируются [10]:

а) права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья — обеспечение мер по «...борьбе с болезнями и недоеданием, в том числе, в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды...» и «...обеспечению осведомленности всех слоев общества, в частности, родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний...»;

б) права на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка — «...государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем...».

В пункте f статьи 25 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 заявлено право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, не допускается дискриминационный отказ в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности [11]. В пункте 1 статьи 28 признается право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принятие надлежащих мер к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

К сожалению, в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. не закреплено право на обеспечение граждан РФ полноценным и качественным питанием [12]. Вместе с тем, созданы отдельные нормативные акты, которые способствуют реализации данного права. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 30.01.10 №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» предписывается, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием [28]. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. В нормативном документе дано определение продовольственной безопасности Российской Федерации — это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Право на питание в нашей стране реализуется в том числе косвенно через право на труд. В статье 37 Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы [13]. Средства, полученные за труд, могут быть реализованы на приобретение продуктов питания.

Вместе с тем в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями — статья 41 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.01 №197 (ред. от 05.02.18) позволяет в коллективном договоре предусматривать обязательства работодателя в отношении частичной или полной оплаты питания работников [14]. Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 22.08.95 №151-ФЗ (ред. от 18.07.17) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 16.01.18), спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований [15]. Вместе с тем в статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о том, что на работах с вредными условиями труда работники имеют право на бесплатное получение по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов [14]. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и/или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, которое в свою очередь регулируется Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.09 №46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» [16]. Ни Трудовой кодекс, ни Приказ №46н не дают определения лечебно-профилактического питания.

В статье 39 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано определение понятия «лечебное питание», т.е. питания, обеспечивающего удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии, с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний,̆ и выполняющего профилактические и лечебные задачи [17]. Право на бесплатное получение лечебного питания предоставляется гражданам, получающим медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19). Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаниий, за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление питания одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю, плата не взимается (статья 51).

В Статье 18 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждому гражданину РФ гарантировано право на охрану здоровья, которое реализуется путем охраны окружающей среды, созданием безопасных условии труда, благоприятных условии труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи [17]. Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая «...информацию о рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов...». Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством РФ (статья 23). Вместе с тем Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также регламентирует право на питание граждан, страдающих редкими/орфанными заболеваниями (статья 44). Напомним, что редкими/орфанными называют заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. населения. Наконец, статья 52 Федерального закона №323-ФЗ регламентирует обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей̆ в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, которое осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ [17].

Косвенно право на питание детей закреплено также и в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (в редакции от 07.03.18), в котором в статье 37 за обучающимися федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, закреплено право в обеспечении питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций [18]. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Согласно пункту 3 статьи 99 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.97 №1-ФЗ (ред. от 20.12.17) «...осужденные, не работающие по независящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства» [19]. Правительство РФ устанавливает минимальные нормы питания осужденных, при этом следует учитывать, что за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, ежемесячно возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. При этом осужденным беременным, кормящим матерям, несовершеннолетним, а также больным и инвалидам I или II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства от 11.04.05 №205 в редакции от 18.04.18 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждены нормы питания для перечисленных категорий граждан [20].

В табл. 1 приведен сравнительный анализ норм питания для подозреваемых и обвиняемых, минимальных норм питания осужденных к лишению свободы и рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания согласно Приказу Минздрава РФ от 19.08.16 №614. Установлено, что из 11 групп продуктов, рекомендуемых к потреблению с точки зрения здорового питания, установленные нормы гарантировано предоставляемого питания соответствуют по трем позициям (хлебные продукты, рыбопродукты и картофель). Остальные позиции — ниже рекомендуемых значений или вовсе отсутствуют (например, фрукты свежие или куриные яйца для подозреваемых и обвиняемых). Следует отметить более высокое суточное потребление пищевой поваренной соли, что может служить дополнительным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний среди данной группы граждан.

Таблица 1. Сравнение норм питания для подозреваемых и обвиняемых, минимальных норм питания осужденных к лишению свободы и рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания

Примечание. * — при условии 365 дней в году.

Вывод

Таким образом, анализ основных международных документов, регламентирующих право на питание, позволяет заключить, что право на питание вырабатывалось как норма договорного права, реализованная главным образом в нормативных документах ООН и ВОЗ. Эти документы носят рекомендательный характер и получают все большее распространение и признание в РФ. Подтверждением тому служит закрепление права на питание в ряде нормативных документов РФ. Вместе с тем анализ законодательных актов, прямо либо косвенно регламентирующих реализацию права на питание в РФ, показал, что ряд из них несовершенны. Не вызывает сомнения, что право на питание относится к числу фундаментальных прав человека, реализацию которого в нашей стране усугубляют ряд факторов. Только системный и взвешенный подход к данной проблеме с учетом опыта зарубежных стран способен решить данную проблему и установить контроль над ситуацией.

Участие авторов:

Анализ материала, написание статьи: Р.Ш.

Концепция: Н.М., Л.Х., О.Д.

Редактирование: Н.М., Л.Х., О.Д., Е.Б.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.