Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каган И.И.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Оренбургская научная школа клинической анатомии и экспериментальной хирургии. Юбилейный год: история и логика развития

Авторы:

Каган И.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 551

Загрузок: 1


Как цитировать:

Каган И.И. Оренбургская научная школа клинической анатомии и экспериментальной хирургии. Юбилейный год: история и логика развития. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2024;8(2):59‑64.
Kagan II. Orenburg Scientific School of Clinical Anatomy and Experimental Surgery. Anniversary year: history and logic of development. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2024;8(2):59‑64. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2024802159

Научные школы в медицинских вузах России имеют свои особенности. Как правило, они формируются на отдельных кафедрах, которые возглавляются учеными — основателями крупных исследовательских направлений в своей специальности, являющимися научными лидерами своих коллективов. В отечественной топографической анатомии и оперативной хирургии именно такими являются первые научные школы топографической анатомии и оперативной хирургии, сформировавшиеся в составе первых кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, организованных в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и на медицинском факультете Московского университета в 1865 и 1868 гг. и возглавляемые в XX веке крупными хирургами-топографоанатомами, академиками АМН СССР, профессорами В.Н. Шевкуненко и В.В. Ковановым. Пример и распространение опыта этих научных школ послужили основой для возникновения научных школ на ряде кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии в медвузах России.

Одна из них — научная школа клинической анатомии и экспериментальной хирургии Оренбургского государственного медицинского университета, основанная заслуженным деятелем науки РФ, профессором С.С. Михайловым (рис. 1), выходцем из Петербургской научной школы, учеником руководителей этой школы В.Н. Шевкуненко и члена-корреспондента АМН СССР, проф. А.Н. Максименкова [1].

Рис. 1. Основатель научной школы профессор С.С. Михайлов.

Оренбургская научная школа имеет 60-летнюю историю [2] и соблюдает традиции ведущих Петербургской и Московской научных школ, развивает в современных условиях актуальные научно-практические направления отечественной клинической анатомии и оперативной хирургии.

Базой формирования научной школы послужила кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, организованная в 1944 г. одновременно с организацией Оренбургского (тогда Чкаловского) медицинского института. Основателем и первым заведующим кафедрой был известный оренбургский хирург заслуженный врач РСФСР, доцент А.К. Силантьев. Систематическая и интенсивная научно-исследовательская работа началась с приходом к заведованию кафедрой в 1960 г. (после ухода на пенсию А.К. Силантьева), проф. С.С. Михайлова, назначенного Минздравом РСФСР ректором медицинского института. Волевой и талантливый организатор, ученый и преподаватель проф. С.С. Михайлов за короткий срок произвел полную реорганизацию кафедры. Были приняты меры по созданию условий для научно-исследовательской работы. К ним относились организация межкафедральной научной лаборатории экспериментальной морфологии и хирургии, экспериментальной операционной, фотолаборатории, открытие аспирантуры, приобретение необходимого научного оборудования. Уже к началу 1961 г. сформировался новый состав преподавателей: к.м.н. И.И. Каган, врачи-хирурги А.М. Мархашов и И.А. Письменов; первые аспиранты: В.А. Вотинцев и А.А. Коноплев, в последующем — Г.Г. Кривошеев, Г.А. Гавриленко, В.А. Чернов, Р.Г. Моршинин. Используя анатомо-хирургический характер нашей учебной и научной дисциплины, проф. С.С. Михайлов предложил коллективу для научной разработки две проблемы: анатомическую — иннервацию и анатомию вен головы и головного мозга и экспериментально-хирургическую — протезирование магистральных вен и полых органов. Для выполнения исследований были привлечены также сотрудники кафедры анатомии и кафедры общей хирургии. Через 4 года главные результаты анатомических исследований были представлены в изданном монографическом сборнике «Иннервация интра- и экстракраниальных венозных образований».

В августе 1963 г. проф. С.С. Михайлов был переведен в Москву для работы в Министерстве здравоохранения РСФСР. Я (автор статьи — прим. ред.) был избран заведующим кафедрой, а после получения мною ученой степени доктора медицинских наук в 1968 г. С.С. Михайлов передал мне руководство формирующейся научной школой (рис. 2).

Рис. 2. Сотрудники и первые аспиранты кафедры, 1969 г.

Сидят (слева – направо): асс. А.А. Коноплев, доц. В.А. Вотинцев, проф. И.И. Каган, асс. А.М. Мархашов, асс. Е.М. Герасимов. Стоят (слева – направо): аспиранты Р.Г. Моршинин, Г.Г. Кривошеев, В.А. Чернов, Г.А. Гавриленко.

Нашей главной научной задачей в 70—80-е гг. прошлого века было развитие научной школы путем продолжения и расширения двух научных направлений, начатых под руководством профессора С.С. Михайлова. Работы по изучению венозного русла головы и головного мозга были расширены за счет включения в орбиту исследований венозного русла спинного мозга и спинномозговых ганглиев (Г.Т. Сухих, В.М. Боев) и работ по изучению нарушений венозного кровообращения в ЦНС (И.И. Насырова, В.И. Ким, С.В. Чемезов). Всего по этой проблеме было выполнено две докторские и 15 кандидатских диссертаций. Анализ и обобщение полученных материалов дали возможность подготовить и издать итоговую монографию «Венозное русло центральной нервной системы» [3]. Продолжающееся экспериментально-хирургическое направление было дополнено работами по применению деминерализованной трубчатой и плоской кости в пластике некостных органов и кровеносных сосудов. Был существенно расширен круг исследований по вариативной анатомии внутренних органов.

Знаковыми для развития научной школы явились 90-е годы прошлого века. Во-первых, под влиянием начавшегося процесса разработки и внедрения в российскую хирургию в самом начале этого периода по инициативе и под руководством академика Б.В. Петровского и члена-корреспондента АМН СССР И.Д. Кирпатовского мы стали организовывать исследования по разработке микрохирургических анастомозов полых и трубчатых органов, кровеносных сосудов, а также проводить изучение микрохирургической анатомии органов как анатомической основы микрохирургии. Первыми такими исследованиями стали кандидатские диссертации Л.М. Железнова по микрохирургии кровеносных сосудов и Д.Ю. Коновалова по микрохирургии желчных протоков. Во-вторых, во второй половине 1990-х годов мы обратили внимание на широко внедряемые в клиническую практику диагностические методы прижизненной визуализации в виде компьютерно- и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых и эндоскопических методов. В этих методах мы увидели широкие возможности их использования в виде прижизненных анатомических методов для разработки прижизненной клинической анатомии тела человека в качестве анатомической основы клинической диагностики. Первая наша конкретная журнальная публикация по использованию компьютерной томографии для изучения прижизненной анатомии органов верхнего этажа брюшной полости была сделана в журнале «Морфология» в 2000 г.

Приведенные два новых направления в научной деятельности научной школы потребовали расширения научного сотрудничества с клиническими кафедрами, введения докторантуры, расширения очной аспирантуры, значительного расширения круга исследователей за счет практикующих врачей через заочную аспирантуру и соискательство, расширения материальной и методической базы для научных исследований. Все эти меры обеспечили взрывной характер научно-исследовательской деятельности членов научной школы с самого начала XXI столетия в его первые два десятилетия. Если в 60—90-е г. XX века в течение каждых 10 лет было выполнено и защищено соответственно 12, 12, 8 и 14 диссертаций, то в «нулевые» годы XXI века — 38, а в 2010-е годы — 32. Среди выполненных в XXI веке диссертаций 12 докторских. Среди их авторов — сотрудники нашей кафедры С.В. Чемезов, И.Н. Фатеев, В.И. Ким, С.Н. Лященко, кафедры хирургии — О.Б. Дронова, ставшие самостоятельными научными руководителями диссертантов. Среди конкретных результатов экспериментально-микрохирургических исследований 18 запатентованных межорганных микрохирургических анастомозов полых и трубчатых органов со сфинктерными и арефлюксными свойствами. Из них 13 Министерством здравоохранения РФ объединены в три новые хирургические технологии, рекомендуемые к клиническому применению. Опубликованы итоговые монография «Микрохирургические межорганные анастомозы в абдоминальной хирургии» и руководство для хирургов «Микрохирургические технологии в абдоминальной хирургии» [4, 5]. В большой группе анатомических исследований на основе методов прижизненной визуализации получены фундаментальные сведения по прижизненной анатомии и топографии головного мозга, целого ряда внутренних органов, областей тела, обобщенные в 6 монографиях [6—11]. Полученные данные включены в 5 изданных руководств по клинической анатомии для врачей (рис. 3).

Рис. 3. Коллектив кафедры в 2009 г.

Отдельной ветвью научных исследований явилась разработка клинической анатомии и микрохирургии органа зрения, осуществленная в 8 диссертациях, выполненных совместно с Оренбургским филиалом МНТК «Микрохирургия глаза» при совместном научном руководстве с директором филиала проф. В.Н. Канюковым. Полученные результаты отражены в монографии «Микрохирургическая анатомия сосудистой оболочки и дренажного аппарата глаза» [12], руководстве для офтальмологов «Клиническая анатомия органа зрения», патентах на новые микрохирургические способы оперативных вмешательств.

В последние 15 лет произошли очередной выбор и развитие направлений научной деятельности научной школы в виде системного изучения топографо-анатомических изменений в полостях тела после радикальных оперативных вмешательств, осуществляемого совместно с хирургами и рентгенологами Оренбургского областного клинического онкологического диспансера [13, 14], компьютерно-томографической и магнитно-резонансно-томографической анатомии детского возраста, оптимизации оперативных доступов в абдоминальной хирургии вместе с кафедрой факультетской хирургии, разработки микрохирургических технологий операций на сухожилиях конечностей совместно с кафедрой травматологии и ортопедии, развития эндоскопической анатомии переходных зон желудочно-кишечного тракта совместно с кафедрой хирургии.

Большое значение для консолидации и развития научной школы имеют ежегодные, начиная с 2001 г., Дни кафедры и научной школы (рис. 4), издававшийся в 2001—2016 гг. университетом и нашей кафедрой федеральный ежегодник «Клиническая анатомия и экспериментальная хирургия», проведенные кафедрой Всероссийские съезд и 6 научных конференций по проблемам клинической анатомии и оперативной хирургии, семинары по методикам научных исследований и работе над диссертациями.

Рис. 4. Члены научной школы на Дне кафедры в 2008 г.

За все время существования научной школы в ее состав входили 136 научно-педагогических сотрудников и врачей. Научная школа представлена тремя поколениями исследователей: учениками проф. С.С. Михайлова, учениками его ученика проф. И.И. Кагана и учениками учеников проф. И.И. Кагана. На 2024 г. без ушедших из жизни, а также утративших связи с научной школой в составе научной школы числится 114 человек. Среди них академик РАН Г.Т. Сухих, 25 профессоров, докторов медицинских наук, 69 кандидатов медицинских наук, 19 работающих над диссертациями. В состав научной школы входят или входили сотрудники следующих 11 кафедр ОрГМУ: кафедры хирургии, кафедры общей хирургии, кафедры факультетской хирургии, кафедры лучевой диагностики, лучевой терапии, онкологии, кафедры пропедевтики внутренних болезней, кафедры анатомии человека, кафедры акушерства и гинекологии, кафедры нервных болезней, кафедры оториноларингологии, кафедры (курса) урологии, кафедры травматологии и ортопедии. Среди членов научной школы — врачи 14 врачебных специальностей 9 лечебных учреждений: Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза им. акад. С.Н. Федорова», Оренбургской областной больницы им. В.И. Войнова, областных больниц №2 и 3, муниципальной больницы скорой помощи №1, железнодорожной больницы, областного онкологического диспансера, госпиталя ветеранов войн, центральной больницы Оренбургского района. Члены научной школы кроме Оренбурга работают в Москве, Петрозаводске, Екатеринбурге, Нижневартовске, Новокузнецке, Ломоносове, Бузулуке и за пределами России: в Республике Казахстан, в Германии, Израиле, Чехии, Танзании, Тринидаде и Тобаго. Члены научной школы становились директорами, ректорами НИИ и медицинских вузов: Г.Т. Сухих, В.М. Боев, Л.М. Железнов, А.А. Калиев, заведующими кафедрами и другими подразделениями медицинских вузов: М.Н. Зильберман, Г.А. Гавриленко, Р.А. Забиров, А.В. Рагузин, Б.Г. Нузов, А.А. Третьяков, С.В. Чемезов, С.Н. Лященко, Д.Н. Лященко, Е.Д. Луцай, П.В. Самойлов, С.В. Мирошников, профессорами кафедр: Л.И. Левошко, В.В. Лебедянцев, В.И. Ким, И.Н. Фатеев, О.Б. Дронова, С.В. Ишков, М.Н. Васюков. Членами научной школы внесен значительный вклад в развитие новых направлений современной клинической анатомии и оперативной хирургии. По результатам научных исследований всего защищено 123 диссертации (23 докторских и 100 кандидатских), опубликованы 23 монографии, 2 учебника, 7 руководств для врачей, получены патенты на 94 изобретения и полезные модели. Работа в научной школе обеспечила повышение научного и профессионального уровня участвующих в работе научной школы практикующих врачей, существенно увеличила подготовку научно-педагогических кадров.

Заключение

Анализ и результаты деятельности Оренбургской научной школы клинической анатомии и экспериментальной хирургии позволяют считать ее одной из активно работающих, эффективных научных школ медицинских вузов Российской Федерации. Логика ее развития состоит:

— в этапном расширении и изменении направлений и тематики научных исследований в соответствии с развитием двуединой научно-практической дисциплины клинической анатомии и оперативной хирургии;

— в широком научном кооперировании с коллективами смежных кафедр медицинского вуза;

— в привлечении к научно-исследовательской деятельности врачей лечебных учреждений;

— в проведении мероприятий, содействующих консолидации членов научной школы в единый научно-исследовательский коллектив.

Опыт деятельности Оренбургской научной школы клинической анатомии и экспериментальной хирургии может содействовать совершенствованию и развитию научной деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии медицинских вузов Российской Федерации.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.