Готовы ли мы к нашему будущему?

Авторы:
  • А. Г. Кочетов
Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(4): 3-4
Просмотрено: 420 Скачано: 20

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин, 1829

Научно-технический прогресс является основой развития и организации человечества. Он обеспечивается человеком и оказывает влияние на все сферы его деятельности. И, как показывает история, научно-технический прогресс непредсказуем. Однако можно спрогнозировать последствия, если уже есть факты его проявления. Лабораторная диагностика в целом, не только в медицине, является той сферой деятельности, которая развивается благодаря исключительно научно-техническому прогрессу. Поэтому стремительный научно-технический прогресс требует столь же стремительной реорганизации лабораторной службы с целью эффективной реализации новых технологий. Цикличность данного процесса не обозначает цикличности получаемых результатов — каждый новый цикл является новой вехой в развитии лабораторной диагностики. Однако есть опорная точка необходимости существования и развития лабораторной диагностики в здравоохранении и ее ключевые точки, на которые оказывает влияние появление и развитие новых лабораторных технологий.

Опорной точкой необходимости существования и развития лабораторной диагностики в здравоохранении является востребованность лечащими врачами лабораторных исследований с наибольшей клинической информативностью. Указанная востребованность представляет собой информационную потребность и растет в той же прогрессии, в какой растет база медицинских знаний. Идеальная реализация такой потребности звучит следующим образом — «здесь и сейчас», т. е. выполнение и получение результатов наиболее информативных лабораторных исследований по месту лечения, месту взятия биологического материала с наименьшими затратами времени на их выполнение. Но это не всегда возможно.

История развития медицины показывает, что три тысячи лет назад лабораторная диагностика основывалась на визуальных методах исследования — цвет, запах, консистенция и т. д. Такие методы были применимы по месту лечения, по месту взятия биоматериала, без использования оборудования. Примерно 200 лет назад развитие алхимии и химии, метафизики и физики, математики, приборостроения, а также появление новых знаний о маркерах процессов, происходящих в организме человека, обусловило необходимость создания оборудованных рабочих мест для выполнения большого количества исследований, дающих информацию о строении, концентрации и активности различных биологических веществ и структур. Это стало исторической вехой начала лабораторной службы как организационной структуры лабораторной диагностики в здравоохранении. Именно к этому времени относятся первые упоминания в России и за рубежом о специальных больничных бланках с результатами лабораторных исследований. тогда появились первые обученные специалисты по лабораторной диагностике как особые кадры отдельного направления в здравоохранении. Структура медицинского учреждения была уже неполноценной без лаборатории с точки зрения оказания качественной медицинской помощи.

С тех пор медицинское сообщество заговорило о кадрах и их подготовке по данному направлению. И эти кадры ценились «на вес золота», были обеспеченными специалистами, очень уважаемыми со стороны лечащих врачей. Они были в основе своей аналитиками с высшим образованием, прекрасно знающими морфологию, химию, физику — то, на чем основывалось выполнение лабораторных исследований, как мы сейчас говорим, «вручную».

Примерно 50 лет назад накопившаяся база медицинских знаний привела к резкому увеличению потребности лечащих врачей в лабораторной информации, что совпало с развитием лабораторных технологий и привело к автоматизации и удорожанию большинства аналитических лабораторных процессов, а также к необходимости экономической оценки содержания локальных лабораторий в медицинских учреждениях. Мир заговорил о централизации лабораторных исследований. И снова — о кадрах.

Оказалось, что при централизации не требуется того числа специалистов с медицинским и иным высшим образованием в лабораторной диагностике, которое к тому времени было. Нужны стали больше технические специалисты со средним образованием. А что же специалисты с высшим образованием? Они разделились на «аналитиков», занимающихся преимущественно обеспечением и организацией качества лабораторных исследований, и «патологов», занимающихся преимущественно консультативно-диагностической деятельностью по интерпретации результатов лабораторных исследований в среде лечащих врачей. И тех, и других потребовались единицы, практически «штучная» подготовка. Примерно на 500 млн жителей Европейского союза приходится лишь 30 тыс. указанных специалистов. Для сравнения: в России такое же число указанных специалистов приходится примерно на 146 млн жителей. И если учесть, что данный этап за рубежом в развитых странах уже преодолел свой пик, то в России начинается лишь сейчас, и нам всем предстоит пережить много неприятных ситуаций, связанных с сокращением лабораторных кадров и обострением конкуренции среди лабораторных специалистов с высшим образованием.

Таким образом, существует три ключевых точки выполнения лабораторных исследований, на использование которых оказывает влияние появление и развитие новых лабораторных технологий: по месту взятия биоматериала (по месту лечения), в локальной лаборатории медицинского учреждения (организации) и в централизованной лаборатории, выполняющей лабораторные исследования для нескольких медицинских организаций.

Что же может быть дальше? Лабораторная диагностика пережила рождение лабораторной службы и ее стремительное развитие. Логично предположить, что следующий этап будет этапом прекращения существования лабораторной службы. И новые информационные технологии, микро-, нанотехнологии, приводящие к минимизации и пользовательскому упрощению оборудования, к возврату выполнения лабораторных исследований по месту взятия материала (по месту лечения), но уже на новом технологическом уровне, свидетельствуют в пользу того, что без специалистов лабораторной диагностики можно будет выполнять и интерпретировать лабораторные исследования.

Логично, но не обязательно. С моей точки зрения, пока остается востребованность в специалистах лабораторной диагностики, филигранно владеющих базой медицинских знаний не только на уровне доказательной медицины, но и на уровне интуиции и искусства, лабораторная служба будет сохраняться, но будет иначе организована структурно и в подготовке кадров. Как? Представленные в номере статьи о подготовке специалистов лабораторной службы дают обзор того, как реализовывается обучение в России в настоящее время. Достаточно ли это? Что нужно менять, совершенствовать, дополнять?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Давайте вместе думать, обсуждать, принимать решения, добиваться реализации принятых решений. Инструменты для этого мы уже создали, и они эффективно функционируют — это Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины» и профильная экспертная комиссия Минздрава России по клинической лабораторной диагностике. Уже немало сделано в преддверии третьего этапа развития лабораторной диагностики — принят профессиональный стандарт врача-биохимика, проведена в первый раз первичная аккредитация и проанализирован полученный опыт аккредитации, изменен Федеральный государственный образовательный стандарт врача-биохимика, позволяющий с первых курсов обучать лабораторной диагностике будущего специалиста, проработан профессиональный стандарт специалистов клинической лабораторной диагностики. Пришло время разработки, принятия и реализации новых типовых примерных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования с учетом грядущих изменений, обусловленных научно-техническим прогрессом.

e-mail: info@fedlab.ru;