Геннадий Николаевич Пономаренко. К 60-летию со дня рождения

Геннадий Николаевич Пономаренко. К 60-летию со дня рождения. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(4):83‑84.
Gennady Nikolaevich Ponomarenko (On the occasion of the 60th anniversary of his birthday). Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2019;96(4):83‑84. (In Russ.)

Геннадий Николаевич Пономаренко
23 августа 2019 г. исполнилось 60 лет крупному российскому ученому в области восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии, генеральному директору ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, заведующему кафедрой курортологии и физиотерапии (с курсом медицинской реабилитации) ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, главному специалисту по санаторно-курортному лечению Министерства обороны Российской Федерации, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, д.м.н., проф. Геннадию Николаевичу Пономаренко.

Г. Н. Пономаренко родился в г. Умань Черкасской области. Его жизненный и творческий путь неразрывно связан с Военно-медицинской академией им. С.М. Кирова, которую он окончил с отличием в 1983 г. и где после 3-летней службы врачом авиационного полка продолжил свою научную, учебную и клиническую деятельность. В стенах академии он последовательно служил младшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории, преподавателем кафедры биологической и медицинской физики. В 1993 г. Геннадий Николаевич возглавил курс физиотерапии при кафедре общей терапии № 1, на основе которого в 2001 г. по его инициативе и при его активном участии была создана кафедра курортологии и физиотерапии. В 1988 г. он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, а в 1993 г. — диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. В 2000 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 2016 г. Г.Н. Пономаренко был назначен заместителем генерального директора по научной работе, а в 2017 г. — генеральным директором ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Г. Н. Пономаренко широко известен в нашей стране и за рубежом своими научными трудами, освещающими базовые закономерности физической и восстановительной медицины. Наибольшую известность получили его многочисленные работы по приоритетным направлениям развития физической медицины — разработке и доказательству генетической детерминации лечебных эффектов физических факторов, структурно-функциональному ремоделированию тканей под действием лечебных физических факторов, концепции персонализированной восстановительной медицины, вариантного дозирования климатолечебных факторов, медико-психологической реабилитации лиц с дезадаптозами, технологии формирования здорового образа жизни и обеспечения спортивной деятельности. Полученные данные позволили ему сформулировать базовые закономерности физической медицины.

Много внимания Г.Н. Пономаренко уделяет изучению молекулярных основ физиотерапии, трансдермальных механизмов введения лекарственных веществ. Им создана ведущая отечественная научная школа по изучению проблем физической и восстановительной медицины — 12 докторов и 46 кандидатов медицинских наук.

На возглавляемой Г.Н. Пономаренко кафедре курортологии и физиотерапии были разработаны структурно-логические схемы преподавания, направленные на углубленное изучение эффектов физических факторов на основе дедуктивного изложения механизмов их лечебного действия. В обучении слушателей впервые в России физические методы лечения стали изучать в соответствии с разработанной им оригинальной синдромно-патогенетической классификацией физических методов лечения. По учебникам проф. Г.Н. Пономаренко более 25 лет обучаются студенты медицинских вузов России, слушатели системы последипломного образования. Он является титульным редактором национальных руководств «Физиотерапия» (2009, 2014), «Физическая и реабилитационная медицина» (2016, 2017), «Реабилитация инвалидов» (2018), автором более 900 научных и учебно-методических работ, в том числе 38 монографий, 250 журнальных статей, 8 патентов.

Геннадий Николаевич — талантливый организатор науки. В 2016—2019 гг. им сформирован научный коллектив Центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, интегрирующий разработку научно-методических основ и внедрение системы комплексной медико-социальной реабилитации и медико-социальной экспертизы в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», экспертной оценки стойких нарушений функций организма, формирования индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов. Его ученики с успехом работают в различных областях курортологии, восстановительной медицины, биофизики и клинической медицины.

Г. Н. Пономаренко разработаны оптимальные формы организации физиотерапевтической и санаторно-курортной помощи населению и военнослужащим, лицам с дезадаптозами, медико-психологической реабилитации военнослужащих в мирное время и в процессе боевой деятельности, комплексной ре-абилитации инвалидов, сформированы критерии оценки качества жизни пожилых людей. Впервые в отечественной клинической практике созданы современные клинические рекомендации по физической терапии наиболее распространенных заболеваний, основанные на доказательных исследованиях и данных международных научных баз.

В области использования инновационных восстановительных технологий под руководством Г.Н. Пономаренко разработаны и апробированы новые высокотехнологичные методы восстановительного лечения, технические средства реабилитации. Полученные им научные данные были успешно внедрены в производство новых аппаратов, реализующих высокотехнологичные восстановительные технологии — биорегулируемую аэроионотерапию, галоингаляционную терапию, ион-параметрическую магнитотерапию, вибровакуумтерапию, микрополяризацию, сложномодулированную низкочастотную магнитотерапию. Им разработана и внед-рена система персонализированного протезирования и ортезирования на основе математического моделирования и 3D-печати индивидуальных узлов, экзо- и эндопротекторов позвоночника, технологии биоуправляемой роботизированной механотерапии.

В решении поставленных задач Геннадий Николаевич настойчив, последователен и инициативен. Он умеет определить главное направление в обеспечении высокого уровня научно-исследовательской работы, соединяя его с педагогическим и лечебным процессами. Обладает широким научным кругозором и высокой работоспособностью.

Интенсивную научно-исследовательскую работу Г.Н. Пономаренко сочетает с активной общественной деятельностью. Он является членом экспертного совета по делам инвалидов при Совете Федерации Р.Ф., вице-президентом Национальной курортной ассоциации, сопредседателем Санкт-Петербургского научного медицинского общества физиотерапевтов и курортологов, главным редактором журнала «Физическая и реабилитационная медицина», членом редколлегий и редсоветов 10 профильных научных журналов.

За многолетнюю плодотворную работу Г.Н. Пономаренко награжден государственными и ведомственными наградами, является лауреатом ряда именных премий и медалей научных обществ.

Редколлегия журнала «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры», многочисленные коллеги, ученики и соратники сердечно поздравляют Геннадия Николаевича с юбилеем, желают ему доброго здоровья и дальнейших творческих успехов на благо медицинской науки и образования.