Характеристика костных дефектов у пациентов, страдающих хроническим генерализованным пародонтитом, по данным дентальной объемной томографии
Журнал: Российская стоматология. 2015;8(1): 79‑80
Прочитано: 688 раз
Как цитировать:
Несмотря на достижения современной медицины, лечение хронического генерализованного пародонтита на стадии поражения костной ткани остается чрезвычайно сложной задачей. Многими авторами отмечается, что успех лечения во многом определяет комплексный подход к диагностике и подготовке пациента к предстоящему хирургическому вмешательству. При этом на этапах подготовки большое значение имеет использование объективных диагностических данных, которые позволят сравнить состояние пародонта до и после лечения. В связи с вышеизложенным, в рамках настоящего исследования была проведена оценка эффективности применения дентальной объемной томографии (ДОТ) на этапах диагностики и лечения у пациентов, страдающих хроническим генерализованным пародонтитом средней и тяжелой степени.
Материал и методы. Проведено комплексное клинико-инструментальное обследование и лечение 140 пациентовв возрасте от 35 до 65 лет с хроническим генерализованным пародонтитом средней и тяжелой степени. Основная группа включала 70 человек (28 мужчин и 42 женщины), у которых в ходе оперативного вмешательства применяли остеопластический материал ИНДОСТ. По степени воспалительно-деструктивных процессов в пародонте пациенты основной группы были разделены на две подгруппы: 1-я подгруппа — 35 пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом средней степени (13 мужчин и 22 женщины); 2-я подгруппа — 35 пациентов (11 мужчин и 24 женщины) с хроническим генерализованным пародонтитом тяжелой степени.
Группа контроля включала 70 пациентов (25 мужчин и 45 женщин) с хроническим генерализованным пародонтитом, у которых при хирургическом вмешательстве применяли остеопластический материал Коллапан. Все пациенты контрольной группы были также разделены на две подгруппы с учетом тяжести хронического генерализованного пародонтита: 1-я подгруппа — 35 пациентов (15 мужчин и 20 женщин) с хроническим генерализованным пародонтитом средней степени; 2-я подгруппа — 35 больных (13 мужчин и 22 женщины) с хроническим генерализованным пародонтитом тяжелой степени.
До начала лечения было проведено комплексное стоматологическое обследование и постановка диагноза — хронический генерализованный пародонтит средней или тяжелой степени.
Стоматологическое обследование пациентов выполнялось по единой схеме и включало выяснение жалоб, сбор данных анамнеза, внешний осмотр и полный осмотр полости рта, а также определение состояния гигиены и индексную оценку степени тяжести и распространенности воспалительного процесса в тканях пародонта.
В ходе выяснения жалоб особое внимание обращали на наличие болевых ощущений и кровоточивости десен. При сборе анамнеза отмечали время появления первых симптомов в полости рта и длительность их существования, частоту рецидивов, а также проводимое ранее пародонтологическое лечение и его эффективность.
Определение пародонтологического статуса у пациентов осуществлялось с использованием системы «Флорида Проуб», которая представляет собой авторизированную компьютерную систему клинической диагностики и анализа состояния тканей пародонта, позволяющую систематизировать всю полученную информацию.
Гигиеническое состояние полости рта у каждого больного оценивали с помощью упрощенного индекса гигиены (OHI-S) по Green-Vermillion. В качестве индикатора зубного налета использовали эритрозин в таблетках. Интенсивность и распространенность воспалительной реакции при гингивите определяли с помощью индекса PMA, модифицированного C. Parma. Для определения распространенности и выраженности воспалительно-деструктивных изменений в тканях пародонта пользовались пародонтальным индексом (PI) по Russel. Для определения кровоточивости десны применяли индекс кровоточивости PBI (papilla bleeding index) Муллемана—Саксера. Для определения степени подвижности зубов использовали шкалу Miller в модификации Fleszar.
Лучевое обследование пациентов включало ортопантомографию и дентальную объемную томографию. Исследование проводилось по стандартной методике. Ортопантомография проводилась на аппарате фирмы «Planmeca» (Finland). Дентальная объемная томография была выполнена на приборе I-CAT («Imaging Sciences International», США), который представляет собой трехмерную систему стоматологической томографии для получения объемных изображений нужных анатомических участков.
Подготовка к хирургическому вмешательству включала обучение пациента навыкам индивидуальной гигиены, проведение профессиональной гигиены полости рта, санацию полости рта. По показаниям выполнялось временное протезирование.
В ходе исследования пациентам было выполнено регенеративное оперативное вмешательство — лоскутная операция в модификации Рамфьорда в сочетании с применением остеопластического материала ИНДОСТ (основная группа) или Коллапан (контрольная группа).
При проведении хирургических вмешательств в основной группе был использован остеопластический материал ИНДОСТ, в состав которого входит гидроксиапатит (50%), трикальцийфосфат (50%), а также неколлагеновые белки. Данный материал представляет собой гранулы круглой или неправильной формы белого цвета размером 0,25—2 мм. ИНДОСТ характеризуется хорошей биосовместимостью с тканями человека и не вызывает реакции отторжения, стимулирует остеогенез, способствует адсорбированию на своей поверхности собственных морфогенетических белков человека. После заполнения костных полостей ИНДОСТ резорбируется, замещаясь костной тканью.
В группе контроля при проведении оперативных вмешательств был использован остеопластический материал Коллапан, в состав которого входят искусственный гидроксиапатит, коллаген, а также антимикробное средство.
В общей сложности, в рамках нашего исследования остеопластическим материалом было заполнено 680 костных дефектов (костных карманов), из них 340 было заполнено остеопластическим материалом ИНДОСТ (основная группа) и 340 — остеопластическим материалом Коллапан (группа контроля).
Лучевую диагностику проводили до лечения и через 12 мес после оперативных вмешательств. Сокращение количества этапов было связано не только со стремлением к уменьшению дозы лучевой нагрузки на пациентов, но и с тем фактом, что изменения в костных тканях пародонта происходят медленно, и возможность обнаружения их на ортопантомограммах и дентальных объемных томограммах появляется не ранее, чем через 8—12 мес после хирургических манипуляций.
Статистическая обработка полученных данных включала вычисление количества и процента для каждого значения показателя. Описательная статистика для количественных показателей вычислялась как число наблюдений, среднее значение, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего. Сравнение средних для количественных показателей проводилось с помощью t-критерия Стьюдента, затем находили величину вероятность ошибки. В нашем исследовании достоверными считались результаты при р<0,05.
Результаты. Как показали результаты проведенного нами обследования с использованием дентальной объемной томографии, в подавляющем большинстве случаев костные дефекты носят смешанный характер. Так, на уровне 1/3 корня может присутствовать одна костная стенка, тогда как на уровне 1/2 длины корня имеются две, а на уровне 2/3 длины корня — три костные стенки. В иных клинических ситуациях на уровне 1/3 длины корня имелись две костные стенки, а на уровне 1/2 и 2/3 — три костные стенки.
У пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом средней степени тяжести было выявлено два типа костных дефектов. При сравнительном исследовании степени заполнения вышеуказанных костных дефектов новообразованной костной тканью по истечении 12 мес после операции по результатам ДОТ была установлена достоверно более высокая степень заполнения костной тканью дефектов I типа в основной группе, где в ходе операции был использован костнопластический материал ИНДОСТ, по сравнению с контрольной группой, где применялся Коллапан (р<0,05). Тогда как для дефектов II типа достоверных различий между основной и контрольной группой нами не установлено (р>0,05).
У пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом тяжелой степени нами было выявлено три типа костных дефектов. При сравнительном исследовании степени заполнения вышеуказанных костных дефектов новообразованной костной тканью по истечении 12 мес после операции по результатам ДОТ установлена достоверно более высокая степень заполнения костной тканью дефектов I и II типов в основной группе, где в ходе операции был использован костнопластический материал ИНДОСТ, по сравнению с контрольной группой, где применялся Коллапан (р<0,05). Тогда как для дефектов III типа достоверных различий между основной и контрольной группой нами установлено не было (р>0,05).
Наряду с этим, с целью рандомизирования проводимых исследований, при классификации костных дефектов и проведении сравнительной оценки эффективности оперативного лечения мы брали за ориентир число стенок на уровне 1/2 длины корня. В соответствии с этим, все костные дефекты нами были разделены на три группы, в зависимости от количества сохраненных стенок: (1) одностеночные; (2) двухстеночные и (3) трехстеночные.
Перед оперативным исследованием по результатам ДОТ измеряли (в мм) наибольшую величину вертикальной оси костного кармана для каждого вида костного дефекта. Статистически значимых различий в глубине костных карманов между основной и контрольной группой обнаружено не было.
Через 12 мес, по данным ДОТ, у пациентов основной и контрольной групп отмечено уменьшение костных дефектов альвеолярной кости.
При исследовании прироста костной ткани через 12 мес после операции, по данным ДОТ, для трехстеночных костных дефектов данная величина составила 2,2±1,6 мм в основной группе и 2,3±1,7 мм в контрольной группе, для четырехстеночных дефектов — 2,8±1,4 и 2,7±1,6 мм соответственно. Различия между двумя группами были статистически незначимы (р>0,05).
Совершенно иная картина была отмечена при исследовании двух- и одностеночных костных дефектов. В тех случаях, когда двухстеночные костные дефекты заполнялись материалом ИНДОСТ (основная группа), прирост костной ткани составил 1,3±0,3 мм, а в тех случаях, когда применялся Коллапан (контрольная группа) — 0,9±0,2 мм. При заполнении одностеночных костных дефектов материалом ИНДОСТ прирост костной ткани составил 0,5±0,2 мм, при заполнении Коллапаном — 0,2±0,1 мм. Различия между основной и контрольной группой имели статистически достоверный характер (р<0,05).
Вывод. При хроническом генерализованном пародонтите средней и тяжелой степени применение ДОТ на диагностическом этапе повышает точность определения степени поражения тканей пародонта и характера имеющихся костных дефектов. Ввиду чего, ДОТ являеется методом выбора при проведении лучевой диагностики на подготовительном к хирургическому лечению этапе, в том числе при использовании костно-пластических материалов. При наличии у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом средней и тяжелой степени костных дефектов, имеющих три стенки на высоте 1/2 корня (трехстеночные костные дефекты), применение в качестве остеопластического материала ИНДОСТ и Коллапан позволяет получить сходные результаты. При наличии у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом средней и тяжелой степени костных дефектов, имеющих одну или две стенки на высоте 1/2 корня (одно- и двухстеночные костные дефекты), применение в качестве остеопластического материала ИНДОСТ оказывается достоверно более эффективным по сравнению с материалом Коллапан (р<0,05).
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.