Непомнящая Е.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии» Минздрава России

Волошин В.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ш.И. Криницкий — выдающийся представитель ростовской школы патологоанатомов

Авторы:

Непомнящая Е.М., Волошин В.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2022;84(4): 71‑73

Прочитано: 1250 раз


Как цитировать:

Непомнящая Е.М., Волошин В.В. Ш.И. Криницкий — выдающийся представитель ростовской школы патологоанатомов. Архив патологии. 2022;84(4):71‑73.
Nepomnyashchaya EM, Voloshin VV. Sh.I. Krinitsky — an outstanding member of the Rostov school of pathologists. Russian Journal of Archive of Pathology. 2022;84(4):71‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20228404171

Ш.И. Криницкий

Шалва Иосифович Криницкий родился в Грузии, в Кутаиси, в семье потомственных дворян 6 октября 1884 г. В 1904 г. окончил Кутаисскую классическую гимназию. С 1904 по 1910 г. обучался на медицинском факультете Новороссийского университета (Одесса). Получил диплом лекаря с отличием. С 1911 по 1914 г. работал в должности исполняющего обязанности прозектора кафедры патологической анатомии медицинского факультета Императорского Варшавского университета под руководством проф. И.Ф. Пожариского. В связи с началом военных действий во время Первой мировой войны был призван в армию. В 1914—1915 гг. служил в действующей армии младшим врачом 75-й артиллерийской бригады. Награжден орденами Станислава III степени с мечами и Анны III степени с мечами и бантами. С мая 1915 г. по декабрь 1917 г. становится заместителем начальника, затем начальником анатомического отделения анатомобактериологической лаборатории Красного Креста Западного фронта. Получил представление к награждению орденом Станислава II степени. В дальнейшем был демобилизован из рядов армии.

Во время службы в армии впервые осуществлял массовые вскрытия солдат, погибших от примененных противником удушающих газов. Изданная в 1917 г. монография «Анатомо-гистологические изменения в органах людей, скончавшихся от отравления удушливыми газами» была защищена как диссертация на степень доктора медицины, при этом ряд его журнальных научных статей по этой теме являются уникальными и не потеряли своей ценности до настоящего времени.

В марте 1919 г. проф. И.Ф. Пожариский внезапно умирает от сыпного тифа. Руководство Донского университета поручает прозектору кафедры, а затем приват-доценту Ш.И. Криницкому исполнять обязанности заведующего кафедрой патологической анатомии. С мая 1921 г. и до последних дней своей жизни в 1961 г. он — профессор и заведующий кафедрой патологической анатомии Донского университета, Ростовского медицинского института.

В годы Великой Отечественной войны, в период эвакуации, Ш.И. Криницкий организовал кафедру патологической анатомии в Куйбышевском медицинском институте. Одновременно он являлся начальником патологического отделения Окружного военного госпиталя.

По возвращении в Ростов-на-Дону в 1943 г. Ш.И. Криницкий был назначен заместителем ректора по научно-учебной части Ростовского государственного медицинского института. Много труда и сил было затрачено им на восстановление кафедр вуза.

Исследования Ш.И. Криницкого внесли большой вклад в изучение ряда важнейших научных проблем. Основные научные работы Ш.И. Криницкого посвящены: 1) морфологическим изменениям в органах и тканях под влиянием первых боевых удушающих газов (1931); 2) морфологическим изменениям при сыпном тифе (1928); 3) изменениям при атеросклерозе и артериолосклерозе почек, нефрозах и нефритах (1938); 4) воспалению и склерозу клапанов сердца (1940); 5) раковой болезни (по материалам прозектур Ростова-на-Дону с 1944 по 1955 г.) (1959). Наиболее известными являются работы, посвященные инфекционной патологии сыпного тифа, бешенства, сибирской язвы.

В материалах, касающихся заболевания сыпным тифом, были представлены изменения, которые патологоанатомы считали специфическими и находили при вскрытии умерших от этой инфекции. Материал был собран во время эпидемии 1916—1925 гг. в Ростове-на-Дону. Изучены морфологическая характеристика воспалительных изменений по типу гранулематозного энцефалита в различных отделах головного мозга и развитие регресса в последующем.

Особое значение Ш.И. Криницкий уделял созданию патолого-анатомической службы, что нашло отражение в его публикациях (1937). Им были организованы патолого-анатомические отделения в городах Ростовской области, которые существуют и по настоящее время. В них работают патологоанатомы, представляющие ростовскую патолого-анатомическую школу.

Положения, представленные в работах Шалвы Иосифовича, посвященных биопсии в хирургии, остаются актуальными и значимыми до сих пор (1927). Так, в одной из них он задается вопросом, каким требованиям должен удовлетворять биопсированный материал, и далее дает подробную характеристику вырезки, фиксации, заливки в парафин биопсийного и/или операционного материала, что полностью соответствует современным рекомендациям.

Чрезвычайно интересными и поучительными являются положения, высказанные Ш.И. Криницким по поводу диссертаций и их защиты: «Качество работы в целом зависит от диссертанта. Возникающие в процессе исследования вопросы должны быть им лично разрешены путем упорного, длительного, настойчивого труда. Было бы совершенно неправильно, если бы интерес к диссертанту превратился в опеку. Основная задача научного руководителя — развить у своего ученика наблюдательность, научить его подбирать фактический материал, обобщать его и делать выводы. Чем больше в работе новых мыслей, тем ценнее работа молодого ученого. На продуманных и глубоко проанализированных собственных ошибках мы учимся, и странно, когда у диссертанта при выполнении работы не возникает вопросов, требующих для ответа на них настойчивого труда». Уделяется внимание объему исследования. Автор подчеркивает, что большая по объему работа является результатом того, что исследователь не проанализировал фактический материал, не следил за языком, не продумал каждую свою фразу. В настоящее время при защите диссертаций редко бывают диспуты, на которых должны выявиться вся личность молодого ученого, его ум и эрудиция, сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, лекторское мастерство. Ш.И. Криницкий пишет: «Нам представляется, что самое главное при защите — это ответы диссертанта официальным и неофициальным оппонентам на их вопросы и замечания, а это как раз и смазывается. Диссертант предпочитает больше благодарить своих оппонентов, чем спорить и доказывать свою точку зрения». Эти мысли и высказывания о практике защиты диссертаций не потеряли своего значения и в наши дни.

К 120-летию со дня рождения Ш.И. Криницкого вышло в свет издание «Шалва Иосифович Криницкий: жизнь и деятельность» под редакцией д-ра мед. наук, проф. Е.А. Домбровской, его ученицы (2004). Здесь уместно отметить, что Ш.И. Криницкий трепетно относился к своим ученикам. И они платили ему взаимностью.

Работая в Куйбышеве, Шалва Иосифович пишет своему любимому ученику А.В. Смольянникову, находившемуся в это время на фронте: «Кафедра произвела на меня удручающее впечатление, особенно был ужасен секционный зал. Это какой-то кошмар! Он приводит меня в бешенство. Ведь секционный зал — самая парадная комната, неиссякаемый источник пополнения знаний роста, лучшее место для преподавания». В Куйбышеве Шалве Иосифовичу удалось четко и основательно организовать учебный процесс, а также собрать коллекцию микропрепаратов для музея кафедры. Говоря о трудностях работы в Куйбышеве, он писал: «Поддерживала только мечта вернуться в Ростов после войны, собрать старый коллектив, все восстановить. Что могло быть прекраснее такой перспективы?».

Шалва Иосифович был принципиальным человеком, отстаивающим свою точку зрения. Не надо забывать, в какое время он жил. Свидетельством этому является публикация Л.Г. Берлявского в 2005 г.: «Речь идет о сложном периоде конца 20-х — начала 30-х годов, когда сталинское партийно-государственное руководство предприняло репрессивное наступление на отечественную науку. Во время кадровых чисток многие ученые демонстрировали редкую смелость, мужество, не боялись отстаивать свои взгляды, даже подвергаясь сильнейшему политическому и психологическому давлению. Одним из них был Шалва Иосифович Криницкий».

В частности, 10 мая 1930 г. состоялось собрание научных работников, студентов, технических служащих медицинского факультета Северокавказского государственного университета, представителей от производства и врачей Ростова со стандартной по тому времени повесткой дня: «По пересмотру профессорско-преподавательского состава». На собрании профессору патологии Ш.И. Криницкому был задан вопрос, как он видит соотношение политики и науки. Профессор ответил, что наука аполитична. Никто из до сих пор выступавших не привел убедительного факта, который мог бы подтвердить, что наука не может быть аполитична. При этом ученый-медик не побоялся подробно изложить достаточно агрессивно настроенному собранию свое кредо, сводившееся к тому, что каждый гражданин должен брать работу по своему уму, способностям и силам; каждый должен выполнять порученную работу с максимальной аккуратностью и честностью; общественная работа не должна мешать основной работе, а эксплуатация чужого труда недопустима.

На требование следовать материалистическому уклону профессор заявил, что для него эта наука трудная: «Мне 45 лет — не знаю, смогу ли я ею овладеть». Это была своеобразная попытка сохранить свое собственное мнение, естественно-научное мировоззрение, сложившееся в ходе занятий медициной, и отрицать официально насаждаемую монопольную идеологию.

Редкое достоинство, с которым держался проф. Криницкий, его мудрое спокойствие при ответах на вопросы, способность убедить противников в своей правоте были причинами того, что в отличие от многих коллег собрание не имело для него негативных последствий: он остался на свободе и продолжил свою профессиональную деятельность.

Еще одним свидетельством высочайшей порядочности, смелости, принципиальности и даже героизма Ш.И. Криницкого является его выступление в 1952 г. на совете института в защиту заведующего кафедрой педиатрии проф. И.Я. Серебрийского в связи с «делом врачей». Оно могло стоить ему карьеры, должности в институте, а возможно, и репрессии. И сегодня его гражданское мужество не может не восхищать. Об этом поступке написала в воспоминаниях проф. М.Я. Евтодьева.

Кроме интенсивной профессиональной деятельности Шалва Иосифович блестяще играл в шахматы. В 50-х годах был председателем шахматно-шашечной секции в Ростове-на-Дону при Городском комитете по делам физкультуры и спорта. По воскресеньям любил играть в волейбол, увлекался охотой и рыбалкой, знал и любил художественную литературу и музыку. Многие годы семью Ш.И. Криницкого связывала дружба с народной артисткой СССР певицей Н.Д. Шпиллер и ее супругом, народным артистом виолончелистом С.Н. Кнушевицким, с заслуженной артисткой СССР Д.Я. Пантофель-Нечецкой.

В автобиографии Ш.И. Криницкого есть запись о том, что с декабря 1945 г. он являлся консультантом Ростовского онкологического института. И это подчеркивает связь двух ведущих институтов Ростова-на-Дону.

Под руководством Ш.И. Криницкого выполнены и защищены 8 докторских и 20 кандидатских диссертаций.

В 1940 г. Ш.И. Криницкий был награжден значком «Отличнику здравоохранения», а в 1945 г. — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1947—1955 гг. Ш.И. Криницкий являлся депутатом Ростовского городского совета.

По воспоминаниям учеников, Ш.И. Криницкий был замечательным лектором. Он всегда опирался на свой богатейший профессиональный опыт. Сохранились записи некоторых его лекций.

Идеи Ш.И. Криницкого были продолжены его учениками в различных сферах патологической анатомии (акад. А.В. Смольянниковым, д-м мед. наук, проф. Е.А. Дикштейн, д-м мед. наук Е.А. Домбровской, д-м мед. наук, проф. Л.С. Огородниковой, д-м мед. наук, проф. А.Ф. Гусаревым, д-м мед. наук Э.С. Гульянцем).

Здесь следует еще раз упомянуть о ростовской патолого-анатомической школе и прежде всего об академике РАН, докторе мед. наук, проф. Г.А. Франке, являющемся учеником А.В. Смольянникова, воспитанником ростовской школы патологоанатомов. Преемственность такого рода поистине воодушевляет и дает уверенность в том, что дело Ш.И. Криницкого продолжает жить в творческой деятельности преданных, отстаивающих его объективные научные принципы учеников и последователей.

Несмотря на то что с момента смерти Шалвы Иосифовича прошло более 60 лет, практически все его работы сохраняют свою актуальность и ценность.

Шалва Иосифович Криницкий любил студентов, был прекрасным лектором, требовательным педагогом, уважаемым и объективным человеком. Он воспитал не одно поколение врачей, вспоминающих о нем с чувством искренней благодарности.

Среди архивных документов существует ходатайство в Ростовский обком КПСС от 26 января 1961 г. о награждении Ш.И. Криницкого орденом Ленина, а также постановление Ученого совета от 30 марта 1961 г. о возбуждении ходатайства о присвоении кафедре патологической анатомии имени профессора Шалвы Иосифовича Криницкого. К сожалению, ни одно из этих ходатайств не было удовлетворено. И совершенно справедливо член-корр. АМН СССР, проф. П.П. Коваленко пишет, что настала пора установить мемориальные доски на здании кафедры патологической анатомии и на доме, в котором долгие годы жил Ш.И. Криницкий. Женой Ш.И. Криницкого была Наталья Дмитриевна Криницкая (Никитченкова, 1899—1972), микробиолог, канд. мед. наук. Она всю жизнь проработала на кафедре микробиологии Ростовского медицинского института. Их единственный сын Миша ушел на фронт пехотинцем и погиб в 1945 г. в Силезии.

Шалва Иосифович Криницкий скончался 2 февраля 1961 г. от острого инфаркта миокарда. Он завещал, чтобы после его смерти произвели вскрытие, а головной мозг и сердце оставили в музее кафедры патологической анатомии, что и было выполнено.

В воспоминаниях о Ш.И. Криницком проф. М.Я. Евтодьева пишет: «Счастлив тот человек, который каждый день с радостью идет на работу, имеет друзей, единомышленников, просто порядочных людей рядом. Эти люди на долгие годы вперед могут определить судьбу других людей, а нередко и государства в целом, внести вклад в нравственную атмосферу общества во все времена — благополучные и особенно тяжелые. Именно к таким людям, безусловно, относился и Шалва Иосифович Криницкий».

И сегодня, спустя более 60 лет после его смерти, а это огромный срок в современной, насыщенной событиями жизни, мы с трепетом и благодарностью вспоминаем эту легендарную личность и отдаем ему дань уважения и почитания.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.