Введение
Специальные исследования по изучению стоматологического здоровья военнослужащих выявили, что ухудшение состояния зубов приводит к различным нарушениям всего организма. При потере естественных зубов нарушаются функция жевания, речи, эстетика зубных рядов, что приводит к возникновению зубочелюстных деформаций, другой стоматологической патологии, связанной с нарушением степени измельчения пищи и ее ферментативной обработки во рту [1, 2]. Одним из лучших вариантов восстановления зубного ряда у военнослужащих при потере зубов признана дентальная имплантация. По данным разных авторов, успех дентальной имплантации связан, прежде всего, с остеоинтеграцией имплантатов, их выживаемостью и долговременным функциональным постоянством [3, 4].
Цель исследования — обосновать медицинскую эффективность применения дентальной имплантации в военном здравоохранении.
Материал и методы
Исследование проводили на базе кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в 3 этапа. В ходе первого этапа исследования были изучены истории болезней и амбулаторные карты. Объектом изучения были пациенты с потерей зубов, которым была проведена дентальная имплантация. На приглашение обследования для оценки отдаленных результатов дентальной имплантации откликнулись 108 пациентов, у которых имелись дефекты зубных рядов с атрофией костной ткани альвеолярного отростка и без таковой. Исследование включало ретроспективную часть: анализ историй болезней и амбулаторных карт пациентов с потерей зубов. Изучали данные о принадлежности военнослужащих к определенной категории, возрасте пациентов, сопутствующих заболеваниях, количестве установленных имплантатов, применяемой имплантационной системе и особенностях установки дентальных имплантатов, количестве костнопластических и мягкотканых операций.
На втором этапе проведено изучение отдаленных результатов дентальной имплантации у пациентов с потерей зубов с использованием клинических и рентгенологических методов исследования. Оценивали состояние тканей, окружающих имплантат. Кровоточивость из десневой борозды в области установленного имплантата оценивали при помощи градуированного пародонтального зонда. Для оценки состояния костной ткани, окружающей имплантат, и выявления воспалительного процесса применяли конусно-лучевую компьютерную томографию.
На третьем этапе одним из методов социологического исследования для оценки физической, психосоциальной функции, учета жалоб на боль и дискомфорт использовали опросник OralHealthImpactProfile (OHIP-14) [5]. Опросник OHIP-14 позволял оценить проблемы пациента, связанные с употреблением пищи, проблемами общения, работы, досуга и общего состояния организма.
Результаты и обсуждение
В ходе клинического осмотра пациентов с дентальными имплантатами установлено, что из 108 обследованных у 89 имелись стабильные отдаленные результаты дентальной имплантации. У 19 пациентов результаты были оценены как неудовлетворительные. Из их числа у 40,7% наблюдали гиперемию мягких тканей и кровоточивость из десневой борозды в области установленного имплантата. Резорбция костной ткани вокруг имплантата отмечена в 21,9%, дефицит твердых и мягких тканей в области шейки имплантата наблюдали в 21,8% случаях, наличие свищевого хода в области установленного имплантата установлено в 5,3%. Гнойное отделяемое при зондировании десневой борозды вокруг имплантата наблюдали в 5,2% случаев от общего числа осложнений. Показатели стабильности дентальных имплантатов как средние и низкие констатированы у 5,1% пациентов.
Для определения динамики изменения качества жизни пациентов до и после лечения использовали опросник OHIP-14. Варианты ответов на вопросы опросника оценивали по пятибалльной шкале. При этом чем больше сумма ответов, тем более вероятно пациент подвержен воздействию стоматологических заболеваний. Краткость и полнота данных, полученных из анкеты OHIP-14, позволяла определить качество жизни. В результате анкетирования до начала лечения средняя оценка у опрошенных пациентов составляла 34 балла. При изучении отдаленных результатов дентальной имплантации при контрольном анкетировании средняя оценка по опроснику составила 8 баллов.
В качестве примера стабильных отдаленных результатов дентальной имплантации представлен клинический пример №1: пациент С., 63 лет, с диагнозом: «потеря зубов вследствие локализованного пародонтита, атрофия беззубого альвеолярного края нижней челюсти справа и слева».
Пациент обратился с жалобами на неудовлетворительное пережевывание пищи и отсутствие зубов. В области нижней челюсти отсутствуют зубы 3.7, 3.6, 3.5, 4.4, 4.5, 4.6 и 4.7.
Лечение: проведена остеопластика альвеолярного отростка нижней челюсти с помощью аутотрансплантатов правой большеберцовой кости (рис. 1, а, б). В ходе операции выполнен забор 6 костных блоков цилиндрической формы размерами 0,5×0,7 см (кортикального и губчатого слоя кости) на правой голени в проекции большеберцовой кости (рис. 1, в). В ходе операции костные блоки установлены и фиксированы 5 минивинтами в области отсутствующих зубов 4.4, 4.5, 4.6, 3.5 и 3.6 (рис. 1, г). Между костными блоками и альвеолярным отростком нижней челюсти уложены костная стружка и мембрана Bio-Oss ТМО (рис. 1, д, е.).
Рис. 1. Клинический пример №1: пациент С., 63 года.
а — атрофия альвеолярного отростка нижней челюсти справа и слева; б — подготовка к забору аутотрансплантатов правой большеберцовой кости; в — забор 6 костных блоков цилиндрической формы размерами 0,5×0,7 см (кортикального и губчатого слоя кости) на правой голени в проекции большеберцовой кости; г — костные блоки установлены и фиксированы 5 минивинтами в области отсутвующих зубов 4.4, 4.5, 4.6, 3.5 и 3.6; д — между костными блоками и альвеолярным отростком нижней челюсти уложен Bio-Oss; е — между костными блоками и альвеолярным отростком нижней челюсти уложена мембрана ТМО; ж — ортопантомограмма: установка костных блоков, их фиксация и установка 4 дентальных имплантатов фирмы Dentium на верхнюю челюсть; з — ортопантомограмма: установка 4 дентальных имплантатов фирмы Dentium на верхнюю челюсть и 5 дентальных имплантатов фирмы Dentium в позиции зубов 3.4—3.6, 4.4—4.6; и — на ортопантомограмме убыль костной ткани в области установленных имплантатов не более 0,2 мм (физиологичная утрата костной ткани); к — внешний вид окончательной конструкции из металлокерамики на верхней челюсти; л — внешний вид окончательной конструкции из металлокерамики на нижней челюсти.
Использование данного метода лечения позволило выполнить стоматологическую реабилитацию пациента с последующим изготовлением ортопедической конструкции. Пациент строго выполнял все рекомендации стоматолога, использовал индивидуальные средства гигиены, в том числе ирригатор.
При анализе рентгенограмм у пациента вертикальная ежегодная потеря кости не превышала 0,2 мм в год. Результаты лечения пациента С., 63 лет можно считать удовлетворительными. Такой метод лечения полностью функционально и социально адаптировал пациента. Срок наблюдения составил 3 года. Отдаленные клинические и рентгенологические результаты — на рис. 1, и—л.
В качестве примера осложнений при оценке отдаленных результатов стоматологической реабилитации пациентов с использованием ортопедических конструкций на дентальных имплантатах приведен клинический пример №2: пациент Л., 51 год, обратился с жалобами на частичное отсутствие зубов, невозможность полноценно пережевывать пищу. Проведена дентальная имплантация в 2016 г. Через 3 года (2019 г.) при клиническом и рентгенологическом обследовании установлено, что в области дентальных имплантатов в позиции зубов 3.6 и 3.7 определяется потеря мягких тканей вокруг шейки имплантатов (рис. 2).
Рис. 2. Клинический пример №2: пациент Л., 51 год: в области установленных имплантатов в позиции зубов 3.6; 3.7 потеря мягких тканей вокруг шейки имплантатов.
Другой пример (№3) осложнений при оценке отдаленных результатов дентальной имплантации — у пациента З., 59 лет, который обратился с жалобами на подвижность зубов, невозможность полноценного пережевывания пищи. Проведена дентальная имплантация в 2015 г. Находился под наблюдением в течение 3 лет. В 2018 г. при обследовании выявлены гиперемия и отек мягких тканей в области установленных имплантатов. При рентгенологическом обследовании определена резорбция костной ткани вокруг имплантатов в позиции зубов 3.6 и 3.7 (рис. 3).
Рис. 3. Клинический пример №3: пациент З., 59 лет: рентгенологически определяется резорбция костной ткани вокруг имплантатов в позиции зубов 3.6 и 3.7.
Клинический пример №4. Пациент Ф., 48 лет, при осмотре определены гиперемия и отек мягких тканей в области установленного имплантата (рис. 4). Установка дентальных имплантатов на верхней челюсти в позиции зубов 2.3, 2.5 и 2.7 проводилась в 2018 г. Срок наблюдения пациента составил 2 года.
Рис. 4. Клинический пример №4: пациент Ф., 48 лет: гиперемия мягких тканей в области установленного имплантата.
Установка дентальных имплантатов на верхней челюсти в позиции зубов 2.3, 2.5 и 2.7 проводилась в 2018 г.
Заключение
На ранних стадиях периимплантит чаще протекает бессимптомно. Для увеличения срока службы ортопедической конструкции с опорой на дентальные имплантаты важны регулярные профилактические осмотры для выявления патологических процессов на ранних стадиях. Однако, учитывая особенности военной службы, связанные с отдаленностью мест дислокации воинских частей от военно-медицинской организации и невозможностью проводить регулярные обследования пациентов с ортопедическими конструкциями с опорой на дентальные имплантаты, оценить отдаленные результаты дентальной имплантации не всегда представляется возможным. Осложнения могут быть связаны как с врачебными ошибками, в том числе с функциональной перегрузкой, так и с несоблюдением пациентами рекомендаций по персональной гигиене рта, пропуском посещений для проведения профессиональной гигиены рта, а также прогрессированием заболеваний пародонта.
В пользу дентальной имплантации идет выбор для некоторых категорий военнослужащих. Особенно это важно для летного и плавсостава, так как зубные протезы, установленные на дентальных имплантатах, являются единственной возможностью сохранения их профессиональной пригодности по военно-учетной специальности. Наличие зубов и отсутствие съемных зубных протезов является важным требованием при выполнении боевых задач.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.