Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нейроморфолог Леонид Иосифович Смирнов (к 130-летию со дня рождения)

Просмотров: 1123

Загрузок: 15

Как цитировать:

Нейроморфолог Леонид Иосифович Смирнов (к 130-летию со дня рождения). Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2019;83(5):121‑123.
Neuromorphologist Leonid Iosifovich Smirnov (to 130-years anniversary). Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2019;83(5):121‑123. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/neiro201983051121

проф. Леонид Иосифович Смирнов.

Выдающийся патолог, член-корр. АМ СССР, проф. Леонид Иосифович Смирнов родился 8 марта (по ст. стилю) 1889 г. в уездном Солигаличе Костромской губернии в многодетной семье священника. Начальное образование получил в церковно-приходской школе и духовном училище, которое окончил в 1902 г. Затем учился в Костромской духовной семинарии.

Становление

В 1906 г., сдав экстерном экзамен на аттестат зрелости в гимназии Костромы, Леонид Иосифович Смирнов поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Закончив его, в 1910 г. стал студентом медфака Варшавского университета, а в 1914 г. из-за событий первой мировой войны перевелся на медфак Императорского Московского университета, по окончании которого в 1916 г. получил диплом лекаря. В 1916—1920 гг. был ординатором нервной клиники, которой руководили профессора В.А. Муратов и Г.И. Россолимо.

В 1920 г. Леонид Иосифович переехал в Курск, где заведовал нервным отделением психиатрической больницы и был в ней же прозектором. В 1925 г. в Киеве был доцентом мединститута и зав. гистопатологической лабораторией Института усовершенствования врачей. С 1932 г. в Харькове заведовал кафедрой патанатомии 2-го мединститута и одновременно был прозектором Психоневрологической академии.

Приглашение Н.Н. Бурденко

Первым нейроморфологом Московского института нейрохирургии был проф. А.С. Чернышев. В 30-е годы он был репрессирован и расстрелян. Его сменил проф. Б.Н. Могильницкий, однако он мог быть лишь консультантом, так как одновременно заведовал кафедрой патанатомии в Горьком. Именно это не устраивало Н.Н. Бурденко, который желал иметь своего нейроморфолога. И выбирая достойную фигуру, он остановился на Л.И. Смирнове, уже завоевавшем высокое признание своими трудами по исследованию мозга.

Леонид Иосифович условиями своего переезда из Харькова в Москву поставил предоставление жилплощади и персональную зарплату, выходящую за пределы обычных штатных ставок. Николай Нилович их принял и в переписке с Наркомздравом СССР сумел получить согласие, мотивируя необходимость в Л.И. Смирнове как ведущем специалисте «с большим научным размахом и первоклассной методикой». И с сентября 1938 г. Леонид Иосифович заведует морфологическим сектором Центрального нейрохирургического института.

В начале 1940 г. Николай Нилович обращается в ВАК с просьбой о присуждении Л.И. Смирнову звания доктора медицинских наук без защиты диссертации как крупнейшему ученому в области патологической анатомии нервной системы, имеющему «многообразные научные, педагогические и производственные заслуги». Высшая аттестационная комиссия в декабре 1940 г. присудила Леониду Иосифовичу докторскую степень. А спустя два месяца утвердила его в ученом звании «профессор» по специальности «морфология».

Н.Н. Бурденко, видя выдающиеся научные свершения Л.И. Смирнова, выдвигает его в мае 1946 г. в действительные члены созданной в 1944 г. Академии медицинских наук СССР, подчеркивая: «У нас в Союзе нет равного ему специалиста по патологической анатомии, нет равного ему исследователя патологического процесса и за рубежом».

В 1940 г. Леонид Иосифович вступил в ряды ВКП (б). В 1944 —1947 гг. был секретарем партийной организации Института, а затем членом партбюро и членом пленума Свердловского райкома партии Москвы. В 1945 г. Николай Нилович Бурденко назначает Л.И. Смирнова своим заместителем по научно-теоретической части. Вскоре АМН СССР и НКЗ СССР утверждают Леонида Иосифовича первым заместителем директора ЦНХИ. После смерти Н.Н. Бурденко в 1946 г. Л.И. Смирнов несколько месяцев исполнял обязанности директора института.

Как работал ученый

Леонид Иосифович целиком отдавал свое время исследованиям. Единственное, что могло его отвлечь от микроскопа и письменного стола, была рыбалка. Но, наверное, и ее он использовал для продумывания обобщающих концепций по нейроморфологии.

Лаборатория Л.И. Смирнова была своеобразным центром в институте; в ней постоянно что-то уточняли молодые и старые сотрудники, командированные из разных концов страны морфологи, гости из-за рубежа. Леонид Иосифович никому не отказывал в помощи и традиционно являлся руководителем морфологического раздела всех диссертаций.

И Николай Нилович Бурденко, и ведущие нейрохирурги и неврологи института обязательно разбирали все секционные случаи с Леонидом Иосифовичем, сосредоточиваясь на анализе ошибок и особенностях наблюдения. Это была полезная публичная школа.

Как вспоминала ученица Леонида Иосифовича, Елена Михайловна Довгялло, он был поклонником Малого театра, особенно пьес А.Н. Островского; дома читал классику, предпочитал Лескова. Елена Михайловна рассказывала, что Леонид Иосифович был безразличен к своему внешнему виду, прическе, крайне небрежен в одежде.

Преданность и увлеченность работой Леонида Иосифовича передавалась всем сотрудникам и объединяла их. Вместе они обогатили нейроморфологию первоклассными исследованиями. Леонид Иосифович воспитал крупную школу своих последователей: Л.П. Липчина, В.В. Архангельский, В.В. Грехов, Е.М. Довгялло-Галачьян, А.К. Гуськова, Т.М. Вихерт и другие. Об одном из них я расскажу отдельно.

Научные свершения

Исследования Леонида Иосифовича, заложившие фундамент нейроморфологии, освещены в шести основополагающих монографиях и серии журнальных публикаций.

Л.И. Смирнов создал учение о травматической болезни головного мозга, основываясь на совокупности единств этиологии, патологической анатомии, патофизиологических механизмов развития, исходов и осложнений черепно-мозговых повреждений. При этом впервые были выделены закономерно сменяющие друг друга периоды в течении нейротравмы.

Основное, что характеризует патоморфологическую картину после краниоцеребральной травмы в любой период развития болезни и в каждом отдельном случае, по Смирнову, это: а) состояние очагов травматического размозжения, иными словами, стадии заживления первичного повреждения мозгового вещества, обусловленного непосредственным воздействием механической энергии; б) состояние циркуляторных механизмов (гемодинамика и ликвородинамика и наличие последствий их нарушений); в) отсутствие или наличие осложнений и их характер.

Исходя из этого, Леонид Иосифович выделил в развитии патологических процессов следующие пять периодов.

1. Начальный — период непосредственного патогенного действия механической энергии с явлениями, им непосредственно вызванными, при пассивности тканевых элементов или, точнее, рудиментарной выраженности тканевых и клеточных реакций в месте непосредственного приложения травматического агента, при максимальной выраженности функциональных расстройств, циркуляторных механизмов и при отсутствии осложнений.

2. Ранний — период тканевых реакций, характеризуемый процессами очищения тканевого дефекта от продуктов распада мозговой ткани и крови, развитием реактивного, негнойного воспаления на отдалении, лабильностью циркуляторных механизмов и ранними осложнениями.

3. Промежуточный — период развертывающегося рубцеобразования и более поздних осложнений.

4. Поздний — период заканчивающегося рубцеобразования и полной ликвидации осложнений раннего и промежуточного (интермедиарный) периодов.

5. Резидуальное состояние — период сформированного рубца.

Длительность каждого из этих периодов в различных случаях неодинакова и определяется многими моментами. Из них на первом месте стоит обширность тканевых разрушений, зависящая от интенсивности действия травматического агента, и характер осложнений, присоединяющихся в течение болезни (бактериологический фактор). Немаловажное значение в этом отношении имеют индивидуальные особенности организма, механизм действия травматического агента, вид и кинетическая энергия ранящего снаряда в момент его приложения, топография поражения, характер повреждения костей черепа и их состояние.

Учение Л.И. Смирнова о травматической болезни головного мозга существенно повлияло на тактику лечения ранений головы.

Применительно к опухолям центральной нервной системы вклад Л.И. Смирнова в их изучение соизмерим с вкладом таких ученых с мировым именем, как П. Бейли и Г. Кушинг, С. Геншен, Б. Остертаг, У. Пенфильд. Нейроонкологические исследования Леонида Иосифовича выделялись своей общепатологической направленностью, глубиной обобщений в сочетании с блеском морфологического анализа. Им разработана оригинальная классификация нейроэктодермальных и менингеальных опухолей с учетом (что особенно важно для новой нейронауки) клинического и хирургического значения. Ученый глубоко и доказательно изучает такие опухолевые факторы, как топика, взаимодействие паренхимы и стромы, дифференцировка, катаплазия, метастазирование и др. Свои гистогенетические заключения Л.И. Смирнов подтверждает методом тканевых культур. Им разработано учение о диффузных опухолях ЦНС. Трудно переоценить заслуги ученого в развитии проблемы бластомообразования в головном и спинном мозге. Много нового внес Л.И. Смирнов в изучение патоморфологии шизофрении.

Леонид Иосифович обладал широкой эрудицией в морфологии и смежных науках, чему способствовало знание немецкого, французского и английского языков, в меньшей степени итальянского и испанского.

Удар в спину

Леонид Иосифович был добрым и благородным человеком. Он добровольно в возрасте 52 лет ушел на фронт 2 августа 1941 г. и в течение 2 лет воевал под Сталинградом. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». В звании полковника медицинской службы демобилизован в сентябре 1943 г. и возвратился на свое место в Институт нейрохирургии.

Когда к нему пришел демобилизованный из армии новый аспирант, которому негде было жить, Леонид Иосифович поселил его в своем кабинете. Поставил в нем койку, стол, шкафчик и отгородил занавеской. Здесь в кабинете шефа и была за 1,5 года сотворена кандидатская диссертация. И упорный молодой исследователь начал писать докторскую. Завершив работу, он без благословения шефа представил ее в 1953 г. в Ученый совет Института нейрохирургии. Когда с ней ознакомился Леонид Иосифович, его отзыв был резко отрицательным, защита не состоялась.

Обиженный соискатель в ответ применил ядовитое сильнодействующее оружие тех лет — донос. В нем ни больше ни меньше сообщалось следующее: «Профессор Смирнов продает американцам мозги умерших советских солдат и офицеров». Вздорная клевета успешно сработала. Леонид Иосифович тяжело заболел и в 1954 г. подал заявление об увольнении.

Когда я узнал эту печальную историю, меня удивило, почему крупный ученый, член-корреспондент АМН СССР, профессор, партийный деятель, фронтовик не стал бороться за свое честное имя и сразу сдался?

Новомученик и исповедник российский Иосиф Смирнов

В 2001 г. ко мне в Институт нейрохирургии явился иеромонах Харитон с просьбой от архиепископа Александра помочь с материалами о Леониде Иосифовиче Смирнове, сыне протоиерея Иосифа — настоятеля Богородице-Рождественского собора в Солигаличе. И я узнал, что отец Леонида Иосифовича был расстрелян 22 февраля (по ст. стилю) 1918 г. за организацию антисоветского восстания (а по сути, речь шла о препятствовании реквизировать церковную утварь, оклады икон и иное имущество храмов).

Вступая в 1940 г. в партию, Леонид Иосифович сообщил, что он сын священника, учился в духовном училище и духовной семинарии, но скрыл, что его отец расстрелян как враг Советской власти. И когда появилась гнусная анонимка, то, несмотря на всю ее очевидную нелепость и свое высокое положение, побоялся, что в ходе расследования сокрытое им вскроется с тяжелыми последствиями, свойственными тому времени. Чтобы не терять крупнейшего ученого, Академия медицинских наук создала специально для Леонида Иосифовича лабораторию патоморфологии нервной системы в Институте неврологии АМН СССР. Однако подорванное здоровье ученого не позволило новым планам сбыться. В ноябре 1955 г. Леонид Иосифович скончался.

В 2003 г. архиепископ Александр прислал мне свою небольшую книгу «Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов», в предисловии к которой среди помогавших автору в ее написании упомянута и моя фамилия. Во вступительном слове Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II указано, что, отмечая пастырский подвиг одного из первых новомучеников ХХ века протоиерея Иосифа Смирнова, в 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви отнес его к общецерковно почитаемым священномученикам.

В иллюстрированном описании архиепископом Александром жизни отца Иосифа нашел свое место и рассказ о его втором сыне Леониде, добившемся наибольших успехов среди 7 детей протоиерея.

Закончу очерк о судьбе Л.И. Смирнова словами Николая Ниловича Бурденко: «Бывают моменты, когда для освещения и понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть и не столько забытых, сколько для многих неизвестных».

Проф. Л.Б. Лихтерман (Москва)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.