Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Яковенко М.П.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Клещенко Е.И.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Каюмова Д.А.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Исходы перинатального поражения нервной системы у глубоконедоношенных детей к 12 месяцам скорригированного возраста

Авторы:

Яковенко М.П., Клещенко Е.И., Каюмова Д.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2131 раз


Как цитировать:

Яковенко М.П., Клещенко Е.И., Каюмова Д.А. Исходы перинатального поражения нервной системы у глубоконедоношенных детей к 12 месяцам скорригированного возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(10):97‑100.
Yakovenko MP, Kleshenko EI, Kayumova DA. Developmental outcomes of very preterm and extremely preterm infants at the 12 months corrected age. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(10):97‑100. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312310197

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ожо­ги кис­ти у де­тей. Кли­ни­чес­кие слу­чаи. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(3):96-106

Ежегодно в мире около 11,1% детей рождаются раньше полных 37 нед. Число детей, рожденных раньше срока, увеличивается с каждым годом [1—4]. Несмотря на то что смертность детей, рожденных раньше срока, стабильно снижается, недоношенные дети по-прежнему имеют высокие риски развития патологии ЦНС, включающие тяжелые двигательные расстройства, такие как детский церебральный паралич (ДЦП) [3—5]. Поражение ЦНС у недоношенных, в том числе глубоконедоношенных детей (ГНД), развивается под воздействием ряда факторов [6]. Зачастую ЦНС поражается уже внутриутробно вследствие заболеваний матери (дефицит макро- и микронутриентов, анемия и пр.), нарушения фетоплацентарного кровотока, инфекции. Повреждению ЦНС способствует также нередко развивающаяся во время преждевременных родов асфиксия [5].

К моменту рождения недоношенный ребенок менее адаптирован к внеутробной жизни в сравнении с доношенным. При этом чем меньше срок гестации, тем менее организм недоношенного ребенка готов к внеутробной жизни [7]. В постнатальном периоде повреждению ЦНС у детей, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела (ОНМТ и ЭНМТ), способствуют многие факторы: нарушение гемодинамики, респираторный дистресс-синдром, жесткие параметры искусственной вентиляции легких и др. Наиболее высокий риск развития ДЦП, ретинопатии, нарушений слуха, когнитивных нарушений наблюдается у новорожденных, рожденных до 32 нед гестации [8, 9].

По результатам повторных МРТ у ГНД отмечается нарастание изменений структуры головного мозга через 2 мес постнатальной жизни. Выявляются геморрагические очаги, изменение сигнала в перивентрикулярных областях, дилатация боковых желудочков [10—11]. В настоящее время возможности лечения гипоксического поражения ЦНС у ГНД ограничены. Применение магнезии сульфата, эритропоэтина, барбитуратов, к сожалению, не оказало ожидаемого эффекта [12, 13]. В связи с вышесказанным остро стоит вопрос реабилитации ГНД с перинатальным поражением ЦНС. Реабилитационные мероприятия включают физиотерапию, кинезиотерапию, применение нейрометаболических препаратов. Одним из таких препаратов, разрешенных в детской практике, является Кортексин — многокомпонентный препарат, содержащий полипептиды коры головного мозга скота, аминокислоты, витамины и минеральные вещества. Кортексин обладает нейропротективным, нейротрофическим, антиоксидантным, нейрометаболическим действием [14]. Показано положительное влияние Кортексина на развитие детей с перинатальными повреждениями ЦНС [15—17].

Цель исследования — оценить эффективность влияния препарата Кортексин в составе комплексной терапии на уровень нервно-психического развития (НПР) ГНД с повреждением пирамидных трактов (ПТ) по данным МРТ, рожденных с ОНМТ и ЭНМТ.

Материал и методы

В исследование включены 127 недоношенных детей, рожденных с ОНМТ и ЭНМТ в 2020—2021 гг. в Краевом перинатальном центре, затем наблюдение за ними продолжалось до 1 года в условиях отделения катамнеза. В возрасте 40 нед постменструального возраста (ПМВ) всем детям проведена МРТ головного мозга в неонатальных режимах и в режиме DTI. На протяжении 1-го года жизни всем детям проводилось немедикаментозное лечение, включающее занятия активной и пассивной кинезиотерапией, физиотерапевтические мероприятия. Первую группу составили 22 пациента с повреждением ПТ, которым проводились только немедикаментозные реабилитационные мероприятия, 2-ю — 59 пациентов с повреждением ПТ, которым, наряду с реабилитационными мероприятиями, назначался Кортексин (подбор дозы проводился индивидуально в зависимости от массы тела из расчета 0,5 мг/кг/сут в течение 10 дней, всего три курса в/м введения препарата в течение 1-го года), 3-ю группу (сравнения) — 46 детей с неповрежденными ПТ, получавших только немедикаментозную реабилитацию.

Критерии включения: масса тела ребенка при рождении 1499 г и менее, установленный диагноз перинатального поражения ЦНС, структурные изменения по результатам нейросонографии (НСГ).

Критерии невключения: наличие врожденных пороков развития головного мозга, гидроцефалия, инфекции ЦНС.

Проводилась оценка анамнеза беременности, течения раннего и позднего неонатального периодов, данные НСГ, неврологического статуса детей на протяжении 1-го года жизни. В 12 мес скорригированного возраста НПР детей оценивалось по стандартизированной шкале INFANIB, которая позволяет оценить мышечный тонус и моторные навыки. Каждого родителя проинформировали и получили согласие о включении детей в исследование. Исследование одобрено локальным Этическим комитетом.

Статистический анализ данных проводился с использованием параметрических методов. Достоверная значимость различий относительных показателей оценивалась с использованием двустороннего точного критерия Фишера и критерия χ2 Пирсона. Различия интерпретировались как достоверные при значении p<0,05.

Результаты

При оценке анамнеза настоящей беременности хроническая фетоплацентарная недостаточность регистрировалась достоверно чаще у детей из 1-й и 2-й групп по сравнению с 3-й группой (81,8, 77,9 и 28,2% соответственно). Статистически значимых различий между группами по полу и гестационному возрасту не отмечено. Значимых различий течения интранатального и неонатального периодов между группами не установлено, за исключением более длительной искусственной вентиляции легких у детей 1-й и 2-й групп по сравнению с 3-й. В течение острого периода перинатального поражения ЦНС отмечались незначительные различия между группами (табл. 1).

Таблица 1. Неврологические нарушения в неонатальном периоде

Клинический синдром

1-я группа (n=22)

2-я группа (n=59)

3-я группа (n=46)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Синдром угнетения активности

22

100

59

100

46

100

Неонатальные судороги

7

31,8

16

27,1

5

10,7

Коматозное состояние

3

13,6

5

8,5

0

0

Гипертензионный синдром

12

54,5

35

63,6

21

45,7

У всех детей, по данным НСГ, отмечались изменения, регистрировалась перивентрикулярная ишемия, при этом значимых различий между 1-й и 2-й группами не отмечалось, у детей из 3-й группы значимо реже, по сравнению с остальными группами, регистрировались внутрижелудочковые кровоизлияния и кистозная перивентрикулярная лекоймаляция (табл. 2). К 40 нед ПМВ все дети самостоятельно питались смесями или находились на грудном вскармливании.

Таблица 2. Результаты нейросонографии в 40 нед ПМВ

Клинический синдром

1-я группа (n=22)

2-я группа (n=59)

3-я группа (n=46)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Повышение эхогенности перивентрикулярной области

100

100

100

100

100

100

Внутрижелудочковые кровоизлияния в стадии лизиса

14*

63,6

31***

52,5

15*, ***

32,6

Кистозная перивентрикулярная лейкомаляция

9*

40,9

27***

45,7

7*, ***

15,2

Примечание. Здесь и в табл. 3: * — различия статистически значимы между 1-й и 3-й группами (p<0,05), ** — 1-й и 2-й группами (p<0,05), *** — 1-й и 3-й группами (p<0,05).

К моменту выписки из стационара значимых различий в неврологическом статусе между группами не отмечалось. Регистрировался синдром вегетативно-висцеральной дисфункции (у всех детей), диффузная мышечная гипотония (95,5, 93,2 и 91,3% соответственно, p>0,05), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (59,9, 54,2 и 43,4% соответственно, p>0,05), также почти у всех детей выявлялось быстрое угасание физиологических рефлексов. Результаты оценки НПР по шкале INFANIB обследованных детей в 12 мес скорригированного возраста представлены в табл. 3. Нормальные показатели НПР регистрировались в 2 раза чаще у детей из 2-й группы по сравнению с остальными группами, практически все дети из 3-й группы имели нормальные значения НПР. ДЦП (<68 баллов по шкале INFANIB) статистически значимо чаще развивался у детей 1-й группы. Статистически значимой разницы частоты случаев темповой задержки моторного развития между 1-й и 2-й группами не было.

Таблица 3. НПР детей в скорригированном возрасте 12 мес

Количество баллов

1-я группа (n=22)

2-я группа (n=59)

3-я группа (n=46)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Патология (<68 баллов)

8**

36,4

8**

13,6

0

0

Транзиторные нарушения (69—82 балла)

10*

45,5

27***

45,8

3*, ***

6,5

Норма (82 балла и более)

4*, **

18,2

24**, ***

40,7

43*, ***

93,5

Обсуждение

В настоящее время нет совершенного метода прогнозирования неблагоприятных исходов перинатального поражения ЦНС. Достаточной прогностической точностью обладает МРТ головного мозга в режиме DTI [18], что было подтверждено в данной работе (отсутствие детей с ДЦП и малое число детей с задержкой развития в 3-й группе). Головной мозг новорожденного ребенка обладает большой нейропластичностью, у детей имеется высокий реабилитационный потенциал, несмотря на значимые повреждения ЦНС. Для составления программ реабилитации ГНД с поражением ЦНС применяется как медикаментозная, так и немедикаментозная терапия. Включение в терапию препарата Кортексин уменьшает частоту развития ДЦП и увеличивает число детей с нормальным НПР в группе пациентов с повреждением ПТ по результатам МРТ в режиме DTI. Результаты исследования подтверждают положительный эффект Кортексина у недоношенных детей с повреждением ПТ, рожденных с ОНМТ и ЭНМТ.

Заключение

У глубоконедоношенных детей, рожденных с ОНМТ и ЭНМТ, значительными прогностическими возможностями обладает МРТ головного мозга в режиме DTI. Применение Кортексина в комплексной терапии детей с повреждением ПТ улучшает исходы перинатального гипоксического поражения ЦНС.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Gallini F, Coppola M, DeRose DU, et al. Neurodevelopmental outcomes in very preterm infants: The role of severity of Bronchopulmonary Dysplasia. Early Hum Dev. 2021;152(8):105275.
  2. Schmidt B, Roberts RS, Anderson PJ, et al. Academic Performance, Motor Function, and Behavior 11 Years After Neonatal Caffeine Citrate Therapy for Apnea of Prematurity: An 11-Year Follow-up of the CAP Randomized Clinical Trial. JAMA Pediatr. 2017;171(4):564-572. 
  3. Володин Н.Н., Кешишян Е.С., Панкратьева Л.Л. и др. Стратегии отечественной неонатологии: вызовы настоящего и взгляд в будущее. Педиатрия. 2022;101(1):8-20. 
  4. Thoma M, Fledderjohann J, Cox C, et al. Biological and Social Aspects of Human Infertility: A Global Perspective. Oxford Research Encyclopedia of Global Public Health. 2021. https://oxfordre.com/publichealth/view/10.1093/acrefore/9780190632366.001.0001/acrefore-9780190632366-e-184
  5. Yates N, Gunn AJ, Bennet L, et al. Preventing Brain Injury in the Preterm Infant-Current Controversies and Potential Therapies. Int J Mol Sci. 2021;22(4):1671. https://doi.org/10.3390/ijms22041671
  6. Мостовой А.В., Карпова А.Л., Харитонова Н.Р. и др. Заболеваемость и предикторы летального исхода у недоношенных новорожденных с гестационным возрастом менее 32 недель, получивших порактант альфа разными методами. Педиатрия. 2022;101(1):27-38. 
  7. Бойцова Е.В., Овсянников Д.Ю. Клинические и структурно-функциональные респираторные последствия бронхолегочной дисплазии у детей, подростков и молодых взрослых. Терапия. 2019;5:86-96. 
  8. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Недоношенность как медико-социальная проблема здравоохранения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017;62(4):37-42. 
  9. Карпова А.Л., Мостовой А.В., Харитонова Н.Р. и др. Влияние применения бычьего и свиного сурфактанта у недоношенных новорожденных детей с респираторным дистресс-синдромом на краткосрочные исходы: пилотное многоцентровое исследование. Педиатрия. 2020;99(3):161-167.  https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-3-161-167
  10. Yates NJ, Feindel KW, Mehnert A, et al. Ex Vivo MRI Analytical Methods and Brain Pathology in Preterm Lambs Treated with Postnatal Dexamethasone. Brain Sci. 2020;10(67):211-218.  https://doi.org/10.3390/brainsci10040211
  11. Galinsky R, Lear CA, Dean JM, et al. Complex interactions between hypoxia-ischemia and inflammation in preterm brain injury. Dev Med Child Neurol. 2018;60(2):126-133.  https://doi.org/10.1111/dmcn.13629
  12. Galinsky R, Bennet L, Groenendaal F, et al. Magnesium Is Not Consistently Neuroprotective for Perinatal Hypoxia-Ischemia in Term-Equivalent Models in Preclinical Studies. Dev Neurosci. 2014;36(4):73-82. 
  13. Doyle LW. Antenatal magnesium sulfate and neuroprotection. Curr Opin Pediatr. 2012;24(7):154-159. 
  14. Кошманова А.Н., Максимов М.Л. Перспективы применения Кортексина. Врач скорой помощи. 2023;4:45-49. 
  15. Шмаков А.Н., Касымов В.А., Кохно В.Н. Адъюванты интенсивной терапии острой церебральной недостаточности новорожденных. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(2):60-63. 
  16. Евсюкова И.И. Недоношенные дети: актуальные проблемы выхаживания и профилактики неблагоприятных последствий. Журнал акушерства и женских болезней. 2021;70(3):93-102.  https://doi.org/10.17816/JOWD65228
  17. Ковальчук-Ковалевская О.В., Евсюкова И.И. Использование нейропротекции в лечении новорожденных детей с задержкой функционального развития ЦНС. Педиатрия. 2012;91(6):129-134. 
  18. Edwards A, Redshaw M, Kennea N, et al. Effect of MRI on preterm infants and their families: a randomised trial with nested diagnostic and economic evaluation. Arch Dis Child. 2017;103(1):15-21. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.